Вторник, 12.12.2017, 11:34
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература

«Киммерийский волхв. Лики творчества Максимилиана Волошина»
[ · Скачать удаленно () ]
08.02.2014, 19:16

ВЕБ-КВЕСТ.

 «КИММЕРИЙСКИЙ ВОЛХВ.
ЛИКИ ТВОРЧЕСТВА» МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА
 СТРУКТУРА УРОКА

МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК

 I.       МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН. ЛИКИ ТВОРЧЕСТВА. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

 Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.

М. Волошин. «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток»

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте! Наш сегодняшний урок выходит за рамки обычного. Для работы вам предлагается веб-квест. Помните о том, что время на работу ограничено. Внимательно читайте инструкции к заданиям.

Наши уроки посвящаются творчеству ярчайшего представителя русской культуры Серебряного века – МАКСИМИЛИАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА КИРИЕНКО –ВОЛОШИНА (1877–1932). Для работы вам предлагается лекционный материал, презентации и видеоролики по творчеству поэта, а также ссылки на дополнительные материалы.

По завершении изучения лекции вам необходимо ответить на несколько коротких вопросов.

Часть разделов снабжены короткими тестамии, которые также необходимо пройти.

В конце курса – итоговое тестирование.

Помните, что все ваши действия и результаты будут отражаться в веб-квесте и будут видны учителю, поэтому не пропускайте, пожалуйста, задания.

Для работы вам предлагается РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ, в которую вы будете вносить свои ответы.

В помощь вам предлагается ГЛОССАРИЙ - СЛОВАРЬ НЕОБХОДИМЫХ ТЕРМИНОВ. Есть основной ГЛОССАРИЙ. Он расположен на первой странице. Есть также дополнительные ГЛОССАРИИ. 

 

II БЛОК. ВСЁ ВИДЕТЬ, ВСЁ ПОНЯТЬ... М. ВОЛОШИН

 

Мотивация  к учебной деятельности. Пробное учебное действие.

Вступительное слово о значении творчества М. Волошина с целью привлечь внимания учащихся.

Я не сам ли выбрал час рожденья,
Год и царство, область и народ,
Чтоб пройти сквозь муки и крещенье
Совести, огня и вод.

М.Волошин «Готовность»

Максимилиан Волошин был поэтом-философом, литературным и художественным критиком, искусствоведом, переводчиком, художником, краеведом, археологом, создателем писательского Дома творчества в Коктебеле. Волошин не может не восхищать тонкостью восприятия, изысканностью стиля своих стихов и изящными лёгкими пейзажами. В этом его индивидуальность и неповторимость.
Знакомство с видеосюжетом о Максимилиане Волошине.

Задание №1. Напишите небольшое эссе (5-7 предложений) о своих первых впечатлениях о М. Волошине. (Объём 50-70 слов.)

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

III. СТАНОВЛЕНИЕ М. ВОЛОШИНА КАК ЛИЧНОСТИ. НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕМУ.

Просмотр фрагмент презентации  «Из семейного архива". Знакомство с лекцией

 

Лекция:

Еще при жизни М.А. Волошин стал легендой. Тем не менее это реальная фигура в истории русской литературы и русского искусства. 

Поэт, художник, переводчик, мыслитель, мистик - Максимилиан Александрович Волошин - родился в Киеве в 1877 году в семье юриста, Александра Максимовича Кириенко-Волошина (вскоре умершего).

Детство Максимилиана Александровича Волошина (настоящая фамилия Кириенко-Волошин) (1877 – 1932), прошло в Москве; в 1893г. Мать будущего поэта, Елена Оттобальдовна, решила переехать в Крым – в Коктебель близ Феодосии.

Отроческие годы Волошин провёл в Коктебеле. Пустынный суровый берег Восточного Крыма, хранящий множество культурных напластований (тавры, скифы, печенеги, греки, готы, гунны, хазары), легендарная Киммерия древних — все это оформилось впоследствии в своеобразную неповторимую киммерийскую тему в поэзии и живописи Волошина. В своей автобиографии он пишет: "16-ти лет – окончательный переезд в Крым – в Коктебель. Коктебель не сразу вошел в мою душу: я постепенно осознал его как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземного моря, чтобы понять его красоту и единственность".

После окончания Феодосийской гимназии Максимилиан Волошин поступил в 1897г. на юридический факультет Московского университета. Юношеские оппозиционные взгляды Волошина очень скоро стали предметом пристального внимания властей: осенью 1897г. Он попал под надзор полиции, а в феврале 1899 г., когда началась Всероссийская студенческая забастовка, за организацию студенческих беспорядков» был исключён из университета на год и выслан в Феодосию, где занялся самообразованием.

