Среда, 09.10.2024, 03:32
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту.
[ · Скачать удаленно (3,07МБ) ]
05.12.2011, 19:32

«Мой университет - www.moi-mummi.ru»

 
 

От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту.

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

Урок развития речи в 10 классе.

 

 

Учитель русского языка и литературы

                                                        МОУ лицея №81 г.Тюмени

       Громак Татьяна Петровна

 

              

 

 

 

 

 

 

                                                  Тюмень - 2011

                                       

Обучающая цель урока: сформировать умение работать над сочинением по прочитанному тексту.

Развивающая цель: развивать речевой слух, мыслительную деятельность, творческие способности обучающихся.

Воспитательная цель: формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей при выборе жизненного пути.

 

Тип урока по классификации М.И.Махмутова: совершенствование знаний, умений и навыков с использованием ИКТ.

Вид урока: развитие речи.

Форма: работа в группах.

Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал (текст притчи, памятки по написанию сочинения).

                                        План.

Содержание этапов урока:

1. Оргмомент.

2. Мотивация деятельности.

3. Активизация знаний и постановка целей.

4. Деятельность учащихся по теме урока.

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание.

 

 

 

Методы и формы работы:

Приветствие.

Слово учителя, работа с концептом слова.

Прием мозговой атаки.

Эвристическая беседа.

Чтение художественного текста – притчи.

Работа с текстом в группах:

организация частично-поисковой деятельности, написание чернового варианта сочинения.

Рефлексийный анализ.

Домашнее задание.

                              Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Этап актуализации субъективного опыта обучающихся.

- Сегодняшний урок – это еще одна важная ступень на пути овладения мастерством слова и подготовке к Единому госэкзамену. (Ученик озвучивает тему – слайд №1, запись в тетрадях по развитию речи). В конце предложения поставьте тот знак, который определит ту задачу, какую вы лично ставите на этом уроке.

(.) – доказать, что...

(?) – выяснить, что...

(...) – исследовать, что...

А сейчас давайте сформулируем общую для всех цель нашего урока.

3. Мотивация деятельности.

  - Как вы видите, тема сегодняшнего урока довольно актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Вы знаете, что на ЕГЭ по русскому языку вам предстоит написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (часть С). Но не каждый знает древнегреческую мудрость: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Именно это так необходимо в решающий момент. А сейчас обратимся к эпиграфу (слайды), состоящему из двух выражений: «Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый ум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики и , наконец, истинное о вещах понятие...», Н.И.Новиков, 1770г.

Я люблю дарить гвоздики,

Так как нет на них шипов.

Я люблю дарить, простите,

Радость всем без лишних слов.

            Татьяна Снежина, 1988г.

Что объединяет эти разные по времени и содержанию высказывания?

4. Создание проблемной ситуации.

   - У вас на столах лежит текст, на основе которого , после его анализа, мы будем писать сочинение-рассуждение. Элементы структуры сочинения вы видите на слайдах (слайды), а также памятках. Ответьте на «провокационный вопрос»: «Вам предложили кофе. В какой чашке вы предпочитаете его пить?»

(После ответов учеников). А вот с мнением профессора, к которому пришли в гости студенты, на этот счет мы и познакомимся. (Чтение текста притчи).

5.Эвристическая беседа с опорой на прочитанный текст.

 - Озаглавьте текст.

 - Определите тему и основную мысль.

- Каковы проблемы текста?

- Определите жанр, стиль, тип(ы) текста и обоснуйте свое мнение.

- В чем поучительность данной ситуации? Истолкуйте.

«Мой университет - www.moi-mummi.ru»

 
 

 


- Согласны ли вы с профессором?

- Тяжело ли делать нравственный выбор?

- Выберете главную проблему.

 ПРОБЛЕМА может быть (слайд)

Проблема может быть сформулирована тремя способами (слайд).

- Что представляет собой комментарий? Работа с Толковым словарем (Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо).

- Какие аргументы можно привести по данной проблеме?

- Найдите языковые приемы, с помощью которых профессор подчеркивает свое отношение к нравственному выбору.

- В каких произведениях поднимается данная проблема?

- Ваше мнение по проблеме?

-Какое из высказыванием вам может помочь в заключении сочинения? (слайд)

6. Написание сочинения в черновом варианте, используя памятки.

7. Подведение итогов урока.

- Оцените себя сами. Свою готовность к ЕГЭ: «знаю, умею» - 1 балл, сомневаюсь, не уверен» - 0 баллов. Не огорчайтесь – вам будет над чем поработать.

8. Рефлексия.

- Какими словами описали бы вы свое состояние после урока?

« Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли».

« Ах, как я устал от этой суеты…».

« Готовиться к ЕГЭ не так-то просто».

9. Домашнее задание: написать сочинение в тетради по развитию реч

Категория: Русский язык | Добавил: zareka
Просмотров: 1240 | Загрузок: 505 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 1
1 shabanova  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]