Суббота, 20.04.2024, 19:12
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Подчинительные союзы. Группы подчинительных союзов
[ · Скачать удаленно () ]
16.11.2014, 15:50

Тема урока: «Подчинительные союзы. Группы подчинительных союзов».

       

Методическое обоснование урока:

Урок русского языка в 7 классе по теме «Подчинительные союзы. Группы подчинительных союзов » и компьютерная презентация к нему разработаны для использования в общеобразовательном классе учителями, преподающими русский язык по учебному комплексу Т.А. Ладыженской. Разработка также может быть полезна учителям русского языка, работающим  в 7 классе по другим учебникам.

 

Актуальность и новизна данной разработки в том, что на уроке используются:

 1) технология критического мышления.

 2) компьютерная презентация, которая является своеобразной канвой урока и позволяет иллюстрировать урок.

 3)Поиск необходимой информации на портале «Ярус».

Компьютерная презентация используется на всех этапах урока и способствует повышению эффективности  урока, активизирует процессы восприятия, мышления, воображения и памяти.   

Продолжительность реализации: 1 урок, 40 минут.

 

Предполагаемый результат: умение различать сочинительные и подчинительные союзы, определение значения подчинительных союзов; умение  применять подчинительные союзы в устной и письменной речи, нахождение союзов в художественных текстах.

 Результаты проверяются в конце урока с помощью вопросов, раздаточного дидактического материала, на этапе рефлексии.

 

Данный урок предусмотрен в тематическом планировании по программе Ладыженской Т.А. в 7 классе, 3 четверть.

Материал урока дает возможность уяснить   значения подчинительных союзов, научить конструировать предложения с ними.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: компьютер,  Интернет, проектор, презентация, раздаточный материал.

Цель урока: познакомиться   с типами подчинительных союзов; сформировать умение разграничивать типы союзов.

Задачи:

Образовательные: 

- выявление различий между сочинительными и подчинительными союзами;

- изучение типов подчинительных союзов;

 Развивающие:

- развитие внимания,   пунктуационной грамотности учащихся, логического мышления.

Воспитательные:

-воспитание нравственности через понятия: любовь, доброта.

Образовательные технологии: технология критического мышления, ИКТ.

План урока:

 Орг. момент (1 мин)

 2. Вызов. Постановка учебной задачи (5 мин)

 4. Осмысление (10 мин)

 5. Динамическая минутка (1мин)

 6. Закрепление изученного материала (15 мин)

 7. Рефлексия (5 мин)

 8. Домашнее задание (1 мин) 

Формы учебно-познавательной деятельности: работа в группах, фронтальный опрос, индивидуальная работа, беседа, работа с текстом.

Тип урока:   изучение нового материала

Методы обучения:

По источникам знаний: словесные, наглядные, практические

По степени взаимодействия учителя и ученика: беседа, групповая работа

По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: репродуктивный, исследовательский.

Приемы учебной деятельности: анализ и синтез, обобщение, классификация.

 

Принципы обучения: логичность, последовательность, практическая направленность, индивидуализация.

Средства обучения:

- визуальные – мультимедиа, текст, учебник, Интернет.

- аудиальные – рассказ учителя, ответы учащихся.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Вызов:  постановка учебной проблемы

4. Осмысление: поиск решения учебной проблемы,

    работа в группах по составлению кластера.

5. Динамическая минутка.

6 Обсуждение полученных результатов.

7. Рефлексия: закончите предложение, прием «Паруса»

8. Домашнее задание.

9. Подведение итогов.

Особенности учащихся для индивидуального подхода на уроке:

(заполняется учителем)

Фамилия, имя

модальность

полушарие

Мотивация

Визуальная

Аудиальная

Кинестетич.

Равнополуш.

Правополуш

Левополуш

1.

 

 

 

 

 

 

 

познав.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

познав.

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

базовый

4.

 

 

 

 

 

 

 

социальн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Орг. момент

Учитель:

Прозвенел звонок, внимание,
Хорошо, что все без опоздания!

Учитель: Добрый день, ребята! Прежде чем начать наш урок, я попрошу вас посмотреть друг на друга и подарить друг другу  улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к доброму общению. Мне хочется сегодня получить удовольствие от общения с вами.

 Сегодня на уроке у нас  небольшой символ - символ корабля знаний. Это символ движения вперед. Но пока он у нас без парусов. В конце нашего урока вы прикрепите паруса к нашему кораблю знаний.

Учитель: Каждый урок - это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня мы еще что-то узнаем, чему-то научимся. Но чем мы сегодня будем заниматься? Зачем мы сюда пришли? Чтобы это понять, давайте выполним небольшое задание:

Вызов. Постановка учебной задачи.

Каждая группа получает задания, на выполнение 5 минут.

Задание: В данных предложениях найдите грамматическую основу, подчеркните ее, расставьте знаки препинания. Если вам встретились сложные предложения, то установите взаимосвязь между частями данных предложений. Охарактеризуйте эту взаимосвязь. (можно составить схему)

1)Небо потемнело, и пошел снег. ССП

2)Небо потемнело, потому что пошел снег. СПП

3)Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли. СПП

4)Ребята очень устали, но работа была еще не закончена. ССП

 

Проверка. Первая группа отвечает устно, а остальные группы выбирают эксперта, и отвечает только он. Он будет дополнять ответ первой группы или исправлять  от лица всей вашей группы.