В полной мере дарования М. Волошина развернулись уже в Крыму  в приобщении к первозданному миру южной природы. Во время длительных прогулок душа поэта оживала, фантазия раскрепощалась, укреплялась воля.

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить...

Эти стихи были написаны позже, но, несомненно, чувство, их взрастившее, вызревало тогда, во время странствий по выжженной таинственной земле.

Жизнь помогла увидеть разноликий мир. В 1899 и 1900 годах, Волошин совершил путешествие по странам Европы, посетив Италию, Швейцарию, Германию, Францию. Столица Франции становится его второй духовной родиной.

"Из Средней Азии пути ведут меня на Запад – в Париж, на много лет учиться: художественной форме – у Франции, чувству красок – у Парижа, логике – у готических соборов”, - напишет Волошин в своей автобиографии.

Стремительность, пожалуй, главное определение того, как Волошин вошел в мир художественного быта Франции. Он начинает переводить французских поэтов, писать рецензии и статьи об изобразительном искусстве, о театре.

Художник видит, а поэт воплощает его видение в слове, причем художник и поэт – одно лицо. Именно живописной изобразительностью, предметностью стиля Волошин выделялся из среды поэтов-символистов. "Говорящий глаз”, - хорошо сказал о нем один из них, Вячеслав Иванов.

Буддизм и католицизм, магия и антропософия – и через эти увлечения проходил М. Волошин в своем духовном развитии. И во всем оставался верен врожденному чувству пытливости, детскому стремлению отстоять свою личную независимость.

 

Вопросы к лекции:

1.   Верно ли что неповторимая киммерийская тема в поэзии и живописи Волошина сформировалась с самого начала его творческого пути?

2.      Верно ли, что увидеть разноликий мир помогли Волошину путешествия по странам Европы?

3.      Верно ли, что Волошин выделялся из среды поэтов-символистов склонностью к буддизму, католицизму, магии и антропософии ?

4.      Верно ли, что Волошина как поэта характеризовала живописная изобразительность и предметность?

5.       

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА №1 (см. приложение №1)

IV БЛОК. КИММЕРИЙСКИЙ ВОЛХВ. ЦВЕТОВАЯ КАРТИНА МИРА ПОЭТА
И ХУДОЖНИКА.

Вступительное слово

Данный этап урока посвящён творчеству Максимилиана Волошина, связанному с КИММЕРИЕЙ - ВОСТОЧНЫМ КРЫМОМ. М. Волошин предстанет перед вами как поэт и художник. Познакомьтесь с лекционным материалом. Ответьте на необходимые вопросы. Для непосредственного восприятия вам предлагается видеосюжет "ПЕЙЗАЖИ ВОЛОШИНА" (как вариант - презентация). По завершении работы с лекцией и просмотра видеосюжета ответьте на вопросы ТЕСТА № 2

Лекция (начало):

Весной 1903 года в Москве Волошин знакомится с Маргаритой Сабашниковой, художницей, ученицей  Врубеля. Он очарован ее талантом в живописи. В 1906 году она становится его женой. Но вскоре  Волошин переживает тяжелые душевные испытания – осложнение и фактическое распадение  отношений с М.В.Сабашниковой. В марте 1907 г., в дни тяжелых личных переживаний, в трудные дни разрыва с М. Сабашниковой, опечаленный поэт возвращался в Киммерию - край, который не мог изменить ему в любви. 

В 1910 году вышел первый сборник стихотворений Волошина. Особый интерес здесь представляет цикл «Киммерийские сумерки». (Киммерия — древнегреческое название восточного Крыма.) Волошин пишет стихотворение «Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель...». Торжественным и суровым предстает перед ним реальный мартовский Коктебель.

 Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель...

  По нагорьям терн узорный и кустарники в серебре.

  По долинам тонким дымом розовеет внизу миндаль

  И лежит земля страстная в черных ризах и орарях.

  Припаду я к острым щебням, к серым срывам размытых гор,

  Причащусь я горькой соли задыхающейся волны,

  Обовью я чобром, мятой и полынью седой чело...

