Вторник, 22.05.2018, 11:13
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Космическое путешествие на планету "Имя существительное"
[ · Скачать удаленно (8,08МБ) ]
16.11.2012, 16:23
Тема: «Космическое путешествие на планету «Имя Существительное»
Предмет: Русский язык
Класс: 6
Автор урока: Дзюба Валентина Александровна
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №51 с.Березовка
Федеральный округ: Ростовская область Сальский район село Березовка
Цель: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся по теме «Имя существительное»
Задачи: Ø Повторить морфологические признаки имени существительного (грамматическое значение, склонение, собственные/нарицательные имена существительные, род, существительные общего рода, существительные, имеющие форму только мн.ч или ед.ч); Ø Закрепить знания о тексте, о грамматической основе предложения; Ø Развивать монологическую речь учащихся; Ø Развивать познавательные интересы к предмету, умения и навыки грамотного письма; Ø Воспитывать любовь к русскому языку, творческие способности, интеллект.
Педагогические технологии: игровая технология
Методы: репродуктивный, групповой, фронтальный
Приемы: нахождение в группе предметов лишнего, рефлексия, опрос, распределительный диктант, выборочный диктант, приемы: «допиши словечко», «угадай слово по составу», «закончи фразу».
Время реализации урока: 45 минут
ЗУН: - Знать, что такое имя существительное, каковы его морфологические и грамматические признаки; - Уметь находить в тексте имена существительные, определять их склонение; - Знать, что такое текст, чем он отличается от предложения; - Уметь грамотно излагать свои мысли; - Уметь самостоятельно оценивать свои знания.
Тип урока: Урок обобщения знаний
Форма урока: урок-игра
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация
Ход урока:
I. Организационный момент. (Подготовка учащихся к усвоению материала)
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке! Урок будет необычный – урок-путешествие. И совершим мы это удивительное путешествие … в Галактику «Имя Существительное». (Слайд №1-3). (Объявляются цели и задачи урока).
В путешествие отправятся 4 экипажа знатоков русского языка: «Умники», «Знатоки», «Эрудиты» и «Всезнайки». В каждом из них есть капитаны. Их задача оценивать работу каждого и вносить результаты сначала в их бортовой журнал, а потом итоговую оценку работы всего экипажа. За каждый правильный ответ я буду выдавать экипажу звездочки, а капитан должен будет отметить в своем журнале того, кто принес команде заработанный балл. Прежде чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свои космические корабли. Откройте свои бортовые журналы, запишите сегодняшнее число и тему урока «Путешествие в Галактику «Имя Существительное»
Путешествие – дело довольно трудное, допускаются к нему только здоровые люди. Поэтому вам необходимо получить допуск к полету – пройти контроль состояния своего здоровья. Образец ракеты: Члены экипажа «Грамма тическая»«Шифро вочная»«Экспери менталь ная» Экипаж «Умники»

