Воскресенье, 19.11.2017, 13:04
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Развитие речи. Написание экзаменационного сочинения – рассуждения
[ · Скачать удаленно () ]
09.04.2013, 21:49
Мой университет – www.moi-mummi.ru
Жоголева Елена Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ – СОШ с. Кожевино
Петровского района Саратовской области
Подробный конспект урока.
Организационная информация
Тема урока
Развитие речи. Написание экзаменационного сочинения – рассуждения
Предмет
Русский язык
Класс
9
Автор/ы урока (ФИО, должность)
Жоголева Елена Евгеньевна, учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение
МБОУ « СОШ с. Кожевино» Петровского района Саратовской области
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)
Приволжский
Республика/край

Город/поселение
Саратовская область, Петровский район, с. Кожевино
Методическая информация
Тип урока
Обобщения и систематизации знаний
Цели урока
- формирование навыка написания экзаменационного сочинения – рассуждения;
- формирование работать в группе и индивидуально, навыка самоорганизации, концентрации внимания, анализа собственной деятельности;
- формирование общечеловеческих ценностей, понимания важности и необходимости получаемых знаний.
Задачи урока
- актуализировать знания по теме урока
- обучить оценке экзаменационного сочинения в соответствии с критериями оценки экзаменационных работ и основам самоанализа собственной деятельности, умению видеть свои ошибки и их исправлять;
- обучить технологии написания экзаменационного сочинения – рассуждения;
- уметь использовать полученные знания в условиях разных контекстов.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
- знания по типам речи и особенностям построения текстов разных типов речи;
- знания о технологии написания экзаменационного сочинения – рассуждения,
- умения распознавать тексты разных типов речи по их структуре и особенностям;
- умения и навыки работать в группе и команде, сотрудничать,
- навыки толерантного отношения к чужому мнению,
- умения проводить рефлексию своей деятельности,
-умение писать экзаменационное сочинение - рассуждение
Необходимое оборудование и материалы
Компьютер, ММ- проектор, дидактические материалы, раздаточный материал по теме.
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
Всем обучающимся в конце 9 класса придется пройти ГИА по русскому языку. По результатам ГИА прошлых лет многие учащиеся недобрали необходимые баллы именно потому, что испугались и не стали писать экзаменационное сочинение – рассуждение. Но в нем нет ничего страшного, так как все обучающиеся уже имеют все необходимые для этого знания. Необходимо их обобщить и систематизировать, что поможет написать сочинение – рассуждение любому из учеников класса.
Ход и содержание урока
Этап 2. Актуализация знаний по теме урока.
Этот этап включает два задания:
- работа с интерактивным плакатом – актуализация теории по теме урока ( использование ИКТ – технологий – самостоятельная работа с интерактивным плакатом), индивидуальная работа;
- задание на актуализацию практических умений и навыков опознавать тексты, осознавать их композицию и особенности содержания; упражнения на формирование УУД и исследовательских умений и навыков создания текстов; сочетание индивидуальной и групповой работы.
Также предусмотрено использование технологии здоровьесбережения ( обеспечение двигательной активности в процессе выполнения задания, цветовая гамма задания, оформления «Галереи успехов», работа каждого учащегося в удобном и доступном для него темпе.
Учитель: Слайд 4. План урока. Согласна. Переходим к этапу «Актуализация знаний по теме: «Тип речи «Рассуждение». Тема новая для нас?
Ученики: Нет. Мы ее уже изучали и знакомы с разными типами речи.
Учитель: Отлично! Тогда мы эту работу сделаем следующим образом. Все пересаживаемся за компьютеры. На мониторы уже выведен интерактивный плакат «Типы речи». Работали ли мы с такими документами?
Ученики: Да, работали.
Ученики рассаживаются за компьютеры, где уже открыт документ « Типы речи» Интерактивный плакат для учащихся 9 – 11 классов» и начинают работать - смотрят и повторяют материал по теме «Рассуждение».
Учитель: Кто не помнит? ( спрашивает у 2 слабых учащихся, как они сейчас будут работать)
Слабые ученики: Начну работать с щелчка мышки. Там появится сначала инструкция, как работать с интерактивным плакатом.
Учитель: А дальше, что надо сделать? Ты ведь это все знаешь!
Слабый ученик: Надо опять щелкнуть мышкой и появятся три типа речи. Надо щелкнуть только на «Рассуждение» и смотреть, читать. Уже потом ничего делать не надо. Там будет теория и пример текста - рассуждения.
