Пятый открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе»
Тип урока Урок усвоения новых знаний, проблемный урок
Цели урока
Образовательные: 1) Углубить знания по истории России 16 века, сформировать представление об эпохе Ивана Грозного, осознать ее противоречивость; 2) Сформировать оценочные суждения о личности и политики Ивана IV через работу с различными видами исторической информации, определить собственную аргументированную позицию по данной теме, а также значение изучаемой темы для современников; 3) Способствовать развитию информационной культуры учащихся.
Развивающие: 1) Развивать навыки творческой, индивидуальной и групповой работы; 2) Сформировать навыки самостоятельного мышления, критического восприятия различных видов исторической информации по эпохе Ивана Грозного. Высказывать и отстаивать свою точку зрения; 3) Развивать навыки поиска информации по заданной теме.
Воспитательные: 1) Воспитание толерантного отношения к собственной истории; 2) Формирование чувства ответственности и гражданской позиции; 3) Воспитание негативного отношения к деспотизму, террору как способу решения политических проблем.
Задачи урока 1)Дать оценку деятельности и личности Ивана IV, используя различные виды исторической информации; 2) Подвести обучающихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность.
Краткое описание хода урока
Организационный момент.
Погружение в тему урока. Задание: Визитная карточка личности.
Объявление темы урока.
Работа с ассоциациями.
Просмотр видеофрагмента: «Имя России. Иван Грозный»
Постановка проблемы урока: «Иван Грозный реформатор или деспот на троне?»
Работа с понятийным аппаратом
Личность Ивана Грозного: Работа в группах с раздаточным дидактическим материалом: «Характеристика личности Ивана IV» (приложение № 1), беседа – дискуссия по вопросам с обучающимися.
Рассказ преподавателя «Первые самостоятельные шаги государя», беседа по вопросам с обучающимися.
Реформы Ивана IV: работа в группах: представление опережающего домашнего задания; оформление ответов в форме таблицы: «Внутренняя и внешняя политика Ивана IV»;
Опричнина: просмотр видеофрагмета «Учреждение опричнины» и беседа с обучающимися. Работа с презентацией.
Работа в группах с раздаточным дидактическим материалом: «Опричнина» (приложение № 2), беседа – дискуссия по вопросам с обучающимися.
Рассказ преподавателя о последствиях опричнины.
Иван Грозный на фоне европейских политиков: видеофрагмент, выполнение задания (слайд презентации)
Заключительный этап урока: «Иван Грозный деспот или реформатор на российском престоле?»: ) Работа в группах с материалом: « Различные оценки деятельности Ивана Грозного» + заполнение таблицы: «Итоги правление Ивана Грозного»
Группы презентуют ответы на проблемный вопрос урока.
Преподаватель подводит итоги, определяется значимость и актуальность изучаемой темы.
Оценивание, рефлексия.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют / приобретут / закрепят/др. ученики в ходе урока
Знать: 1) Основные направления и содержание внутренней и внешней политики Ивана Грозного; 2) Итоги и значение его правления; 3) Неоднозначность политики первого русского царя; 4) Роль Ивана Грозного в становлении централизованного государства и самодержавной формы правления.
Навыки: 1) навыки поиска и анализа информации в разных источниках (как печатных, так и Интернет); 2) развитие навыков анализа, сравнения, синтеза, обобщения, исследования; 3) решение проблемных задач; 4) понимания друг друга (эмпатия) и позитивного общения; 5) развивать навыки характеристики и объективной оценки исторической личности.
Уметь: 1) аргументировано отстаивать свою позицию в учебных дискуссиях, сопоставлять разные точки зрения, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); 2) формирование умения коллективного обсуждения: поддерживать диалог в микрогруппах, находить консенсусное решение, аргументировать свою точку зрения, слушать оппонента, выражать готовность принять позицию другого обучающегося.
Актуализация знаний: обращение к пройденному материалу по средневековой истории Европы для понимания специфики развития России; вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме — «я уже знаю».