Учитель:
(Презентация. Слайд №3). Серебряный век – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, отражения, блики, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса, уста, глаза…
Что вы почувствовали, услышав эти слова?
Что это для вас - серебряный век?
Это время, это чувство, это мироощущение?
Повлияла ли на ваше понимание этих слов музыка?
Какие чувства она у вас вызвала?
Ответы учеников на вопросы
Тема нашего урока: «Серебряный век русской поэзии». (Презентация. Слайд №2)
Впервые название «серебряный век» использовал философ Н. Бердяев, но закрепилось после появления статьи Н. Оцупы «Серебряный век русской поэзии» (1933) (Презентация. Слайд №4)
Выразительное чтение стихотворения А. Блока «Двадцатый век». (Презентация. Слайд №6)
Стихотворение Александра Блока «Двадцатый век» и музыкальное произведение «Чардаш» Винченцо Монти (Презентация. Слайд №7)
Прослушивание произведения «Чардаш» Винченцо Монти
– как сочетаются музыка и стихи?
- Что их объединяет?
(Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающиеся катастрофы, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавая свое роковое одиночество).
Хронологические рамки
(Презентация. Слайд №5)
Вопрос о хронологических рамках Серебряного века остаётся спорным. «Серебряный век» условно датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «Серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, а также эмиграции многих поэтов и писателей в начале 1920-х годов из России. Наконец, существует точка зрения, что концом «Серебряного века» можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературой. Таким образом, временны́е рамки этого периода составляют около тридцати лет.
Модернизм (фр. мodern - новейший) художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием. (Презентация. Слайд №8,9)
Модернизм в России имел разные литературные формы:
- Символизм
- Акмеизм
- Футуризм
- Имажинизм
Символизм
(Презентация. Слайд №10)
Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература «Серебряного века» ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма — 1890-е годы — 1910 год. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:
- российская — поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского;
- французский символизм — поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Основная мысль: искусство — средство познания мира.
Основные черты символизма:
отрицание действительности (мир- зверинец, тюрьма, келья);
мир непознаваем;
жизнь - сон, игра теней;
самообожествление;
метание человека от мрака к свету (мотив качелей);
одиночество;
Вечная Женственность, Душа мира
Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.
Старшие символисты (Презентация. Слайд №11)
Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.
Декаденство (лат. decadentia - упадок) – явление в культуре конца XIX - начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.
Выразительное чтение стихотворения К. Бальмонта «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (Презентация. Слайд №12)
Каково настроение лирического героя?
Каково настроение «Сонаты»
Иоганна Себастьяна Баха?
Созвучны ли они?
Что видит перед собой лирический герой?
О чем он думает?
Что для него мир? (Презентация. Слайд №13)
Московские символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.
«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.
Младшие символисты:
А. А. Блок (ранние произведения), А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании. (Презентация. Слайд №14)
Стихотворение Андрея Белого «Родине»
Обратите внимание на дату создания стихотворения.
О чем она вам говорит?
Каково настроение лирического героя?
Созвучно ли оно с настроением музыкальной композиции
«Полет валькирий» Рихарда Вагнера?
Что значит Россия для лирического героя?
(Презентация. Слайд №15,16)
Футуризм
(Презентация. Слайд №17,18)
Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку.
Кубофутуризм
В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование окказионализмов. В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.
Выразительное чтение стихотворения Маяковского «А вы могли бы?»
(Презентация. Слайд №19,20)
Что показалось вам необычным в этом стихотворении?
Все ли слова были вам понятны?
Чем вы это объясните?
Видите ли вы в стихотворении черты города?
Какими словами они переданы?
Попробуйте найти общее между звучанием музыкальной композиции «Женитьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта и стихотворением В. Маяковского «А вы могли бы».
Эгофутуризм
Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие.
Акмеизм
(Презентация. Слайд №21,22)
Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие.
Основные принципы акмеистов:
- отказ от мистической туманности;
- приятие мира во всем его многообразии;
- четкость образов, звучность, красочность;
- обращение к прошлому (мифы, история);
- стремление придать слову точное значение;
- обращение к человеку;
Выразительное чтение стихотворения Ахматовой «Мне голос был». (Презентация. Слайд №23,24)
Почему именно «Баркарола» Петра Ильича Чайковского стала музыкальным фоном данного стихотворения?
Почему же лирическая героиня не покидает грешную Россию?
Что для неё Россия?
Новокрестьянская поэзия
Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Поэты, причисляемые к данному направлению себя так не называли и не образовывали литературного объединения или направления с единой теоретической платформой. Однако всем «новокрестьянским» поэтам в той или иной мере были присущи обращения к теме деревенской России (вопреки России «железной»), связь с миром природы и устного творчества. Вместе с тем им оказались внятны и стилевые устремления «русского модерна».
Известнейшими новокрестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин.
Имажинизм
Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман.
Заполните пробелы в сравнительной таблице модернистских течений рубежа 19-20 веков. (Презентация. Слайд №25)
Скажите, какие характеристики какому течению соответствуют. (Презентация. Слайд №26)
|