1. Тип урока. Урок развития речи.
2. Цели урока. Обучение созданию связного высказывания. Знакомство с искусствоведческими понятиями. Развитие речи, мышления. Воспитание бережного отношения к традициям, русской культуре.
3. Задачи урока. 1. Продолжать обучение созданию связного высказывания. 2. Продолжать знакомство учащихся с искусствоведческими понятиями (цвет, оттенок, тон, колорит, контраст, композиция, деталь, фон, передний и задний план картины) . 3. Познакомить учащихся с особенностями портретной живописи. 4. Развивать умение наблюдать и делать выводы, строить речевое высказывание. 5. Развивать умениям логического характера (выделять существенные и несущественные признаки в предмете, отличать главное от второстепенного, группировать и обобщать). 6. Воспитывать культуру чувств, умение выразить своё эмоциональное отношение к предмету высказывания.
4. Краткое описание хода урока.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о произведениях живописи. Урок наш будет необычен тем, что в 1 части урока мы будем работать на компьютере с программой "Презентация”, благодаря которой познакомимся с творчеством знаменитого русского художника-портретиста Валентина Александровича Серова. Во второй части урока мы будем готовиться к сочинению по картине В.А.Серова "Девочка с персиками”. Вступительное слово учителя Объяснение нового материала. (Работа на ПК с программой «Презентация»). Анализ картины как произведения искусства (беседа по картине) Изобразительное искусство - это целая страна со своими законами и языком. Чтобы научиться понимать сложный мир произведения искусства, нужно владеть его языком. Скажите, какую задачу ставят перед собой художники, когда создают картину? Конечно, не просто изобразить похоже окружающий мир, художник в произведении стремится выразить свои мысли, чувства, и наша задача- понять их.
Открывает первые слайды. Один из жанров живописи - портретная живопись. Что такое портрет? (Портрет- изображение внешности человека, его лица, фигуры, одежды, манеры держаться). Какая основная задача описания человека? (Не только точно воспроизвести облик человека, но и рассказать о его внутреннем мире, передать свое отношение к нему, заставить зрителя испытать к изображенному человеку какие-то чувства). Прочитайте высказывание русского философа А.Ф.Лосева. Как можно узнать о личности человека? Итак, главная задача, которую ставит перед собой художник, - передать внутренний мир героя, его эмоциональное состояние. Наша задача - научиться понимать живописца.
3 слайд. Но понимать мы можем, если знаем особый язык живописи. Посмотрите на схему. Какие изобразительные средства использует живописец? (Цвет. Тон - "напряжение” цвета. Различные тона получаются от добавления черного и белого цветов. Оттенки получаются от смешивания родственных тонов. Колорит - цветовой строй изображения. Контраст - использование противоположных цветов, величин, объемов, материалов. Композиция - построение произведения, составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Деталь - часть композиции, предмет, на который обращается внимание автором. Как же эти средства используются при создании портрета? Рассмотрим это на примере портретов В.А.Серова.
Валентин Александрович Серов оставил нам целую галерею портретов не только известных людей 19 века, но и своих друзей и знакомых. Серов стремился не только к точной характеристике человека, но и к постижению его характера. Рассмотрим, какие средства использовал Серов для создания художественного образа.
4 слайд. Один из известных портретов Серова - "Портрет артистки Марии Николаевны Ермоловой”, созданный Серовом в 1905 году. Рассмотрите картину. Какую композицию использует живописец? (Художник использует необычную композицию: он смещает фигуру артистки вправо, изображая ее в полный рост. Создается поразительный эффект: кажется, что великая актриса обращается к зрителям, которые находятся за рамой картины. Силуэт фигуры уравновешивается шлейфом платья и зеркалом).
5 слайд. В.А.Серов любил изображать детей. Он стремился уловить эмоциональное состояние ребенка и передать его различными художественными средствами. Рассмотрим, какими. Перед вами знаменитый портрет Мики Морозова. Назовите, какие средства использует художник для создания портрета? (Используются средства композиции: стремительная поза, движение рук. Кажется, что мальчик только на минуту присел в кресло. Передается момент сильной детской взволнованности. Основное средство - контраст холодного цвета белого костюмчика с теплыми тонами лица и темными тонами фона) .
6 слайд. В.А.Серову удавались портреты детей. Одну из своих картин художник так и назвал: "Дети”. Рассмотрите картину. Какие средства использует художник при создании произведения? (Интересна композиция).
