1. Название конкурса «Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». 2. Тип урока: комбинированный 3. Цели урока: изучить культы основных древнегреческих богов и героев; обучение исследовательской работе путем частично-поискового и проблемного метода.
4. Задачи урока: Образовательные задачи: • Способствовать усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта, Древнего Междуречья, других государств). • Изучить мифы о древнегреческих богах, актуализировать и дополнить признаки понятия "религия”, "многобожие”, "боги”, Сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции. • Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главные факты (анализировать миф как исторический источник). • На основе актуализации знаний по истории и религии Древнего Египта способствовать развитию у учащихся умений анализа, сравнения, сопоставления. • Способствовать утверждению понимания закономерности о взаимосвязи религиозных верований с занятиями. Развивающие задачи: • Развивать интеллектуальную сферу психики (активного целостного восприятия, творческого воображения, непроизвольного внимания, образной комбинированной памяти, словесно-логического и образного мышления), чувственно-эмоциональную сферу психики, познавательный интерес учащихся к историческим явлениям и событиям на основе ситуации занимательности, приема персонификации, развивать надпредметные умения и навыки (коммуникативные, информационные, исследовательские, др.). Воспитательные задачи: 1. Формировать интерес и уважение к культуре и традициям разных народов. 2. Воспитание высокого чувства гражданского долга
5. Краткое описание хода урока. I. Организационный момент Сообщение темы, цели, плана урока.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» Учащиеся получают маршрутные листы. (см. приложение) Тест по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Ключ к тестам:1(б), 2(г), 3(б), 4(г), 5(в), 6(б) Определите, из каких литературных произведений приведены отрывки: А) «Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой Пал он, - и в этой беде я на помощь ему не явился! Им, как своей головой, дорожил. И его погубил я!» «Илиада»
Б) «Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко. Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился» «Одиссея»
В) «Черная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи… На стену быстро взошла и, взглянула: по полю Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони» «Илиада»
Г) «Я называюсь Никто; мне такое название дали Мать и отец, и товарищи так все меня величают» «Одиссея»
III. Переход к изучению новой темы Беседа с учащимися. 1. Дайте определение понятию «Религия» Ответ: Религия – это вера человека в сверхъестественные силы. 2. Почему появляются религиозные верования? Ответ: Потому, что человек не мог объяснить явления природы. Слово учителя. Сегодня на уроке мы познакомимся с мифами о древнегреческих богах. Вспомните что такое МИФ?
IV. Изучение новой темы План: 1. Начало начал. 2. Боги Древней Греции. 3. Мифы о Деметре, Дионисе, Прометее.
1. Рассказ учителя. Начало начал. Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Он был как-бы сырьем, из которого появилось все, что когда-либо существовало. Повинуясь неведомой силе, заставившей его вращаться и создавать, Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной - Время. Эллины звали его Хронос. Хронос породил три стихии - Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля. Затем появились Мрак и Ночь. От них родились Вечный Свет и Сияющий День. Земля – Гея, Небо – Уран. От их союза родились Титаны и Циклопы. Титаны, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и Отца-Неба своим потомством: они дали начало великому племени богов самого древнего поколения. У Крона - младшего сына Урана, восставшего против отца, были самые знаменитые дети, которые впоследствии и властвовали над миром - боги. И среди них царь всех богов - младший сын Кроноса - Зевс. Дети людей и богов назывались «герои».
2. Боги Древней Греции. Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Три брата – ЗЕВС, ПОСЕЙДОН, АИД – поделили между собой власть над миром. ЗЕВС стал господствовать на небе. ПОСЕЙДОН – на море. АИД – в «царстве мертвых». Главным богом у греков был Зевс, это бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой – удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния – и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивали Олимпийские игры в честь бога Зевса. По преданию именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном. Крону сказали о том, что его дети отнимут у него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рожденных от Реи. Однажды, когда родился Зевс, Рея решила подсунуть ему камень, завернутый в пеленку. Так и получилось, что Зевс остался жить, и когда он вырос – победил своего отца. Олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях. Они бывают своенравны, жестоки , коварны и мстительны. Порою ссорятся между собой. Вмешиваются в дела людей, участвуют в их войнах, наказывают тех, кто осмелился нарушить их волю. Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времен года, неурожаи, болезни. Основные занятия греков имели своих богов – покровителей. Работа с иллюстрацией «Боги и богини Греции». (учебник, рисунки, выполненные учащимися) Работа с текстом учебника. Прочитать миф о Деметре и Персефоне, миф о Дионисе, миф о Прометее. 3. Заполнение таблицы в ходе изучения материала. ( в маршрутных листах) Имена богов Покровителями чего они считались Зевс Бог дождя, грома, молний Посейдон Бог моря Аид Владыка подземного мира Деметра Покровительница земледелия Гефест Кузнечное дело Дионис Покровитель виноделия Фетида Богиня моря Беседа по прочитанному: 1. Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков? (Деметра - Покровительница земледелия; Гефест – Покровитель кузнечного дела; Дионис – Покровитель виноделия…) 2. Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона? (Это связано с природными и климатическими условиями Греции) 3. Почему древние греки изображали своих богов в виде людей? (Они верили в силу человека) 4. Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир? (Евреи)
V. Закрепление изученного материала (вопросы к §28) Ответь «Да» или «Нет» 1. Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп». «Да» 2.Царствует над всеми богами громовержец Зевс. «Да» 3.Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых. «Нет» 4.По мнению греков, некогда миром правили Гея (Земля) и Уран (Небо). «Да» 5.Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и быстрыми, как спортсмены. «Нет» 6.До воцарения богов миром правили титаны. «Да» 7.Главным среди титанов был Крон. «Да» 8.Боги – дети титанов. «Да» 9.Дети людей и богов назывались «герои» «Да» 10.Одиссей был героем? «Да» Заключительное слово учителя: Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы. Но мы и сегодня изучаем их, так как они являются историческим источником и позволяют представить мир, в котором жили древние греки.
VI. Подведение итогов Домашнее задание: прочитать §28, подготовить рассказ о подвигах Геракла.
6. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока: Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя; Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре. Пересказывать текст учебника в связной монологической форме, воспроизводить полученную информацию, раскрывать содержание иллюстраций; Самостоятельно оценивать исторические явления, события, личности; Анализировать исторический источник.