Название конкурса – Пятый открытый профессиональный
конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе».
1. Тип урока: усвоения нового материала
2. Цели урока:
I. Образовательные:
а) повторить изученный материал по теме
«Однородные члены предложения»;
б) усвоить материал об обращении, о
способах выделения его запятыми на письме;
в) усвоить материал о В.И. Дале как
собирателе фольклора, сочинителе оригинальных, собственных произведений,
создателе «Толкового словаря живого великорусского языка».
II. Развивающие:
а) закрепить умение находить однородные
члены предложения;
б) закрепить умение составлять схемы
предложений с однородными членами;
в) закрепить умение конструировать
предложения с однородными членами;
г) сформировать умение находить в
предложении обращения;
д) сформировать умение составлять схемы
предложений с обращениями;
е) сформировать умение конструировать
предложения с обращениями;
ж) сформировать представление о
творчестве В.И Даля;
з) организовать работу по обогащению
словарного запаса.
III. Воспитательные:
а) формировать чувство терпимости,
дружелюбия к окружающим людям (при работе над сказкой «Война грибов с ягодами»,
игра «Добрая минутка»);
б) формировать трудолюбие (на примере
работы с пословицами и поговорками);
в) формировать навыки чтения (работа со
сказкой «Война грибов с ягодами», пословицами и поговорками);
3. Задачи урока:
1) на основе произведений В.И. Даля
показать великолепие и богатство русского языка;
2) использовать мультимедийную
презентацию для воспитания интереса к урокам русского языка
4. Краткое описание хода урока.
Урок на тему «Предложения с
обращениями» в 5 классе начинается с речевой разминки, в ходе которой учащиеся
отгадывают загадки. Данный вид работы позволил подойти к ответу на вопросы о
том, кто является автором этих загадок, как передаются
загадки от поколения к поколению.
Далее учащимся сообщается, что есть
такие люди, которые записывают загадки, пословицы, поговорки, скороговорки и
составляют из них специальные сборники. Одним из таких людей был В.И. Даль. И
далее учитель вводит тему урока: «В 2011 году исполнилось 210 лет со дня
рождения В.И. Даля. И сегодня на уроке при изучении новой темы мы будем
опираться на его наследие. Запишите тему урока: «Предложения с обращениями».
Введению нового материала предшествует
слово учителя о В.И. Дале, замечательном человеке, собирателе слов, поговорок и
пословиц, писателе. Эта работа сопровождается
показом слайдов 1-4.
Введение нового понятия об обращении
проводится на основе анализа сказки «Война грибов с ягодами» в обработке В.И.
Даля (слайд 5) со звуковым сопровождением (чтение записано отдельным файлом). В
ходе анализа дети называют тех, к кому обращается гриб-боровик (слайд 6), и
формулируют определение понятия обращение (слайд 7).
Уяснение существенных признаков этого
понятия проводится на материале пословиц, содержащих обращения, из словаря В.И. Даля (слайд 8).
Кроме понятия на этом уроке учащиеся
знакомятся с пунктуационным правилом о выделении обращений знаками препинания
(слайд 9), вводятся схемы предложений с обращениями (слайд 10).
Далее составляется схема предложения из
сказки «Война грибов с ягодами», сопоставляется схема, составленная детьми, и схема,
показанная на слайде (слайды 11, 12). В ходе
этой работы актуализируется материал об однородных членах предложения и знаках
препинания при них (слайды 12, 13).
Завершается урок заданием «Добрая минутка»: предлагается сделать комплимент однокласснику, используя
при этом обращение.
Рефлексия в конце урока проводится с
помощью вопросов:
– Что нового я узнал на уроке?
– Что осталось неясным, непонятным?
– Что мне особенно понравилось на уроке?
– Изменилось ли мое настроение к концу
урока или осталось прежним?
5. Знания, умения, навыки и качества, которые
актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
На уроке учащиеся актуализируют изученный материал по теме «Однородные члены
предложения»;
усвоят материал об обращении, о способах выделения
его запятыми на письме;
усвоят
материал о В.И. Дале как собирателе фольклора, сочинителе оригинальных,
собственных произведений, создателе «Толкового словаря живого великорусского
языка»;
закрепят умение находить однородные
члены предложения; умение составлять схемы предложений с однородными членами;
умение конструировать предложения с однородными членами;
будет сформировано умение находить в предложении
обращения; умение составлять схемы предложений с обращениями; умение
конструировать предложения с обращениями;
будет
сформировано представление о творчестве В.И Даля;
будет
организована
работа по обогащению словарного запаса.
|