Вторник, 19.03.2024, 12:20
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Проект урока по теме "Уточняющие конструкции"
[ · Скачать удаленно () ]
16.02.2014, 14:55
  1. Тип урока: урок открытия нового знания.
  2. Цель урока: научиться опознавать уточняющие члены предложения и верно расставлять знаки препинания в них.
  3. Задачи: сформулировать правила обособления уточняющих членов предложения.
  4. Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. На перемене просим одного из учащихся заполнить форму в презентации (см. Приложение 1), связанную с домашней работой (слайд №2). Учитель проверяет, верно ли выполнено задание, не нужно ли что-то подкорректировать.

На предыдущем уроке ученики получили следующее задание: списать текст, расставить в нём знаки препинания, связанные с уже известными учащимся обособленными членами предложения – причастными и деепричастными оборотами, обособленными определениями.

Текст:

В субботу к вечеру метель утихла. Стало морозить. Свежий снег начинал скрипеть и хрустеть под ногами и полозьями.

На тротуаре под окнами огромного недостроенного дома тёмного и пустого стоял человек по уши обвязанный шарфом в короткой бархатной куртке и мягкой широкополой шляпе надвинутой ниже бровей. Скрываясь за углом выдававшегося подъезда и переминаясь с ноги на ногу он стоял ёжась и скрестив на груди руки. Под его тужуркой почти у самого сердца сидело не шевелясь маленькое непонятное существо закутанное в лохмотья с головой покрытой ситцевым грязным платком. Это была обезьяна дрожавшая от стужи вместе со своим хозяином у которого усы и борода заиндевели и он казался от этого седым стариком.

 

Самопроверка идёт под комментарий учащегося, заполнявшего форму. Чтобы убедиться, что всё выполнено верно, предлагаем нажать кнопку проверки на слайде. Выясняется, что в тексте присутствуют какие-то ошибки (слайд №3).

3.Постановка учебной задачи. Предлагаем учащимся подумать, в чём состоит ошибка. Как правило, проверив ещё раз текст и убедившись в том, что обособленные члены выделены верно, кто-то предлагает версию, что в тексте присутствуют ещё какие-то конструкции, о которых пока учащиеся не знают.

4.Открытие нового знания.  Выбираем на слайде №3 подсказку. Слайд №4 предлагает выполнить сопоставительный анализ предложенных предложений:

 

Впереди, версты за две от обоза, белели длинные невысокие амбары и домишки с черепичными крышами.

Ночами слева от нашего дома  дрожащими алмазными огнями играла Ялта.

Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грей тайно покинул дом и проник за золотые ворота моря.

С рассветом у дома пастуха стали собираться деревенские бабы.

Сейчас, в зрелом возрасте, я с благодарностью вспоминаю о детских своих влечениях.

Вечером в воскресенье за столом собралась вся семья.


Раздаём учащимся карточки с таким же заданием и просим поработать в парах. Кроме предложений, для сопоставления предлагаются вопросы, на которые учащиеся должны будут ответить:

1)определите подчёркнутые конструкции как члены предложения

2)определите, какими разрядными разновидностями они представлены

3)сравните предложения первого и второго столбиков с точки зрения смыслового различия

4)объясните, почему в первом случае стоят знаки препинания, а во втором – нет.

На данную работу отводится минут 7-10. Далее опрашиваем учащихся, выясняя, к каким результатам они пришли. 

По первому-второму вопросам выделенные конструкции определяются как обстоятельства места и времени. Сопоставление предложений по третьему вопросу приведёт к мысли, что слова первой группы делятся на широкие и узкие по значению, в то время как слова второй группы так разделить нельзя (в1 и 2 предложении они различны по разряду, а в 3 конструкция заменяется словосочетанием воскресным вечером).  Важно обратить внимание (если не найдётся ученик, сам это сделавший), в каком порядке стоят слова первой группы: сначала широкое по смыслу, а потом – узкое, которое уточняет значение первого! Поменять их местами нельзя, так как нарушится смысловая цельность высказывания. Именно присутствующее значение уточнения и даёт возможность расставить знаки.

5.Первичное закрепление. На основе стандартного упражнения учебника в устной форме закрепляем умение выделять конструкции такой же структуры (задание может быть сформулировано так: определите, есть ли в предложениях уточняющие конструкции).

6. Подведение итогов урока. Предлагаем учащимся сформулировать на основе уже известных им данных определение уточняющей конструкции и особенность постановки знаков препинания в ней:

Время / место     +    , время / место ,

широкое                       узкое

значение                       значение

 

7.Рефлексия. Возвращаемся к тексту домашнего задания (слайд №5) и проверяем, нет ли в нём уточняющих конструкций. После их обнаружения по щелчку мышки в тексте они выделятся красным цветом. Проверяем (слайд №6) и видим, что на этот раз задание выполнено верно и все знаки в тексте расставлены.

8. Домашнее задание. В качестве домашнего задания даётся упражнение из учебника на постановку знаков препинания в предложениях в уточняющими конструкциями.

5. На данном уроке учащиеся приобретут знания, практические умения, связанные с распознаванием и постановкой знаков препинания в конструкциях с уточняющими членами предложения. Закрепят умение анализировать, обобщать и систематизировать материал.

 

Категория: Русский язык | Добавил: irina_lukyanova_77
Просмотров: 1326 | Загрузок: 520 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 laran  
Экспертное заключение.
Председатель комиссии Гуманитарного направления Л.А. Малинова

1 natdvzori  
Уважаемая коллега!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Открытом профессиональном Конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС»! Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом профессиональном Конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС» и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" www.moi-mummi.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
Технический эксперт Мельникова Н.Л.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]