7 слайд. Рассмотрим картину В.А.Серова "Портрет Н.Я.Дервиз с ребенком”. Интересна композиция произведения. Женщина сидит со спящим ребенком на руках, оберегая его беспокойный сон. Ребенок на руках и платье почти только набросаны, все внимание привлечено к лицу женщины, тщательно прописанному. Используется контраст - белая блузка, светлое изображение ребенка и черная юбка, темный фон. Колорит картины темный. Портрет передает сложный внутренний мир героини.
8 слайд. Наконец, мы остановимся на самом знаменитом портрете В.А.Серова - "Девочка с персиками”. Рассмотрите внимательно портрет. Обратите внимание на композицию и детали. Прочитайте высказывание Серова.
Собирание материала к сочинению.
Речевая подготовка Составление плана.
Итак, мы убедились в мастерстве Серова как живописца-портретиста. Художник создал много замечательных портретов. Но один их самых знаменитых портретов в русской живописи - знаменитая "Девочка с персиками”. Попробуем разобраться, почему. Молодой художник написал портрет Верочки Мамонтовой в Абрамцеве, имении С.Мамонтова, где жил летом 1887 года. Портрет долго не удавался художнику. Он не мог передать очарование девочки, ее нежность. Художнику портрет стал удаваться тогда, когда он выбрал подходящую обстановку и детали. Работа над портретом продолжалась долго, в течение 3 месяцев. Давайте попробуем описать картину.
Составим в тетради таблицу.
План наблюденияРабочие материалы.
Композиция.
Столовая комната. За стол, кажется, на минутку присела девочка. Сзади – окно в сад, из которого льется серебристый свет. Каждая деталь важна. Пространство не замкнуто: открыта дверь в другую комнату, изображена только часть стола, за девочкой светлое окно, поэтому рождается ощущение простора. На заднем плане изображены фарфоровая разноцветная тарелка на стене, фигурка игрушечного солдатика – части радостного мира юности. Ничего нельзя убрать, сдвинуть, чтобы не нарушить внутреннего равновесия. Колорит.
Светлый, сияющий. Художник стремился передать ощущение света, воздуха. Свет сияет на стене, отражается на спинках стульев, ложится на скатерть. Скатерть кажется золотистой, на ней переливаются и играют перламутровые, сиреневые, синеватые, серые оттенки. Темными цветами прописаны только спинки стульев, волосы героини и бант. Образ девочки.
Светлый, сияющий. Художник стремился передать ощущение света, воздуха. Свет сияет на стене, отражается на спинках стульев, ложится на скатерть. Скатерть кажется золотистой, на ней переливаются и играют перламутровые, сиреневые, синеватые, серые оттенки. Темными цветами прописаны только спинки стульев, волосы героини и бант. Детали.
На столе – три персика с нежной, шероховатой кожицей. Один персик в руках у девочки. Цвет персиков такой же, как и лица девочки. Символы.
На столе – три персика с нежной, шероховатой кожицей. Один персик в руках у девочки. Цвет персиков такой же, как и лица девочки.
Выбор эпиграфа.
Нам всем непременно нужно двинуться к свету, краскам и воздуху. И.Крамской.
Составление плана.
План.
В.А.Серов – знаменитый русский портретист.
11. Картина «Девочка с персиками».
1. История создания.
2. Композиция.
3. Портрет Верочки Мамонтовой: - лицо; - одежда; - руки.
4. Предметы на столе.
5. Какое психологическое состояние отражает портрет.
111. В чем загадка картины?
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)В конце урока подводится итог: «Какие портреты В.А.Серова вам понравились больше всего? Почему?» Возможно проведение игры: на карточках написаны изученные термины (цвет, оттенок, тон, колорит, контраст, композиция, деталь). Нужно достать карточку, дать определение и пояснить, при создании какого произведения В.А.Серов исользовал данный приём.
Домашнее задание
Написать сочинение по картине В.А.Серова «Девочка с персиками»
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. 1. Закрепление умений собирать и систематизировать материал к высказыванию, выделять тему и основную мысль, раскрывать основную мысль в ходе высказывания, составлять план высказывания. 2. Приобретение и закрепление знаний о цвете, оттенках, тоне, колорите, контрасте, композиции, деталях, фоне, переднем и заднем плане картине . 3. Приобретение знаний об особенностях портретной живописи. 4. Закрепление умения строить речевое высказывание.
|