Учитель: Молодец! Так и сделай.
Особенность работы на этом этапе – работа каждого в том темпе, который ему по силам. Тут дети работают индивидуально, каждый за своим компьютером. Как только процесс актуализации теоретических знаний для ребенка завершен, он возвращается к своей группе. На столах группы в центре уже лежат горой разноцветные кубики, а перед каждым местом ученика уже лежит его кубик с тезисом.
Практическое задание - игра «Построй башню» : из горы кубиков всей группы найти свои кубики, которые содержат 2 аргумента и выводы. Всего у каждого ученика должны быть 4 кубика. У каждого ученика свой тезис. Для того чтобы работа шла осознанно в общую кучу добавляется несколько кубиков дополнительно « ничьих». По мере выполнения задания теоретического ученики переходят к выполнению задания практического. Как результат выполнения у ученика на столе перед ним должна быть построена башня из 4 кубиков, из которых складывается его текст – рассуждение. ( см. Приложение 1).
Правила игры:
- можно вставать, искать в общей куче свои аргументы и выводы;
- обсуждать результаты своего поиска, советоваться в группе;
- нельзя просить кого – то выполнить задание за тебя;
- можно помогать другим, но не в виде ответа на вопрос, а в виде наводящих вопросов, на которые одноклассник должен ответить сам.
Идет самопроверка – у учителя берут тексты – рассуждения уже готовые и проверяют себя. На этих листочках и выставляются оценки за проделанную работу. В них есть таблица с нормой оценок. Ребенок себя оценивает и прикрепляет свой листок на магнитную доску - таблицу с фамилиями и номерами заданий. Консультанты заканчивают работу первыми, проверяют правильность выполнения заданий другими, советуют, подсказывают только технологию выполнения задания.
После выполнения задания - общий вывод по этапу:
- композиция сочинения – рассуждения: тезис, аргументы вывод;
- вывод и тезис менять местами нельзя, аргументы в некоторых текстах можно было менять местами;
- тезис и вывод связаны между собой по смыслу, часто вывод представляет собой перефразированный тезис.
В одной из групп есть ученик с низким уровнем обученности, проблемами запоминания учебного материала. Он выполняет задание также в своем темпе, со специальной памяткой.
После выполнения задания этого переходим с слайду « План урока» и там уже выбираем ссылку на следующий этап – слайд 5.
Этап «Требования к экзаменационному сочинению – рассуждению части С 2.2.»
Используем ИКТ – технологии - ММ – ресурс - презентацию, а также прием на понимание сути требований к экзаменационному сочинению «Только вопросы»; коллективная и групповая работа.
Возвращаемся к формулировке задания к части С 2.2. На его основе необходимо сформулировать то, что требует от ученика задание экзаменационной работы. Слайд 5. Требования к экзаменационному сочинению. Вопросы уже есть, нужно дать ответы. Опираясь на текст формулировки задания, ответить на следующие вопросы:
- что нужно написать?
- какое именно сочинение ?
- как строятся тексты – рассуждения?
- откуда берется материал для экзаменационного сочинения – рассуждения?
- где будем брать тезис?
- где будем брать аргументы?
- сколько надо аргументов для этого текста?
- где возьмем вывод?
- сколько абзацев должно быть?
Вопрос учителя: Что значит написать экзаменационное сочинение – рассуждение части С 2.2.? Всем ли доступно это задание? Почему?
Учащиеся : Это значит собрать части этого сочинения из текста части А. Такое задание под силу выполнить всем, потому что мы знаем, как строятся тексты – рассуждения, умеем подбирать аргументы для подтверждения тезиса, умеем писать эти тексты.
Теперь проверим себя и посмотрим перечень требований к экзаменационному сочинению – рассуждению части С 2.2. Слайд 6.
Понимание смысла фрагмента текста ( о котором речь идет в вопросе задания).
Наличие необходимого количества аргументов в тексте и их доказательность.
Смысловая цельность, связность частей сочинения.
Композиционная стройность сочинения - рассуждения ( наличие всех необходимых частей сочинения - рассуждения).
Учащиеся: Мы все это уже оговорили только что. Значит, можем работать дальше.
Возвращаемся к слайду «План урока» .
Учитель: Что выбираем? Следующий этап.