2.Осмысление.

Задание. Ребята, попробуйте сейчас определить цель нашего урока, чему мы будем учиться на уроке, используя ваши знания и выполненную работу по карточкам  

(одну группу союзов мы знаем, а некоторые союзы нам были непонятны?)

Запись темы урока: «Подчинительные союзы» 

 ( для визуалов тема и цели на слайде)

- Правильно, ребята, мы познакомимся еще с одной группой союзов – подчинительными союзами.

- Что мы уже о них знаем, анализируя предложения в карточках? (они связывают 2 простых предложения в составе СПП).

   - Где мы можем добыть остальную информацию? ( правильно: или в учебнике, или в Интернете)

- У вас на столе учебник и компьютер с выходом в Интернет. Изучите материал параграфа 59 учебника и материал на портале Интернета  и составьте кластер под названием «Подчинительные союзы». Спикер группы отчитается за вашу совместную работу.     

 

Ссылка на портал  «Ярус» http://yarus.aspu.ru/?id=527

Время (8 -9 мин)

(Выступают спикеры от каждой группы. Работа с кластерами. Кластеры прикрепляем на доску.)

Учитель: Верно, мы рассказали, что сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого. Выполняя такую работу, союзы способствуют и созданию текста.

Учитель: Послушайте текст:

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю опущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую - Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы)

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Динамическая минутка:

Ребята, а давайте и мы дотянемся до такого чистого прекрасного чувства, как доброта. Закройте глаза, потянитесь к доброте (дети поднимают руки вверх), но перед нами преграда: злость, равнодушие, зависть, оттолкните их от себя (дети проводят движения руками вправо и влево), а теперь возьмите эту доброту и прижмите к сердцу. Теплее вам стало? Я хочу, чтобы у вас всегда было такое теплое доброе сердце.

 Работа с текстом:

Докажите, что это текст. (Потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)

При помощи чего наблюдается смысловая и грамматическая связь в тексте? (При помощи союзов)

- Верно. Назовите союзы и их   признаки. (Называют союзы)

Как бы вы озаглавили этот текст? (Варианты ответов: «Трудный выбор» “Подружка”...)

Учитель: Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек поможет вам при любом условии. Если мы будем внимательны к друг другу, если мы бескорыстно будем друг другу помогать - это и будет проявление доброты. (Связь с текстом)

 Задания:

- Распределите  все союзы на 2 категории, сочинительные и подчинительные.

- Работа в группах: заполните последнюю  колонку  значение подчинительных союзов.  

 

 

 

Предложение

 

союз

 

значение

1.

Вечером я поблагодарил бабушку, …… она помогла мне с домашним заданием.

 

Потому что

причина

2.

Я стал чаще заниматься в секции, ….. меня выбрали в сборную команды.

Чтобы

 

Цель

 

3.

…… гремел гром, я вздрагивал от неожиданности.

Когда

 

время

4.

Я пришел к тебе с приветом рассказать…, солнце встало.

Что

 

изъяснительное

5.

У Сергея возникло ощущение…, он застыл в пространстве.

Будто

 

Сравнение

 

6.

….. бы я спал, никто так и не увидел бы волшебного пробуждения земли.

Если

раз

условие

 Выводы.

- Ребята, что мы сегодня узнали на уроке? ( значения подчинительных союзов)

 

- На какие группы по значениям делятся подчинительные союзы?

( причинные, целевые, временные, сравнительные, условные, изъяснительные)

 

Рефлексия:

 Ребята, продолжите высказывания по уроку, но с использованием подчинительных союзов: Сегодня   я почувствовал….

                                                                        ….у меня получилось…

                                                                         ….я понял, что теперь могу…

                                                                        …. меня удивило…

                                                                        ….мне захотелось….

                                                                         ….урок мне дал для жизни.

(Учитель просит ребят четко проговаривать союзы для переработки информации аудиалов)

 

 

Но, ребята, что мы забыли? Наш корабль знаний без парусов, значит, он не движется. Мы должны прикрепить паруса. Какие, это зависит от вас. (Дети выбирают светлые тона парусов или черные)

(Прикрепляют с помощью магнитов к кораблю)

Домашнее задание:  Сочините загадку с использованием подчинительного союза на тему «Весна» или найдите в художественной книге, которую вы сейчас читаете,  3 предложения с подчинительными союзами, выпишите, укажите значение союзов.

Сделать запись в электронный дневник тем детям, которые отсутствовали на уроке: Просмотреть видео урок  «Подчинительные союзы»  http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bglava-7-soyuzyb/podchinitelnye-soyuzy-morfologicheskij-razbor-soyuzov , сделать записи в тетрадь.

 

Подведение итогов: выставление оценок.

 

 

 

 

Дидактический материал к уроку:

 

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю опущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:               

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую - Печаль, пятую – Доброта.

