Ресурсный центр дистанционного образования детей
План-конспект
дистанционного урока по курсу
“Русский язык”, 7 класс.
Учитель Козлова Людмила Петровна.
Тема урока: “Что такое деепричастие.” (Тема 18, урок 21)
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма: интегрированный урок с применением системы мультимедиа.
Метод: исследовательский, решение нетиповых ситуаций.
Использование проблемных методов обучения при изучении деепричастия, совершенствование умения самостоятельно анализировать данные языковых явлений.
Дидактическая цель: организовать деятельность ученика по изучению деепричастия и первичному закреплению знаний.
Задачи урока:
Обучающие:
Уметь определять деепричастие и отличать его от других частей речи.
Изучить лексические и морфологические признаки деепричастия.
Научиться находить и выделять деепричастный оборот в предложении, без ошибок конструировать предложения с деепричастиями.
Развивающие:
1.Развивать у ученика лингвистический интерес, познавательные способности (речь, память); повысить положительную мотивацию обучаемого к изучению курса “Русский язык” за счёт наглядности и доступности материала.
Развивать общеучебные умения и навыки:
сравнивать;
анализировать;
делать выводы.
3. Развивать и закреплять умения пользоваться компьютером, мультимедийными технологиями
Воспитательные:
1. Воспитывать умение преодолевать трудности в процессе изучения новой темы, самостоятельность.
2. Воспитывать эстетическое чувство ученика средствами русского языка и литературы.
Межпредметные связи:
дистанционный курс « Русский язык» 7 класс в I-School является курсом дополнительного образования и опирается на связь предметов: русский языка, литература и информатика. В процессе изучения темы ученик используют модули курса (лекции, тесты).
Краткий план интерактивного урока в I-School:
Как распознать деепричастие?
Что такое деепричастие.
Особые формы.
Признаки глагола и наречия у деепричастия.
Найди глагол и его формы.
Методы, формы, приемы обучения: на уроке используются
словесные методы (беседа, объяснение, ответы на вопросы в диалоговом режиме);
практические методы (выполнение упражнений, тестовых заданий);
наглядные методы ( репродукция, презентация «Деепричастие»);
Форма организации занятия — индивидуальная в дистанционном режиме с использованием информационных технологии.
Оборудование и наглядные пособия: серверное программное обеспечение (специальная среда обучения, позволяющая создавать учебные материалы, осуществлять оперативное взаимодействие «учитель-ученик»); электронно-образовательные ресурсы, авторские дидактические материалы, программное обеспечение NeoOffice.
. Структурные элементы урока
1. Организационный момент (1 мин.):
установление видеосвязи в Skype;
приветствие;
вход на курс “Русский яэык, 7 класс”.
Постановка задач на урок по теме «Деепричастие».
Мотивация учебной деятельности ученика -1 мин.
Сегодя на уроке мы научимся определять деепричастие и отличать его от других частей речи.
Изучим морфологические признаки деепричастия.
Научимся без ошибок конструировать предложения с деепричастиями.
3. Ход урока:
1) актуализация знаний (1 мин.)
Цель: продготовка к восприятию нового материала (введение в тему).
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Задаёт вопросы ученику:
Какую часть речи мы закончили изучать?
Что такое причастие?
Свойства каких частей речи
объединяет причастие?
|
Ученик отвечает на вопросы учителя.
|
2) изучение темы «Деепричастие» (25 мин.)
|
Цель: используя ресурс курса «I-shool» и дидактические материалы изучить морфологические признаки деепричастия:
|
-подготовка к восприятию нового материала:
Сегодня на уроке мы начнем изучение части речи, которая обладает свойствами глагола и наречия.
Что такое наречие?
Читаю стихотворение Роберта Саути «Лодорский водопад».
О чём это стихотворение?
Правидьно, это стихотворение называется «Лодорский водопад», написал его английский поэт Роберта Саути.
- Показать рисунок «Лодорский водопад»
|
Ученик отвечает на вопрос учителя.
Ученик слушает и следит по тексту.
Отвечает на вопрос:
-О водопаде.
Рассматривает репродукцию с картины англ. художника «Лодорский водопад»
|
Что необычно в этом стихотворении?
Что обозначают эти слова?
|
Отвечает на вопрос:
Много необычных слов без окончаний.
Эти слова обозначают действие.
|
Правильно, эти слова динамичные (передают движение, развитие, изменения), экспрессивные (несут настроение, передают чувства).
В стихотворении 52 деепричастия. Согласись, это стихотворение очень красивое, но
деепричастия очень коварны, чтобы красиво говорить, чтобы правильно строить предложения с деепричастиями, надо хорошо знаить их свойства.
|
|
Деепричастие -это и есть тема нашего урока.
|
|
Тема 18, урок 21, шаг 2, задание 1
|
- объяснение нового материала:
введение понятия «деепричастие».
