1. Тип
урока: урок комплексного применения знаний
2. Цели
урока:
- систематизировать
знания о правописании глаголов; совершенствовать навыки лингвостилистического
анализа; формировать навыки поисково-исследовательской деятельности;
- развивать коммуникативные способности учащихся;
- развивать эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус,
нравственно-этические представления школьников.
3. Задачи урока:
- обобщить сведения о правописании окончаний глаголов,
употреблении Ь в глаголах;
- совершенствовать умение
различать наклонения глагола и грамотно употреблять их в устной и письменной
речи;
- развивать умения сравнивать,
сопоставлять, делать выводы;
- активизировать познавательную
деятельность учащихся,
- формировать интерес к учению,
развивать творческое начало;
- воспитывать чувство любви к родному языку, бережное
отношение к нему.
4. Краткое описание хода урока.
Учебная
деятельность на уроке должна способствовать раскрытию внутреннего потенциала
каждого ученика. Привлечение художественного текста (фрагмента классического
произведения о детстве), близкого по тематике каждому ученику; использование
портретов Л.Н. Толстого и его семьи, иллюстраций к произведению; музыкальных
фрагментов позволяет заинтересовать учащихся.
Мотивация учащихся
повышается на каждом этапе урока с помощью использования проблемного
обучения, ИКТ, развивающего обучения.
I. Организационный
момент.
II. Слово учителя.
III. Фронтальная работа. Опрос теории
Ученики
делятся на 2 команды и задают по очереди друг другу вопросы. Отвечая на
вопросы, ученики приводят примеры.
IV. Реализация индивидуального
задания. Сообщение ученика о детстве и семье Л. Толстого и написании им повести
«Детство».
V. Работа с текстом. Фрагментом
главы «Детство»
Включает в себя следующие этапы.
1. Выразительное чтение учителем
отрывка из повести «Детство».
2. Орфографическая работа.
3. Анализ содержания текста и
роли в нём глаголов.
4. Работа с толковым словарём.
5. Работа с этимологическим
словарём.
6. Работа с фразеологизмами (реализация
домашнего задания).
7. Индивидуальные задания.
VI. Выборочный диктант. Работа с
фрагментом главы «Охота» и анализ орфограмм в суффиксах глаголов.
VII. Творческое задание, направленное на
выявление стилистических, эмоционально-образных особенностей употребления
глаголов.
VIII. Итоги урока.
IX. Рефлексия.
X. Домашнее задание.
5. Знания, умения, навыки и
качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. Знать:
- как определить и объяснить
правописание гласных в суффиксах и окончаниях глаголов;
- наклонения глагола;
- морфологические признаки
глагола;
- знаки препинания в простом и
сложном предложении.
Уметь:
- соотносить
действия с теми явлениями, которые обозначает глагол;
- определять тему, идею, тип речи, стиль
текста;
- находить средства выражения
идеи текста;
- работать со словарем;
- находить фразеологические
обороты, составлять с ними предложения.
Навык фронтальной, групповой,
индивидуальной работы.
Навыки работы с дополнительными
источниками информации (словарями).
|