Вторник, 06.12.2016, 22:47
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Лариса

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

План-конспект урока на тему: Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
[ · Скачать удаленно () ]
15.01.2016, 13:41

План-конспект урока на тему:

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений;

Цель: Вспомнить  понятие сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Задачи:

1. Повторить виды подчинительной связи в СПП.

2. Учить опознавать эти виды связи в предложениях.

3. Формировать навык составления схем сложных предложений и конструировать  предложения по заданным схемам.

4. Развивать умения грамотно использовать свои знания на практике.

5. Воспитать стремление совершенствовать свою письменную и устную речь;

 

План урока.

I. Начало урока

1. Орг. момент.

2. Объявление темы и цели урока.

II. Объяснение нового материала.

1. Наблюдение над предложениями, эвристическая беседа.

2. Формулировка выводов преподавателем.

III. Повторение. Орфоэпическая разминка.

IV. Закрепление

1. Выполнение упражнения 201 (I)

2.  Выборочный диктант. Рефлексия.

3. Работа с текстом.

4.  Развитие речи.

V. Подведение итогов.

VI. Задание на дом.

 

Ход урока.

I. Начало урока.

1. Орг. момент

2. Объявление темы и основной цели урока.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим разные виды подчинительной связи в предложении, будем учиться опознавать их, строить схемы и предложения.

II. Объяснение нового материала.

Разберем предложения

Слайд 3:

 Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.

- расставим знаки препинания, укажем границы простых предложений в составе этого сложного, начертим схему (слайд 4).

- Найдите в этом предложении однородные члены.

- нашёл и отстал.

- Почему это однородные члены?

- Зависят от одного слова и отвечают на один и тот же вопрос.

- Посмотрите на придаточные предложения, они тоже зависят от одного слова и отвечают на один вопрос. Такой вид подчинительной связи называется однородным соподчинением (соподчинение – придаточные относятся к одному главному предложению) (слайд 5).

Слайд 6:

Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел свое отражение.

- расставим знаки препинания, укажем границы простых предложений в составе этого сложного, начертим схему (Слайд 7)

- Сколько простых предложений в составе сложного?

- три

- Какое из них главное?

- Главным является второе предложение

- К каким словам относятся придаточные предложения? И на какие вопросы отвечают?

- нагнулся (когда?) и к ручью (какому?)

- Как-нибудь связаны между собой придаточные? Они зависят друг от друга?

 - Нет.

- Такая связь в сложноподчинённом предложении называется параллельная, иначе неоднородное соподчинение (слайд 8)

Слайд 9:

Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, что бы переночевать и утром двинуться дальше.

расставим знаки препинания, укажем границы простых предложений в составе этого сложного, начертим схему (Слайд 10)

- Посмотрите, пожалуйста, 1-ое придаточное предложение от какого предложения зависит?

- От главного.

- А второе придаточное?

- От первого придаточного.

- Таким образом, создаётся цепочка, т.к. последующее предложение зависит от предыдущего. И такое подчинение называется последовательным.

- Обратите внимание, что в СПП с несколькими придаточными  первое придаточное называется придаточное 1-й степени, следующее – 2-й степени и т.д.

- Итак, это подчинение называется последовательным.

- Последовательное подчинение – подчинение, при котором придаточные предложения располагаются цепочкой: придаточное 1-й  степени зависит от главной части СПП; придаточное 2-й  степени зависит от придаточного 1-й  степени; придаточное 3-й  – от придаточного 2-й  степени и т.д. (слайд 11)

III. Повторение

1.Орфоэпическая разминка.

Слайд 12:

Задание: Расставьте ударение в словах.

 Балов`ать, докум`ент, жалюз`и, звон`ишь, зав`идно, катал`ог, крас`ивее, мастерск`и, облегч`ит, премиров`ать, усугуб`ить, опт`овый, то`рты, перипет`ия.

Значение всех ли слов вам понятно? Что такое перипетия(внезапная перемена в жизни, неожиданное осложнение, труднопреодолимое обстоятельство)? Что значит премировать(награждать премией), усугубить(усилить, увеличить, сделать большим по степени, силе проявления, сделать более серьёзным. Усугубить внимание, усугубить вину)?

IV. Закрепление

1.работа с учебником.

Упражнение 201 (I).

Предложения 1,2 письменно с синтаксическим разбором.

Предложения 3, 4 устно.

2.Работа с текстом.

       Задание: слайд 13.

Слайд 14:

Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать всё, чем живёт наша страна, наша планета.

  Чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! От того как мы выражаем свою мысль свободно ли владеем речью зависит насколько будем мы правильно поняты.

Слайд 15: предложение, в котором выражена основная мысль.

Слайд 16: схема этого предложения.

3.  Развитие речи.

Слайды 17-18:

Задание: Составьте из трёх простых предложений одно сложноподчинённое с несколькими придаточными.

ОБРАЗЕЦ: Читатель, вероятно, уже догадался. Дочь Кирилы Петровича есть героиня нашей повести. О дочери Кирилы Петровича сказали мы ещё только несколько слов. (Читатель, вероятно,  уже догадался, что дочь Кирилы Петровича, о которой сказали мы ещё только несколько слов, есть героиня нашей повести.)

1) Мы бросились к железнодорожной станции. Неприятель открыл огонь. Станция являлась очень хорошим прикрытием. (Когда неприятель открыл огонь, мы бросились к железнодорожной станции, которая являлась очень хорошим прикрытием.)

2) Раздались громкие, бурные овации. Певец завершил свою арию. Овации не прекращались, несмотря даже на опускающийся занавес. (Когда певец завершил свою арию, раздались громкие, бурные овации, которые не прекращались, несмотря даже на опускающийся занавес).

3) Мы уже свернули на узкую тропинку. Началась ужасная гроза. Тропинка выходила к большому круглому озеру. (Когда началась ужасная гроза, мы уже свернули на узкую тропинку, которая выходила к большому круглому озеру.)

 

V. Подведение итогов. (слайд 19)

1. Что нового узнали вы на уроке?

2. Какие трудности возникли у вас?

VI.  Домашнее задание. (слайд 20)

Из любого художественного произведения  выписать 6 СПП с различными видами связи. На каждый вид по 2 предложения.

Категория: Русский язык | Добавил: marinasergeevnaR
Просмотров: 265 | Загрузок: 54 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Прошу удалить мою разработку с сайта.

1  
Уважаемая Марина Сергеевна!
Ваш материал не является предметом конкурса, поэтому не может быть допущен.
Тех. эксперт Н.Л. Мельникова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]