Понедельник, 20.11.2017, 21:55
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Фразеологизмы
[ · Скачать удаленно () ]
11.02.2014, 18:02

Название конкурса – Открытый профессиональный конкурс педагогов «ИКТ на службе ФГОС».

 

Тип урока: усвоение нового материала в условиях реализации ФГОС.

 

Цели урока: формирование понятия о фразеологизмах, создание условий для эффективного усвоения теоретического материала учащимися и совершенствования умения использования фразеологизмов в собственной речи.

 

Задачи урока:

1.                 Образовательные:

- познакомить учащихся с понятием «фразеологизма»;

- совершенствовать речь учащихся;

- обогащать словарный запас учеников.

2.                 Развивающие:

- развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значение;

- развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности.

3.                 Воспитательные:

- воспитывать интерес учащихся к изучению родного языка;

- воспитывать ценное отношение к слову.

 

 

ХОД УРОКА

 

1.                     Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

 

Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Теперь, когда у вас у всех хорошее настроение, мы начнем с вами урок.

 

2.                 Актуализация знаний.

 

Индивидуальная работа с карточкой № 1, после ее выполнения выясняют верные толкования данных выражений с помощью презентации (Слайд 2)

 

Найди и подчеркни верное толкование выражения

«Кот наплакал» – это много или мало?

«Бежать сломя голову» – бежать быстро или медленно?

«Кожа да кости» – это худой или толстый?

Работать «спустя рукава» - это прилежная или небрежная работа?

«Мартышкин труд» - это полезная или бесполезная работа?

 

Ребята, вы слышали подобные обороты в речи окружающих вас людей?

(Да.)

 

Как вы думаете, как эти обороты называются?

(Фразеологизмы.)

 

3.                 Постановка учебной задачи.

 

Итак, как прозвучит тема сегодняшнего урока?

(Фразеологизмы.)

 

Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

 

4.                 Целеполагание.

 

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что нам нужно сегодня выяснить? Чему научиться?

(Должны узнать, что такое фразеологизмы, научиться находить их в тексте, правильно их толковать и использовать в речи.)

 

5.                 Усвоение новых знаний.

 

Попробуйте самостоятельно дать определение, что такое фразеологизм.

(Фразеологизм – это устойчивые сочетания слов, которые можно заменить одним словом, они близки по своему лексическому значению, имеют переносное значение и употребляются только так.)

 

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов близкие по своему лексическому значению одному слову. (Слайд 3) А что же тогда мы назовем фразеологией?

(Фразеология – это раздел лингвистики, который изучает фразеологизмы.)

 

Правильно. Фразеологизмы пришли к нам из народной речи, в которых выражалась народная мудрость, из мифов и легенд, их создавали поэты и писатели.

К примеру, фразеологизм «Авгиевы конюшни» (Слайд 4) произошел по легенде. У царя Элиды Авгия были громадные конюшни, которые не убирались 30 лет, но Геркулес очистил их за один день, направив через них воды бурной реки Алфей. (Слайд 5) Этот фразеологизм означает: очень загрязненное место, беспорядок в делах.

Выражение «без задних» ног (Слайд 6) возникло на основе наблюдений над животными, лошадь после работы ложится и спит, расслабив задние ноги. Они в первую очередь отдыхают при первой возможности. Если попытаться ее поднять, она будет вставать на передние ноги, а задние ее не будут слушаться. (Слайд 7) Первоначально фразеологический оборот имел значение «спать, не двигаясь от усталости». Затем смысл выражения изменился, и оно стало обозначать крайнюю степень усталости.

6.                 Первичное закрепление знаний.

 

Работа в группах по карточке № 2, (учитель консультирует, при затруднении ученики пользуются фразеологическими словарями, после выполнения каждая группа называет правильные значения фразеологизмов, сравнивая с презентацией (Слайд 8))

 

Соедините стрелками фразеологизмы и их значение

«Глаза на мокром месте»                                  обиделся

«Душа в душу»                                                  рано

«С глазу на глаз»                                               жить дружно, в согласии

«Ломать голову»                                               часто плачет

« Бить баклуши»                                               наедине

«Надул губы»                                                    думать

«Ни свет ни заря»                                             бездельничать

 

7.                 Физ. минутка.

 

8.                 Применение нового знания.

 

Работа в парах по карточке № 3 ( ученики выполняют задание в парах, учитель консультирует, после выполнения каждая пара называет по одному фразеологизму, после чего сравнивают с презентацией)

 

Перед вами карточка с упражнением, но к нему нет задания. Придумайте его, для этого вы должны работать дружно в парах.

 

Задание: (выписать в тетрадь только фразеологизмы)

Горькое лекарство, сбивать с толку, дрова загорелись, горькая правда, приходить в школу, медвежья берлога, золотые часы, глаза загорелись, медвежья услуга, приходить в голову, сбивать с дерева, золотые руки.

 

Посмотрим правильно ли вы выполнила задание, выписав только фразеологизмы. (Слайд 9)

 

9.                 Закрепление изученного материала.

 

С данными фразеологическими оборотами (Слайд 10) составьте и запишите в тетрадь предложения. (Водить за нос, делать из мухи слона, развешивать уши, строить глазки). После выполнения задания учащиеся читают предложения, обсуждают, правильно ли они составлены.

 

 

10.             Подведение итогов урока.

 

Подведем итоги сегодняшнего урока. Что мы узнали? Чему научились?

(Сегодня на уроке мы узнали, что такое фразеология и фразеологизмы. Научились находить фразеологические обороты в тексте, составлять с ними предложения.)

 

Как изменилась ваша речь после употребления в ней фразеологизмов?

(Фразеологизмы придают речи образность, выразительность, потому что обладают переносным значением.)

 

11.             Домашнее задание. (Слайд 11)

 

Теория стр. 49

Выполните один из вариантов задания.

Упражнение 508 или 515 (на выбор),

Исследование: найти историю происхождения любого фразеологизма.

 

12.             Рефлексия, оценка результатов собственной деятельности.

 

Вы сегодня потрудились очень хорошо, молодцы! А теперь улыбнемся друг другу, скажем спасибо.

Спасибо за внимание, урок окончен! (Слайд 12)

 

Планируемые результаты

Предметные:

   Учащиеся должны знать:

         - что такое фразеологизм;

         - источники появления фразеологизмов.

   Учащиеся должны уметь:

         - объяснять смысл фразеологизмов;

         - пользоваться фразеологическими словарями для получения нужной информации;

         - использовать фразеологизмы в предложениях.

Личностные:

         - осознание уважительного отношения к русскому языку, потребности сохранения чистоты русского языка;

         - стремление к совершенствованию своей речи для свободного выражения мыслей, чувств при общении.

Метапредметные:

         - владение всеми видами речевой деятельности;

         - способность использования полученной информации из различных источников (средства массовой информации, ресурсы Интернета, словари), умение самостоятельно проводить поиск информации;

         - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;

         - умение прислушиваться к мнению и высказыванию одноклассников, сотрудничать друг с другом в парах, группах;

         - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

 

Категория: Русский язык | Добавил: SosnovskayaYV
Просмотров: 779 | Загрузок: 184 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Экспертное заключение.
Председатель комиссии Гуманитарного направления, Л.А. Малинова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]