Познакомить учащихся с
основными реформами, предложенными А.А.Сперанским
Задачи занятия
·организовать работы в группах для поиска нужной
информации
·добиться понимания учащимися причин неосуществленности предложенных реформ
в России начала XIX века и отставки
самого реформатора
·выработки
своего отношение у учащихся к обсуждаемой проблеме
Используемые педагогические
технологии, методы и приёмы
ИКТ, создание
проблемной обучения; работа в группах;
элементы интерактивного обучения; организация мини-дискуссии
Время реализации занятия
40 минут
Знания, умения, навыки и
качества, которые актуализируют / приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе
занятия
В
ходе занятия ученики будут совершенствуют умения групповой работы, актуализируют знания о России начала XIX
века («Дней Александровых прекрасное начало…», продолжат отработку навыков анализа
исторической информации, составления схем.
Необходимое оборудование и
материалы
Проектор, компьютер, экран,
презентация.
Дидактическое
обеспечение занятия
Задания для работы групп
(на карточках), сигнальные карточки (красные, зеленые, желтые)
Список
учебной и дополнительной литературы
1.Данилов
А.А., Косулина Л.Г. Программы общеобразовательных учреждений. История 6-11
классы
2.ДаниловА.А., Косулина Л.Г. История России. 8 кл.
«Просвещение»
3.Данилов
А.А. Поурочные разработки у учебнику "История России.ХIХ век.", 8
кл. Методическая литература
4.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России
XIX век. Рабочая тетрадь. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений. В двух частях. Часть 1
Ход и содержание занятия, деятельность
учителя и учеников
Подробное описание всех
этапов занятия
1.Мотивация учащихся
Рассказ
о беседе Ал-дра с Наполеоном в Эрфурте.
По
слухам, Наполеон в дни свиданий с Александром поговорил с этим человеком,
подвел его к царю со словами: « Не угодно ли Вам, государь, обменять мне
этого человека на какое-нибудь королевство?» (Слайд 1)
2. Сообщение темы урока,
домашнего задания
Учитель
называет тему урока: «Реформаторская деятельность М.М.Сперанского» (Слайд 2).
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, домашнее задание в дневник
3. Целеполагание
Учитель называет цели урока
·После урока вы сможете назвать основные реформы,
предложенные М.М.Сперанским
·Для этого в
группах поработаете с учебником и документами, отбирая нужную информацию
·поймете, почему предложенные реформы
в России начала XIX века не были осуществлены, а сам реформатор
отправлен в отставку
·сможете высказать свое отношение к обсуждаемой
проблеме (Слайд 3)
4. Предоставление новой
информации
-Вводное слово учителя.
-Сообщение
учащегося (индивидуальное задание)
-Беседа
с классом
-Работа
в группах
Учитель:
Одним из последствий
Тильзитского мира была утрата Александром I авторитета, для восстановления которого он решил провести новые реформы. Нужны были и новые люди, которые смогли бы
продолжить основные направления реформ уже несуществующего Негласного
комитета. Выбор императора пал на Михаила Михайловича Сперанского. Знакомясь
с фактами из биографии этого человека, подумайте, что необычного в биографии Сперанского? (Слайд 4)
1Биография
Сперанского.
Подготовленный
предварительно ответ уч-ся, ответ на вопрос, предложенный учителем (нетипичное для высших сановников
происхождение, быстрый карьерный рост)
Как
должны были воспринимать Сперанского в придворной и аристократической среде?
2.Предложенные
реформы.
Раздаются задания для
работы в группах
1.Ознакомьтесь с текстом
учебника на стр.20-22 и документом.
Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства
России:
а) организация центральной государственной власти;
б) организация выборов.
Подготовьте схему и рассказ.
2. Ознакомьтесь с текстом
учебника на стр. 20-22 и документом.
Выполните следующее
задание:
1. Проанализируйте планы Сперанского
по изменению сословного
строя России:
а) какие сословия должны были быть созданы по его проекту;
б) какие права получили бы эти сословия.
Подготовьте схему и рассказ.
3. Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 20-22 и документом.
Подумайте, какую конечную
цель хотел достигнуть М.М.Сперанский своими
реформами?
Какие положения проекта
М.М.Сперанского были реализованы?
5. Интерактивные упражнения
Учащиеся представляют новый
продукт в виде схем и устных ответов, сравнивают с имеющимися в презентации
схемами.
Учитель анализирует
представляемые материалы
(Слайды 5-6) Подумайте, почему Александр I так и не решился реализовать проект полностью?
5. Объяснение учителя.
Тестовое задание для
учащихся
Работа с историческим
документом
3.
Оппозиция реформам. Отставка М.М.Сперанского
Одним из наиболее активных
критиков планов Сперанского выступил знаменитый писатель и историк Н. М.
Карамзин. Он считал, что
реформаторская программа не отражает реального положения дел в стране,
что Сперанский недооценивает веками складывавшиеся в России традиции и
порядков. Именно на этом противопоставлении реформ и традиций российского
государства Карамзин построил свою «Записку о древней и новой России». Всякое
нарушение самодержавного характера власти, по его мнению, приведет к смуте.
(Слайд 6)
Выполнение тестового
задания (Слайд 7)
Проверка (Слайд 8)
Как вы считаете, к какому общественно-политическому
течению можно отнести Карамзина по его взглядам?
Чтение определения
консерватизма (стр. 24)
Карамзин в своем отношении
к Сперанскому был не одинок. Вся верхушка общества объединилась против
реформатора.
üНайдите в док-тах (стр. 23 доказательство того,
что «верхи» негативно относились к Сперанскому:
как сам он оценивал это отношение?
üКакие причины негативного отношения к реформатору
указывал его современник?
Объяснение
учителя с показом слайда (Слайд 11)
Боязнь
представительного
правления, конституции, боязнь отмены
крепостного права, недовольство введением
обязательной службы для
придворных
и экзаменов для чиновников
üОбвинения Сперанского: симпатия к Франции,
предательство
Участие
России в континентальной блокаде резко ухудшило экономическое
положение.Расходы превысили доходы в 2 раза.Выпуск ассигнаций вызвал
инфляцию.
План
оздоровления экономики Сперанского предусматривал:
-прекращение
выпуска ассигнаций, резкое сокращение государственных расходов,
-введение
новых налогов, в том числе, и на помещичьи имения,
-проведение
внутренних займов у населения,
Но и этот план не был
осуществлен, а вина за экономические трудности пала на Сперанского.
1812 – отставка, высылка в
Нижний Новгород, затем в Пермь.
7 Подведение
итогов занятия. Рефлексия.
Мини-дискуссия
Возвращение к задачам урока
·Подумайте, решили ли вы задачи, стоящие перед нами в начале урока?
(Использование сигнальных карточек зеленого, желтого и красного цветов)
üСчитаете ли вы, что реформы Сперанского
могли бы принципиально изменить Россию, направить ее по более благоприятному
историческому пути?
üПочему
нереализованные проекты реформ заслужили столь высокую оценку?
Обоснование, почему данную
тему оптимально изучать с использовани-
ем медиа- , мультимедиа,
каким образом осуществить.
Использование мультимедиа компонента
позволяет последовательно излагать
информацию, обеспечивает
наглядность и эффектность
подачи материала, способствует
повышению интереса учащихся на занятии, позволяет организовать работу с тестом и
его быструю проверку
Уважаемый коллега! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Пятом открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиа урок в современной школе»! Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Пятом открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиа урок в современной школе» и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" www.moi-mummi.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. С уважением, Мельникова Н.Л., технический эксперт
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]