Дорога скорбная, Коктебель безрадостный, земля в черных ризах и орарях, волна задыхающаяся. Даже мощная природа не смягчает душевную боль поэта. Но вот он поднялся на седловину горы Кучук-Енишар, откуда открывается величественный вид на всю Коктебельскую долину и на загадочно-прекрасный Кара-Даг, который вызвал в душе поэта восхищение, заставившее забыть жизненные невзгоды... Изменив ритм, поэт закончил свое стихотворение радостным восклицанием:

Здравствуй, ты, в весне распятый, мой торжественный  Коктебель!

Волошин-поэт всегда в полном согласии с Волошиным-живописцем. Многие его стихотворения - результат зрительных восприятий реального мира, они передают картины природы и то настроение, которое возникло у поэта, глядящего на мир глазами художника. Живописец помогает поэту находить краски для стихов, поэт художнику - необыкновенно тонкие ритмические звучания для картин. Например, «Полдень» (1907):

  ... А выше за холмом лиловые вершины

Подъемлет Кара-Даг зубчатою стеной.

И этот тусклый зной, и горы в дымке мутной,

И запах душных трав, и камней отблеск ртутный,

И злобный крик цикад, и клекот хищных птиц –

Мутят сознание. И зной дрожит от крика...

И там - во впадинах зияющих глазниц

Огромный взгляд растоптанного Лика.

Волошин одухотворяет природу. Как Тютчев, он пытается проникнуть в её душу, понять ее язык, почувствовать ее свободолюбивый трепет - и это ему удается:

Так странно свободно и просто

Мне выявлен смысл бытия,

И скрытое в семени «я»,

И тайна цветенья и роста.

В растенье и в камне – везде

В горах, в облаках над горами

И в звере, и в синей звезде

Я слышу поющее пламя.

В стихах о Коктебеле, вошедших в циклы «Киммерийские сумерки», «Киммерийская весна» (Киммерия — древнегреческое название восточного Крыма), поэт обращается к греческой, египетской, славянской мифологии, библейским образам, экспериментирует с античными стихотворными размерами. Волошину принадлежат венки сонетов «Corona astralis» («Звездная корона») и «Lunaria» — безупречные образцы редкой в русской поэзии формы (состоит из 15 сонетов; каждый стих ключевого сонета является первым в одном из 14 сонетов и одновременно — последним в предыдущем сонете; конец последнего сонета повторяет начало первого, замыкая венок). 

Вопросы к лекции:

1.      Верно ли, что многие стихотворения из циклов «Киммерийские сумерки», «Киммерийская весна»  посвящены Коктебелю?

2.      Верно ли что М. Волошин продолжает развивать в поэзии жанр сонетов?

3.      Верно ли, что цикл «Киммерийские сумерки» посвящён Маргарите Сабашниковой?

 

Лекция (продолжение):

 

Огромное влияние на формирование мироощущения и художественной манеры М. Волошина оказал ряд факторов: французская культура, многообразие ее течений и направлений, особенно импрессионизм. Вобрав все это в свое мировосприятие и переосмыслив, Волошин вырабатывает свою художественную манеру, воплотившуюся в неповторимую образную картину мира поэта и художника, единую в двух ипостасях.

Поэт и художник, он грезил «снами» земли, чувствовал ее дух, «летая» во Вселенной. Никто лучше Волошина не скажет о его мироощущении:

Гаснут во времени, тонут в пространстве
Мысли, событья, мечты, корабли…
Я ж уношу в свое странствие странствий
Лучшее из наваждений земли.

Без художника Волошина не было бы оригинального поэта, настолько поражает своей красочностью и разнообразием средств художественной выразительности его языковая картина мира: изобилие метафор, ассоциаций, богатство оттенков цветового спектра.

В стихах Волошина нашли отражение мифологические образы и мотивы, суть которых два противоположных начала человека – земное и небесное, телесное и духовное, светлое и темное, реальное и таинственное. Природа «очеловечена» Волошиным: «Видит сны незрячая земля»; «Темные лики весны»; «Ветер, рыдая, прядет нити дождя» и т.п.

М. Волошин придавал большое значение символике цвета, выбор которого отвечал его глубокой философской интуиции: "Красный соответствует цвету земли, синий - воздуха, жёлтый - солнечному свету. Лиловый цвет образуется из слияния красного с синим - "чувство тайны", "цвет молитвы", зелёный - от смешения жёлтого с синим - "цвет растительного царства, надежды, радость бытия".

Особым богатством отличается палитра фиолетового цвета с его тончайшими нюансами. Весьма показательно в этом плане стихотворение «Лиловые лучи».

О, фиолетовые грозы,
Вы – тень алмазной белизны!
Две 
аметистовые Розы
Сияют с горней вышины.

