Пятница, 29.03.2024, 12:52
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Пятый открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе»
[ · Скачать удаленно (1,27 Mb) ]
05.12.2012, 17:54
Урок литературы в 9 классе
на тему "Нет, весь я не умру…” (По стихотворению А.С.Пушкина "Когда за городом, задумчив, я брожу…")
Урок-поиск (опыт аналитической работы с незнакомым стихотворным текстом)
Цель: учить самостоятельно мыслить, уметь сопоставлять свою точку зрения с мнением критика, учителя, учащихся, готовиться к сочинению, ГИА и ЕГЭ; прививать культуру семейных отношений, традиции поминать ушедших.
 Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Пушкин на Каменном острове». На доске репродукции картин, портрет поэта, эпиграф, цитаты на листах на стенах; на столе выставка: книги, рефераты, размноженный текст стихотворения "Когда за городом, задумчив, я брожу…"
Учащиеся поделены на 3 группы.
1.Вступительное слово учителя. Здравствуйте. Я рада встрече с вами и Пушкиным. Сегодня день памяти Пушкина, и пусть вас не пугают слова, которые вы видите на доске. Память об ушедших- это часть культуры. Это тоже нужно уметь.
Тема сегодняшнего урока « Нет, весь я не умру…». Как вы думаете, как можно сформулировать цель урока?
                                               О Пушкине всегда хочется сказать слишком много, всегда    
                                          наговорить можно лишнего, и никогда не скажешь всего, что следует.  
                                                                                                                              В.Ключевский
 Вы видите на доске слова память и кладбище. Какие ассоциации вызывают у вас эти слова? Составление кластера ассоциаций
 
                     могила    священник     крест  
     ограда       память       погост     кладбище   небытие
 
        скорбь    вечность похороны    Пушкин
-Сегодня 175 лет со дня смерти великого поэта. Недаром есть ассоциация память и Пушкин. Пушкин с нами. Это не просто фраза. Это так и есть. У меня слово кладбище ассоциируется и со стихотворением Пушкина , написанным им за полгода до смерти, в 1936 году, «Когда за городом, задумчив, я брожу…».(Раздать текст) История создания стихотворения такова. Супружеская чета Пушкиных( указать на иллюстрацию) провела лето 1836 года на Каменном острове на даче.
 Демонстрация слайдов №1, №2,№3,№4№5 презентации «Пушкин на Каменном острове»
Вы видите это стихотворение впервые.
Чтение стихотворения -3 минуты на ознакомление.
 -О чём это стихотворение? Ваше первое впечатление?
В стихотворении представлено показное и истинное. Всё как в жизни.
Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний (особенности технологии- внимание к деталям «деталь» - «вопрос» - «проблема»). Демонстрация слайдов №6,№7 презентации «Пушкин на Каменном острове»
-Приготовили карандаши, заметите ли вы использование слов с непривычным ударением, незнакомое слово, необычный эпитет- отметьте.
Чтение вслух учителем.
-Где заканчивается 1 часть?(Хоть плюнуть да бежать…)
-Найдите эпитеты. Эпитеты- это образные определения, дающие дополнительную художественную характеристику. могилы склизкие нарядные гробницы дешёвые резцы мысли смутные плач амурный старый рогач- обманутый муж
- Что вы скажете о предложении? О синтаксисе?
- Сколько предложений? 4 , первое большое, сложное.
- Почему Пушкин, автор очень гармоничный, создал такое громоздкое предложение? ( Всё недовольство
- А вы заметили, что я ставила ударение в некоторых словах непривычно для нас? Какие это слова и почему так прочитано? (клАдбище-совр, кладбИще- устаревшее слово, кАмней, совр-только камнЕй, широко и ширОко употребляются на равных правах) -А почему описаны такие кладбища? Такие- какие есть в жизни
Демонстрация слайда № 8 презентации «Пушкин на Каменном острове» Если взять первую часть пространственно. Откуда идёт движение- сверху вниз или как? (1-ая часть- сверху вниз, а вторая наоборот, от могилы к дубу)
-А каков цвет в частях? В 1-ой части- серый Во 2-ой- дуб зелёный, жёлтый мох.
Обратимся к последним четырём строкам. Как вы понимаете «безносые гении»?- отбили носы варвары. Гробы важные для родных, и для автора. -Так что происходит в этих четырёх строках? (Вместо мавзолеев, урн- родовое, простое кладбище. Надо жить соразмерно. Строка из Библии. - Помните ли вы описание кладбища в каком-нибудь произведении Пушкина? («Станционный смотритель»)
Демонстрация слайда № 8 презентации «Пушкин на Каменном острове» - Стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу…», Пушкин написал, посетив две близкие сердцу могилы — друга А. Дельвига, и могилы матери в Святых Горах. Мать всю жизнь открыто показывала свою любовь к старшему сыну. А всё оказалось пустое. И перед смертью позвала младшего.
Откроем доску.
Читаю: Я скоро весь умру. Но тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь… -
Это стихотворение поможет вам сформулировать главную мысль стихотворения, над которым мы работаем. Важно оставить после себя не мишуру, не рукотворный памятник. философский смысл стихотворения. Оно о смысле жизни, о месте последнего приюта человека. Горькая ирония первой части контрастна торжественному покою, тишине «кладбища родового», что подчеркивается открытым финалом текста. Но философский смысл стихотворения не в преимуществах одного кладбища перед другим. Он в том, что остается от человека после смерти, нуждается ли он в посмертной мишуре и пышности. Ценность человека, по Пушкину, измеряется тем, что он успел сделать при жизни, какой нерукотворный памятник после него останется.
Назовите современных известных людей, живущих или ушедших, которые увековечивали память о себе. (Когда американцы искали оружие массового поражения в Ираке, много показывалось изображений Саддама Хусейна огромного размера. Изображений Туркмен-баши в разных изображениях, в золотых статуях, было много в Туркмении).
Вывод: Важно оставить после себя не мишуру, не рукотворный памятник.
-Какой Пушкин? Для нас? 9живой, страстный, неожиданный, солнце -И всё же при его имени нас охватывает лёгкая грусть. -К уроку я приготовила эпиграф: «О Пушкине всегда хочется сказать слишком много, всегда наговорить много лишнего, и никогда не скажешь всего, что следует». Это сказал В.Ключевский. И мы убедились, что это именно так.
Итоги: Сегодня на уроке мы учились работать с впервые прочитанным стихотворением- это важная часть в подготовке к сочинению. С задачей вы справились.
Оценки.
Д.з. Подумать над проблемой и написать исследование на тему: «В чём бессмертие Пушкина».
Категория: Литература | Добавил: TatyanaSeiko
Просмотров: 1053 | Загрузок: 546 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 2
2 Наталья_Рожкова  

1 elenagrig  
Уважаемая Татьяна Евгеньевна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Пятом открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиа урок в современной школе»!
С уважением, Григорьева Е.Ю., технический эксперт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]