Этап «Организация работы над экзаменационным сочинением»
В процессе реализации этапа используются:
- ИКТ- технологии – презентация, которая выступает в качестве интерактивного компонента урока;
- упражнения на формирование УУД и исследовательского умения делать умозаключения (коллективная и групповая работа);
- упражнения на формирование УУД и исследовательского умения создавать тексты ( индивидуальная и групповая работа).
Работа организуется на основе презентации. Она выступает полностью интерактивным элементом этой части урока. Кроме этого используется текст части А демоверсии ГИА по русскому языку 2012 года, опубликованной на портале ФИПИ.
Учитель: Подведем итог: из каких частей будет состоять наше сочинение? Слайд 7. Работу проводим с отрывком из произведения Бориса Васильева . Текст читали дома. Необходимо его осмыслить. Какое впечатление произвел на вас текст? Как вы оцениваете поступок подростков? Какова, на ваш взгляд, основная мысль данного текста? О каких человеческих качествах идет речь здесь? Можем ли мы уловить идею самого автора ?
Учащиеся отвечают, что речь идет в отрывке о нравственности, нравственных и безнравственных поступках людей. Подростки, пытаются сделать хорошее дело – собрать материал для школьного музея - совершенно безнравственным способом: отнимают у героини самое дорогое, что осталось у нее в жизни, - последнюю память о сыне, письма. Это делать, по мысли автора недопустимо, и слова о том, что письма вынули у нее из души, свидетельствуют об этом. Речь в отрывке идет о милосердии, сочувствии, с одной стороны и порядочности, желании отличиться перед другими - с другой стороны. Стоит ли это желание того, чтобы лишать человека последнего источника жизненных сил? Мне кажется, что именно на этот вопрос автор дает ответ в этом тексте. От этого поступка подростков так плохо становится на душе, словно, мы сами в этом виноваты.
Учитель: Вы очень точно дали оценку поступкам детей и почувствовали позицию автора. Молодцы! Теперь нам надо написать сочинение - рассуждение. В чем сейчас состоит наша задача?
Ученики: Надо уяснить, как и в каком порядке будем собирать все части сочинения – рассуждения.
Учитель: Начинаем собирать наши « пазлы». Внимание на доску – презентацию, тексты у вас на столах. Прежде чем начнем работать, хочу задать вопрос. Текст большой, со всем текстом будем работать, чтобы ответить на вопрос задания?
Ученики: Нет. Нам нужен будет только отрывок текста, тот в котором идет речь о пропаже писем и несколько строк о том, что эти письма значили для героини.
Учитель: На этом хотела бы заострить Ваше внимание. Теперь уже работаем с этими отрывками.
Внимание на презентацию.
Сначала идет разговор с учащимися , и они по группам ведут обсуждения по каждому элементу композиции. Практическое задание этапа организовано таким образом, что сначала предоставляется ученикам провести обсуждение - мозговой штурм – каждого элемента, затем все группы представляют свои результаты, а затем они сравниваются с тем, который есть на экране. Обсуждаются все варианты, указываются их отличия или общие моменты. Такое обсуждение сопровождает все элементы композиции сочинения – рассуждения. У детей на столах в их записях у каждого набираются в процессе работы тезисы, аргументы и выводы. К концу работы с этими слайдами презентации у каждого ребенка уже есть свои варианты элементов, которые по своему содержанию и наполнению мало отличаются от того, что есть в презентации.
Когда эта работа закончена - переходим к слайду 8 и собираем все элементы в текст, презентация представляет собой опорный конспект в этом случае, некое подобие алгоритма выполнения. Работа сделана всеми, в том числе и слабыми учащимися. У учеников есть выбор – воспользоваться материалами учителя или выбрать свои формулировки, свои аргументы, ( слабые учащиеся делают по образцу) Главное, чтобы они подтверждали тезис. Обращают внимание на количество слов.
Учитель: какие выводы можем сделать?
Ученики: Мы написали сочинение - рассуждения, то есть мы выполнили экзаменационную работу и сделали ее правильно.
Учитель: Вы уверены в этом? Достаточно только написать эту работу? А проверить себя?
Ученики: Возвращаемся к слайду «План урока» и выбираем этап « Оценка и анализ сочинений».
Этап «Оценка и анализ сочинений»
Используем:
- ИКТ – технологии - инструкция по исполнению роли эксперта;
- упражнение на формирование УУД и исследовательского умения анализировать собственную деятельность на основе определенных критериев оценки;
- АМО «Я эксперт!»;
- технология здоровьесбережения.
Используется и индивидуальная, и групповая.