Направляю действия ученика:
посмотри на текст;
запомни, что такое деепричастие;
от каких слов происходит;
на какие вопросы отвечает;
с помощью каких суффиксов образуется;
почему деепричастие-неизменяемая форма?
|
Ученик открывает лекцию «Что такое деепричастие?»
Ученик читает, отвечает на вопросы и делает вывод.
|
Вывод: деепричастие-особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и наречия. Деепричастие-причастное к действию (обозначает действие, сопутсвующее основному действию).
|
- тренировочное упражнения «Как опознать деепричастия?»
урок 21, шаг 2, задание 2
|
Направляю действия ученика:
чтобы правильно выполнить упражнение, тебе надо
задать вопрос к каждому слову;
определить, какой частью речи является.
Какие признаки помогают опознать деепричастие?
Почему у деепричастий нет окончаний?
|
Ученик выполняет упражнение
«Как опознать деепричастия?»
Отвечает на вопрос, выполняя задания теста.
Отвечает на вопрос, выполняя задания теста.
|
Выполнение задания «Особые формы» урок 18, шаг 2, задание
|
Направляю действия ученика:
прочитай задание;
открой окна;
вставь нужные определения.
|
Восстанавливает текст.
Повторяет определения.
|
- изучение морфологических признаков деепричастия.
|
Изучение лекции «Признаки глагола и наречия у деепричастия» шаг 3, задание 1.
|
Направляю действия ученика:
прочитай и запомни «Признаки глагола»;
прочитай и запомни «Признаки наречия»;
|
Чтение и запоминание морфологических признаков глагола.
Чтение и запоминание морфологических признаков наречия.
|
- закрепление знания морфологических признаков деепричастия;
|
Выполнение задания «Блаженно закрыв глаза»
шаг 3, задание 2.
|
Направляю действия ученика на закрепление знаний.
|
Отвечает на вопросы учителя.
Перечисляет признаки глагола и наречия у деепричастия, делает вывод.
|
Вывод: у депричастия есть признаки глагола и наречия.
|
Упражнения для глаз ( см. приложение) 2-3мин.
|
- изучение правильного употребления деепричастий
(дидактический материал) - 5 мин.
|
Работа с презентацией «Особенности употребления деепричастий в речи».
|
Деепричастие-коварная часть речи, надо хорошо знать, как правильно строить предложения с деепричастиями.
Правильно составлено предложение?
Кто совершает добавочное действие?
В чём ошибка?
|
Открывает презентацию.
Читает слайды.
Отвечает на вопросы, делает вывод.
|
Делает вывод о том, что в предложении с деепричастием основное действие и добавочное действие в предложении совершает одно и то же лицо.
|
3) закрепление знаний по теме «Особенности употребления деепричастий» (4 мин.)
|
Работа с дидактическим материалом.
Направляю действия ученика на закрепление знаний:
найди грамматическую основу предложения;
найди деепричастие;
найди лицо (предмет), который выполняет основное и сопутствующее действие.
|
Выполнение упражнение. Задание: укажи грамматически правильное продолжение предложения.
Ученик последовательно выполняет задание, находит правильный ответ.
Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.
Правильный ответ – вариант № 4.
|
Делает вывод о том, что в предложении с деепричастием основное действие и добавочное действие в предложении совершает одно и то же лицо.
|
4. Рефлексия 1 мин.
|
Что для тебя было интересным на уроке?
Что оказалось сложным?
Над чем надо ещё поработать?
Итог урока:
ты научился отличать деепричастие от других частей речи;
изучил признаки деепричастия;
научился видеть ошибки в предложениях с деепричастиями и исправлять их.
|
Для меня на уроке самым интересным было… .
Для меня самым сложным оказалось… .
Надо поработать … .
|
5.Объяснение домашнего задания ( 2 мин.):
выполнить тренировочный тест по ссылке http://5-ege.ru/sintaksicheskie-normy/
с 1 по 10.
6. Оценивание работы ученика на уроке (1 мин.)
|
Задание: укажи грамматически правильное продолжение предложения.
http://5-ege.ru/sintaksicheskie-normy/
с 1 по 10.
|
Приложение.
Упражнение для глаз при работе с компьютером.
Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 - 15.
Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами посмотреть направо на счет 1 - 4, затем налево на счет 1 - 4 и прямо на счет 1 - 6. Поднять глаза вверх на счет 1 - 4, опустить вниз на счет 1 - 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 - 6. Повторить 4 -5 раз.
Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 - 30 см, на счет 1 - 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. |