- Тип
урока: урок открытия нового знания.
- Цель
урока: научиться опознавать уточняющие члены предложения и верно
расставлять знаки препинания в них.
- Задачи:
сформулировать правила обособления уточняющих членов предложения.
- Ход
урока.
1.Организационный
момент.
2.Актуализация
знаний. Проверка домашнего задания. На перемене просим одного из учащихся
заполнить форму в презентации (см. Приложение 1), связанную с домашней работой
(слайд №2). Учитель проверяет, верно ли выполнено задание, не нужно ли что-то
подкорректировать.
На
предыдущем уроке ученики получили следующее задание: списать текст, расставить
в нём знаки препинания, связанные с уже известными учащимся обособленными
членами предложения – причастными и деепричастными оборотами, обособленными
определениями.
Текст:
В субботу к вечеру метель утихла. Стало морозить. Свежий снег начинал
скрипеть и хрустеть под ногами и полозьями.
На тротуаре под окнами огромного недостроенного дома тёмного и пустого
стоял человек по уши обвязанный шарфом в короткой бархатной куртке и мягкой
широкополой шляпе надвинутой ниже бровей. Скрываясь за углом выдававшегося
подъезда и переминаясь с ноги на ногу он стоял ёжась и скрестив на груди руки.
Под его тужуркой почти у самого сердца сидело не шевелясь маленькое непонятное
существо закутанное в лохмотья с головой покрытой ситцевым грязным платком. Это
была обезьяна дрожавшая от стужи вместе со своим хозяином у которого усы и
борода заиндевели и он казался от этого седым стариком.
Самопроверка
идёт под комментарий учащегося, заполнявшего форму. Чтобы убедиться, что всё
выполнено верно, предлагаем нажать кнопку проверки на слайде. Выясняется, что в
тексте присутствуют какие-то ошибки (слайд №3).
3.Постановка
учебной задачи. Предлагаем учащимся подумать, в чём состоит ошибка. Как
правило, проверив ещё раз текст и убедившись в том, что обособленные члены
выделены верно, кто-то предлагает версию, что в тексте присутствуют ещё
какие-то конструкции, о которых пока учащиеся не знают.
4.Открытие
нового знания. Выбираем на слайде №3
подсказку. Слайд №4 предлагает выполнить сопоставительный анализ предложенных
предложений:
Впереди, версты
за две от обоза, белели длинные невысокие амбары и домишки с черепичными крышами.
|
Ночами слева от
нашего дома дрожащими алмазными огнями играла
Ялта.
|
Осенью, на
пятнадцатом году жизни, Артур Грей тайно покинул дом и проник за золотые ворота моря.
|
С рассветом у
дома пастуха стали собираться деревенские бабы.
|
Сейчас, в
зрелом возрасте, я с благодарностью вспоминаю о детских своих влечениях.
|
Вечером в
воскресенье за столом собралась вся семья.
|
Раздаём
учащимся карточки с таким же заданием и просим поработать в парах. Кроме
предложений, для сопоставления предлагаются вопросы, на которые учащиеся должны
будут ответить:
1)определите
подчёркнутые конструкции как члены предложения
2)определите,
какими разрядными разновидностями они представлены
3)сравните
предложения первого и второго столбиков с точки зрения смыслового различия
4)объясните,
почему в первом случае стоят знаки препинания, а во втором – нет.
На
данную работу отводится минут 7-10. Далее опрашиваем учащихся, выясняя, к каким
результатам они пришли.
По
первому-второму вопросам выделенные конструкции определяются как обстоятельства
места и времени. Сопоставление предложений по третьему вопросу приведёт к
мысли, что слова первой группы делятся на широкие и узкие по значению, в то
время как слова второй группы так разделить нельзя (в1 и 2 предложении они
различны по разряду, а в 3 конструкция заменяется словосочетанием воскресным
вечером). Важно обратить внимание (если
не найдётся ученик, сам это сделавший), в каком порядке стоят слова первой
группы: сначала широкое по смыслу, а потом – узкое, которое уточняет значение
первого! Поменять их местами нельзя, так как нарушится смысловая цельность
высказывания. Именно присутствующее значение уточнения и даёт возможность
расставить знаки.
5.Первичное
закрепление. На основе стандартного упражнения учебника в устной форме
закрепляем умение выделять конструкции такой же структуры (задание может быть
сформулировано так: определите, есть ли в предложениях уточняющие конструкции).
6.
Подведение итогов урока. Предлагаем учащимся сформулировать на основе
уже известных им данных определение уточняющей конструкции и особенность постановки
знаков препинания в ней:
Время / место + , время / место ,
широкое узкое
значение значение
7.Рефлексия.
Возвращаемся к тексту домашнего задания (слайд №5) и проверяем, нет ли в нём
уточняющих конструкций. После их обнаружения по щелчку мышки в тексте они
выделятся красным цветом. Проверяем (слайд №6) и видим, что на этот раз задание
выполнено верно и все знаки в тексте расставлены.
8.
Домашнее задание. В качестве домашнего задания даётся упражнение из
учебника на постановку знаков препинания в предложениях в уточняющими
конструкциями.
5. На данном
уроке учащиеся приобретут знания, практические умения, связанные с
распознаванием и постановкой знаков препинания в конструкциях с уточняющими
членами предложения. Закрепят умение анализировать, обобщать и
систематизировать материал.
|