Дымится кровь огнем багровым,
Рубины рдеют винных лоз,
Но я молюсь лучам лиловым,
Пронзивших сердце вечных Роз.

И я склоняюсь на ступени,
К лиловым пятнам темных плит,
Дождем фиалок и сирени
Во тьме сияющей облит.

И храма древние колонны
Горят фиалковым огнем.
Как 
аметист, глаза бессонны
И сожжены лиловым огнем.

В небольшом стихотворении автор находит не только эпитеты: «лиловые лучи», «лиловые пятна темных плит», но и метафоры, сложные ассоциации: «фиолетовые грозы», «тень алмазной белизны», «аметистовые Розы», «дождь фиалок и сирени», «фиалковый огонь», «лиловый день» и др.

Любимый Волошиным фиолетовый цвет встречаем и в других поэтических произведениях:

«Осенних сумерек лиловые миражи»
«В 
шафрановых сумерках лиловые холмы»
«Точно кисть лиловых-бледных глициний расцветает утро».
«А выше за холмом лиловые вершины / Подъемлет Карадаг зубчатой стеной».

Часто Волошин обращается и к другому цвету спектра –красному, который он использует при описании заката или зари: «Вот рдяныйвечер мой», «Запал багровый день», «И слепнет день, мерцая оком рдяным», «И зарево наш парус багрянит», «Алым трепетом пали на статую / Золотистые пятна»

Кроме фиолетового и красного тонов, в своих стихах поэт часто прибегал к описанию желтой теплой гаммы с разнообразием оттенков этого цветового спектра.

Обратим внимание на то, что в некоторых стихах Волошина отсутствуют прилагательные, обозначающие цвет. Используя цветовые существительные, Волошин достигал максимальной точности и глубины картины-стиха.

Старинным золотом и желчью напитал
Вечерний свет холмы. Зардели красны, буры,
Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры.
В огне кустарники, и воды как металл.

Примечательно, что при обозначении цвета Волошин любил употреблять имена драгоценных камней, кристаллы которых считались символами гармонии, красоты, порядка. Можно перечислить чуть ли не все эти камни, которых поэт-художник возвел в «ранг» цвета – это опал, аметист, шафран, топаз, сапфир, агат,базальт. Встречаются в стихотворениях Волошина названия таких драгоценных металлов, как золото и серебро, сравнения с жемчужиной. Луну, которую он боготворил, Волошин называл «жемчужиной небесной тишины».

Живопись и поэзия образуют в творчестве Волошина органическое единство. Волошин подчеркивал, что его стихи о природе перетекают в его акварели.

Свои многочисленные акварели М.А. Волошин писал в основном по памяти. Большинство пейзажей посвящено окрестностям Киммерии.

Пейзажи восточного Крыма – скалы и утесы, полынные нагорья и равнины, выжженные солнцем, море и суровая нагота земли – стали в ту пору глубоко созвучны Волошину: «безрадостный Коктебель» помог избыть горечь личных переживаний.

Акварели Волошина обладают отточенностью стиля и строгостью отбора мотивов. Их почти неизменное содержание — горная гряда с вторящими ей облаками, иногда кусочек залива и почти непременное тонкое деревце на первом плане.

Каждая акварель Волошина несет частицу света, мудрости и любви. Создавая их на протяжении многих лет, художник размышлял о соотношении четырех стихий: Земля, Вода, Воздух и Огонь (Солнце, звезды), о глубинном смысле Космоса, поэтому стихии в акварелях Волошина - море, холмы, небо, облака.

Известно, что Волошин использовал различные технические приемы и свойства живописи, увлекался разными течениями в искусстве, пока пришел к своему стилю, ясному, скромному, но величавому. Его техника своего рода «импровизация».

Глядя на акварели, радуясь их красоте и проникаясь поэзией Волошина, мы словно сливаемся с природой воедино.

Вопросы к лекции:

1.      Согласны ли вы с утверждением, что в стихах Волошина нашли отражение мифологические образы и мотивы, суть которых два противоположных начала человека – земное и небесное, телесное и духовное, светлое и темное, реальное и таинственное? 

2.      Согласны ли вы с утверждением, что цветовая символика в творчестве
М. Волошина-результат его увлечения импрессионизмом,
 мифологическими образами и мотивами?

3.      Верно ли утверждение, что пейзажи Волошина - это мир, совершенно не связанный с его поэзией?