- Не знаю, кого выбрать, потому что они все прекрасны, - сказала Любовь.

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

___________________________________________________________________

 

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю опущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:               

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую - Печаль, пятую – Доброта.

- Не знаю, кого выбрать, потому что они все прекрасны, - сказала Любовь.

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложение

 

союз

 

значение

1.

Вечером я поблагодарил бабушку, …… она помогла мне с домашним заданием.

 

 

2.

Я стал чаще заниматься в секции, ….. меня выбрали в сборную команды.

 

 

 

 

3.

…… гремел гром, я вздрагивал от неожиданности.

 

 

 

4.

Я пришел к тебе с приветом рассказать…, солнце встало.

 

 

 

5.

У Сергея возникло ощущение…, он застыл в пространстве.

 

 

 

 

6.

….. бы я спал, никто так и не увидел бы волшебного пробуждения земли.

 

 

 

 

Предложение

 

союз

 

значение

1.

Вечером я поблагодарил бабушку, …… она помогла мне с домашним заданием.

 

 

2.

Я стал чаще заниматься в секции, ….. меня выбрали в сборную команды.

 

 

 

 

3.

…… гремел гром, я вздрагивал от неожиданности.

 

 

 

4.

Я пришел к тебе с приветом рассказать…, солнце встало.

 

 

 

5.

У Сергея возникло ощущение…, он застыл в пространстве.

 

 

 

 

6.

….. бы я спал, никто так и не увидел бы волшебного пробуждения земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Задание. В данных предложениях найдите грамматическую основу, подчеркните ее, расставьте знаки препинания. Установите границы простых предложений в составе сложного.

2.Небо потемнело, и пошел снег. 

3.Небо потемнело, потому что пошел снег. 

4.Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли. 

5. Ребята очень устали, но работа была еще не закончена. 

 

1.Задание. В данных предложениях найдите грамматическую основу, подчеркните ее, расставьте знаки препинания. Установите границы простых предложений в составе сложного.

2.Небо потемнело, и пошел снег. 

3.Небо потемнело, потому что пошел снег. 

4.Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли. 

5. Ребята очень устали, но работа была еще не закончена. 

 

 

1.Задание. В данных предложениях найдите грамматическую основу, подчеркните ее, расставьте знаки препинания. Установите границы простых предложений в составе сложного.

2.Небо потемнело, и пошел снег. 

3.Небо потемнело, потому что пошел снег. 

4.Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли. 

5. Ребята очень устали, но работа была еще не закончена. 

 

 

1.Задание. В данных предложениях найдите грамматическую основу, подчеркните ее, расставьте знаки препинания. Установите границы простых предложений в составе сложного.

2.Небо потемнело, и пошел снег. 

3.Небо потемнело, потому что пошел снег. 

4.Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли. 

5. Ребята очень устали, но работа была еще не закончена. 

 

 

1.Задание. В данных предложениях найдите грамматическую основу, подчеркните ее, расставьте знаки препинания. Установите границы простых предложений в составе сложного.

2.Небо потемнело, и пошел снег. 

3.Небо потемнело, потому что пошел снег. 

4.Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли. 

5. Ребята очень устали, но работа была еще не закончена. 

 

 

1.Задание. В данных предложениях найдите грамматическую основу, подчеркните ее, расставьте знаки препинания. Установите границы простых предложений в составе сложного.

2.Небо потемнело, и пошел снег. 

3.Небо потемнело, потому что пошел снег. 

4.Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли. 

5. Ребята очень устали, но работа была еще не закончена. 

 

Корабль знаний. ( для рефлексии)

Паруса для корабля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

 

Список литературы и Интернет-источников:

 

1 . Русский язык 7 класс, учебник для образовательных учреждений, авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова., М., Просвещение, 2013г 

2 .  http://yarus.aspu.ru/?id=527   - нахождение информации о подчинительных союзах

3 .   http://sukhodol-sch1.ucoz.ru/metod_kop_doc/metod_nedelya/Makarova.pdf     -  технология критического мышления

4 .  http://alexiell.blog.ru/94859667.html - картинки для презентации: славянские богини Доброты.

5 .  http://zoshpokrovsk.at.ua/metod_vosp_r/dobrota_tvorit_chudesa.doc.    - Легенда о Любви.

6 . http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bglava-7-soyuzyb/podchinitelnye-soyuzy-morfologicheskij-razbor-soyuzov  видео урок «Подчинительные союзы», для записи в электронный дневник домашнего задания детям, отсутствующим на уроках. 

Категория: Русский язык | Добавил: iril2011i
Просмотров: 5042 | Загрузок: 896 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 iril2011i  
Здравствуйте, скажите,пожалуйста, где можно заказать сертификат участия и где скачать квитанцию об оплате? Спасибо!

1 natdvzori  
Уважаемая коллега!
Ваша работа не допущена к участию во Втором Открытом профессиональном конкурсе педагогов "ИКТ на службе ФГОС", т.к. Вами добавлены материалы на разные темы: "Порядковые числительные" и "Подчинительные союзы" - в рамках одной разработки.
Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из 
рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа".   
Технический эксперт Н.Л. Мельникова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]