«Орфо»
Капитан
Члены экипажа:
1
2
3
4
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: Дома вы должны были подготовить и записать в тетрадях пословицы и поговорки о здоровье, в которых встречаются имена существительные. Давайте послушаем. Что у вас получилось! Отвечать будете по очереди, если у кого-то закончатся пословицы и поговорки, то экипаж будет считаться неподготовленным к полету в космос.
Учитель: Посмотрите на экран (Слайд №4)и объясните, как вы понимаете данные пословицы и поговорки.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Болезнь не красит человека, а старит.
Здоровье дороже богатства.
Здоровье не купишь - его разум дарит.
Курить - здоровью вредить.
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
Руби дерево здоровое, а гнилое и само свалится.
Чистота - залог здоровья.
(Экипажи по очереди объясняют значения пословиц и поговорок) . Учитель: Вы молодцы! Отлично справились с домашним заданием! А значит, что все допущены к полету!
III. Работа по теме урока.
1. Актуализация опорных знаний.
Учитель: И вот мы уже направляемся к Галактике, перед нами звездное небо. Во время нашего путешествия мы побываем с вами на многих планетах и звездах Галактики «Имя Существительное»: «Грамматическая», «Шифровочная», «Экспериментальная» и «Орфо». (Слайд №5) Чтобы попасть в Галактику, нужно пролететь сквозь Звездные врата, которые охраняют инопланетяне. Не всех они пропускают через них, а только самых смелых, отважных, а главное – знающих. Вам необходимо ответить на вопросы инопланетян: ü Какая часть речи называется именем существительным? ü Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении? ü Чем отличается имя существительное от имени прилагательного? ü Что общего между именем существительным и местоимением? Учитель: Итак, вы получили разрешение пройти через Звездные врата и очутились в открытом космосе. 2. Обобщение и систематизация знаний об имени существительном. 1.Перед нами первая планета «Грамматическая» (Слайд №6) Задание №1: (Слайд №7) Прослушайте текст песни, выпишите имена существительные и укажите их склонение. Звучит песня «Земля в иллюминаторе»
(Учащиеся выписывают следующие слова: Земля – 1 скл., иллюминатор – 2 скл., сын - 2 скл., мать – 3 скл., звезда – 1 скл., затмение – 2 скл., сон – 2 скл., рокот – 2 скл., космодром – 2скл., синева – 1 скл., трава – 1скл., дом – 2 скл.). Одновременно с ответами учащихся появляются на экране имена существительные из песни. (Слайд №8)
(Слайд №9) Задание №2. Распределить имена существительные в три колонки: только множественное число, только единственное число, две формы. Сахар, сани, мышцы, ножницы, молодёжь, молоко, шорох, дрожжи, темнота, праздники, грабли, цифры. Только единственное числоТолько множественное числоДве формы
Сахар Сани Мышцы
Молодежь Ножницы Шорох
Молоко Дрожжи Праздники
Темнота Грабли Цифры
(Слайд №10) Задание № 3. Найти лишнее слово и объяснить свой выбор:
А) Миссисипи, Сочи, Миссури, авеню
Б) Тюль, шимпанзе, гроздь, рояль
В) АТС, ГАИ, РФ, НИИ
Г) Обжора, рёва, балерина, разиня
2. Нас принимает планета «Шифровочная» Учитель: Вот мы и добрались до следующей планеты – «Шифровочной» (Слайд №11) Жители этой планеты очень хитры и коварны. Они любят обманывать и запутывать путешественников. Задание №4. Мы нашли письмо-шифровку. Его оставили нам инопланетяне. Но в этом письме не все досказано до конца. Вы должны прочитать его и сказать, какое слово пропущено в конце письма. (Слайд №12) ПИСЬМО-ШИФРОВКА. В далекой древности люди замечали на ночном небе протянувшуюся через весь небосвод бледную светящуюся полосу. Она напоминала им пролитое молоко. По легенде, в этом заслуга Геры, спускавшейся на Землю. Светящуюся полосу назвали Млечным Путем. Благодаря наблюдениям Галилея, стало известно, что Млечный Путь - это множество далеких и потому неярких звезд. Они и сливаются в одно тусклое свечение. Такую систему назвали ... (Галактикой) Учитель: Ребята, скажите, а что вы сейчас прочитали? (Ожидаемый ответ: Мы прочитали текст). Учитель: Совершенно верно! Докажите, что это текст! (Ожидаемый ответ: Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически). Учитель: Следующее задание будет таким: вы выпишите себе в бортовые журналы только грамматические основы из каждого предложения, а потом мы проверим, что у вас получилось. (Учащиеся выписывают в тетради грамматические основы, а потом читают вслух). Учитель: Вы просто молодцы, ребята! Не удалось инопланетянам вас запутать! 3. Физминутка (Слайд №13) Учитель: Путешествуя по Галактике, вы немного устали. Я предлагаю немножко передохнуть, чтобы восстановить силы для дальнейшего полета! Учитель: Ребята, а вы когда-нибудь видели, как передвигаются в космосе космонавты?(Ожидаемый ответ: Да, видели!) В каком состоянии они находятся? (Ожидаемый ответ: Они находятся в состоянии невесомости). Учитель: Я вам предлагаю сейчас тоже побыть в состоянии невесомости! И чтобы вам не было скучно летать, вы будете делать все под музыку! (Звучит песня «Земля в иллюминаторе»). 4. Планета «Экспериментальная» (Слайд №14) Учитель: Пока мы с вами отдыхали, ваши корабли подлетели к следующей планете – Экспериментальной. Здесь вас ждет новое испытание, с которым, я уверена, вы справитесь без проблем! Итак, продолжим работу! Жители планеты «Экспериментальная» решили устроить вам эксперимент в виде задания на сообразительность и знание морфемного состава слова. Задание №5. Угадайте слово по его составу: (Слайд №15) В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте. (Расписание)

Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход.(Рассказчик).

Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка.) Учитель: Окончания, ребята, сами подберите, какие подходят. 5. Планета” Орфо" (Слайд №16) Учитель: Мы добрались с вами до последней планеты, препятствующей нашему попаданию в Галактику под названием «Имя существительное». Жители этой планеты подготовили для вас вопросы, на которые вы должны будет ответить, чтобы продолжить дальнейший путь. Экспресс-опрос: (Слайд №17) ü Когда пишутся буквы О-Ё после шипящих в корне, суффиксе, имен существительных? ü Когда ПОЛ- со словами пишется через дефис? ü Когда НЕ с именами существительными пишется слитно? Раздельно? ü Когда сложные имена существительные пишутся через дефис? Учитель: Я вас поздравляю, ребята, с тем, что вы прошли все испытания на своем пути! Вы просто молодцы! 6. Возвращение на Землю Учитель: Ну что ж, пришло время покидать Галактику «Имя Существительное» и отправляться домой. Вы все успешно провели полет в Галактику «Имя существительное». Не справившихся с такой трудной работой, думаю, нет. Капитаны кораблей, поставьте оценки каждому члену вашего экипажа и сдайте на проверку бортовые журналы и ракеты с выставленными вами оценками. 7. Итоги урока Учитель: Закончите предложения: - Сегодня на уроке вызвало затруднение… - Сегодня на уроке мне понравилось… - Сегодня на уроке я хорошо справился с… Учитель: Сейчас я предлагаю капитанам выставить оценки своему экипажу, учитывая работу на уроке. (Капитаны выставляют оценки и сдают ракеты учителю). 8. Домашнее задание Учитель: Мы сегодня с вами повторили много материала об имени существительном, поэтому дома я вам предлагаю написать сочинение на тему «Что я знаю об Имени существительном». Для того, чтобы ваше сочинение было грамотно написано, используйте материалы п.11-14, с.46-75. (Слайд №18-19)
Категория: Русский язык | Добавил: danuschasinok
Просмотров: 760 | Загрузок: 244 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]