 

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА №2 (см. приложение №1)

 БЛОК РЕЛАКСАЦИИ. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ЗРЕНИЯ

УРОК №2. ГРУППОВАЯ РАБОТА. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

БИОГРАФЫ

Вступительное слово

В истории культуры ХX века не найти, пожалуй, примеров такой тесной взаимосвязи между художником и его жизненным и творческим пространством, как «союз» Максимилиана Волошина и Киммерии - Коктебеля, повлиявших на эстетику, мировоззрение и творчество поэта.

Задание для группы

Познакомьтесь с автобиографией М. Волошина. Подумайте, почему, так увлекаясь ранее путешествиями по Франции, Испании, Греции и Италии, поэт всё же отдаёт предпочтение Киммерии - Восточному Крыму.

Выполните задание. Ответьте на вопрос: Почему, так увлекаясь путешествиями по Франции, Испании, Италии, Греции, Волошин остался верен Киммерии?

Свой ответ оформите в виде файла.

ЛИНГВИСТЫ

Вступительное слово

Известно, что Волошин часто сопровождал свои пейзажи стихотворными строками.

Вам предлагается выполнить два интересных задания.

Задание№1. Подумайте и обоснуйте выбор Волошиным стихотворных строк для оформления своих пейзажей. Ответ оформите в виде файла.

Задание №2. Подберите к предложенным Вам пейзажам строки из стихотворений М. Волошина. Для работы скачайте
на рабочий стол предложенный ниже шаблон.

ИСКУССТВОВЕДЫ

Вам предстоит увлекательная работа.

Сопоставьте пейзажи и стихотворения Волошина, посвящённые Киммерии.

Какую Вы увидели связь между миром Волошина-поэта и Волошина-художника?

Ответ оформите в виде файла.

При ответе используйте ссылки.

ЭКСКУРСОВОДЫ

Посетите виртуальную Крымскую галерею и посмотрите выставку картин М. Волошина.

Используя программу Microsoft Office Publisher 2007, создайте красочное объявление о предстоящей выставке или визитную карточку ДОМА-МУЗЕЯ, или памятный календарь. При ответе используйте ссылки.

VI. МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН. ПАМЯТЬ

Слово учителя

Несколько лет М. Волошин находился в забвении. Труды его отказывались печатать. Так происходило,
к сожалению, с теми, кто своими убеждениям выбивался из общепринятых канонов.

В 1970-1980-х годах начинается изучение литературного творчества поэта и его связей с мировой литературой. Но серьезный, глубокий анализ творчества Волошина был начат только в 1990-х годах.

Сегодня можно смело сказать: 
"Волошин  вернулся!"

Я не просил иной судьбы у неба, чем путь певца: бродить среди людей и растирать в руках колосья хлеба чужих полей.
Мне не отказано ни в заблужденьях, ни в слабости, и много раз я угасал в тоске и в наслажденьях, но не погас.
***
Благодарю за неотступность боли путеводительной: я в ней сгорю.  За горечь трав земных, за едкость соли - благодарю!
М. Волошин."Склоняясь ниц, овеян ночи синью".

В заключение выполните итоговый тест и перейдите, пожалуйста, на страницу рефлексии.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ 

VIII. БЛОК РЕФЛЕКСИИ. ИТОГИ

В заключение, пожалуйста,  ответьте на вопросы рефлексии.

Поделитесь также своими впечатлениями (удачами, проблемами) на ФОРУМЕ и в  ЧАТЕ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ:

·         Какое чувство Вы испытали во время работы на дистанционных уроках?

·         Явилось ли для вас творчество Волошина открытием?

·         Можно ли подобные уроки считать продуктивным методом работы?

·         Ваши пожелания в адрес преподавателя.

 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Напишите сочинение-эссе: «Моё открытие Волошина».

2. Создайте видеоролик (презентацию, буклет) о творчестве Волошина. (По желанию.)

3. Работа с DREAMS BOARD и с ПАЗЛАМИ. (По желанию.)

 В DreamsBoard предлагается создать либо ВИЗИТНУЮ КАРТОЧКУ  М. Волошина, либо ВЫСТАВКУ - ВЕРНИСАЖ ВОЛОШИНА, либо РЕКЛАМУ - ФЕСТИВАЛЬ ВОЛОШИНА. (Можно добавить тему по желанию). Работу, созданную на Доске Желаний, сохранить и прислать учителю. Для работы  в DreamsBoard и с пазлами даны ссылки.


Категория: Литература | Добавил: ЖаннаР
Просмотров: 883 | Загрузок: 212 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Экспертное заключение.
Председатель комиссии Гуманитарного направления, Л.А. Малинова.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]