Мы проделали очень важную часть работы и несколько устали. Поэтому надо немного расслабиться. Предлагаю игру!!! Опять поиграем, но игру деловую. Предлагаю перевоплотиться в экспертов, тех самых, которые будут проверять ваши экзаменационные работы. А раз вы эксперты, взрослые люди, то можете занять любое место в нашем классе, чтобы поработать с материалами экзамена. Вы можете общаться друг с другом – советоваться, вставать и ходить, размышлять. Условие одно – должно быть тихо – другие работают.
Теперь по процедуре оценки. Эксперты читают работы ( вы сейчас обменяетесь получившимися у вас работами с соседом) и заполняют таблицу – проставляют количество баллов в ней. Вот вам эти таблицы. Баллы проставляются в зависимости от того, насколько соблюдены автором требования к сочинению рассуждению. Еще в этой таблице есть графа – Рекомендации учащемуся. Ее тоже надо заполнить в соответствии с выставленным количеством баллов.
Чуть ниже таблицы – система перевода количества баллов в оценку за сочинение. Работаем!!!
Такие условия созданы для учащихся на данном этапе в соответствие с технологией здоровьесбережения. Это уже конец урока и старшеклассники устали сидеть. Перемена места, ослабление условий проведения этапа, возможность встать, передвигаться восполнит дефицит двигательной активности, а также даст возможность ученикам «вжиться»в роль экспертов. Юноши обращаются за помощью к консультантам, обсуждают рабочие моменты между собой. Но само задание не трудоемко, все предельно понятно и доступно. Вызывает затруднения у некоторых написание рекомендаций, но и с ними они вскоре справляются.
Таким образом, к концу этапа « эксперты» несут на магнитную доску два листка - сочинение и экспертный лист и прикрепляют их в соответствующим авторам.
Учитель: Вы просто молодцы! Понравилось?
Ученики: Очень.
Учитель: Можем подвести итог?
Ученики: Конечно.

Проверка и оценивание ЗУНКов
Происходит в процессе урока в течение всего урока.
Рефлексия деятельности на уроке
Этап «Подводим итоги урока»
Используем:
- АМО «Галерея успеха» - на основе полученных оценок за все этапы урока проанализировать что получилось, а что нет;
- упражнение на формирование УУД и исследовательского умения анализировать результаты своей деятельности.
Слайд «Цели и задачи урока» Учитель обращает внимание детей на этот слайд.
Учитель: Что же нам удалось сделать в течение нашего урока?
Ученики: Мы научились собирать экзаменационное сочинение – рассуждение , как собирают пазлы малыши. Поняли, что это сочинение под силу написать всем нам, так как мы освоили технологию его написания. Кроме того мы поняли, как эксперты оценивают наши работы и за что ставятся баллы. Теперь на экзамене мы не только напишем сочинение, но и обязательно проверим себя, правильно ли мы это сделали.
Учитель: Всем ли все удалось? Давайте ответим на этот вопрос. Над чем же каждый из вас будет работать дальше?
Дети отвечают по очереди, глядя на свою галерею успехов: отмечают, что у них получилось и что не получилось.
Учитель: Вы сегодня все умницы! Важно не только научиться чему –то, но и видеть собственные ошибки и уметь их исправлять.
Поэтому домашнее задание у вас будет следующее: на основе сделанных рекомендации отредактировать ваши сочинения – рассуждения.
В заключение хочу привести слова Д.Ж Герберта, поэта XVII века: «Если мозг не засевать зерном,
то он зарастет чертополохом».
то он зарастет чертополохом».
Сегодня , я уверена, что мы не только засеяли свой мозг« «зерном –знаниями и умениями, но и что они брошены в благодатную почву и дадут дружные и сильные всходы – хорошие результаты экзаменов!
Благодарю всех за урок! Мне было очень приятно с вами работать сегодня!
Домашнее задание
На основе сделанных рекомендации отредактировать ваши сочинения – рассуждения.
В заключение хочу привести слова Д.Ж Герберта, поэта XVII века: «Если мозг не засевать зерном,
то он зарастет чертополохом».
то он зарастет чертополохом».
Дополнительная необходимая информация

В помощь учителю
Использованные источники и литература (если имеются)
Урок авторский, использованы в его процессе авторские презентация и интерактивный плакат, в материалах которых указаны использованные ресурсы
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
Тема урока предполагает большой материал, который необходимо детям обобщить и систематизировать. Поэтому нет смысла давать его порциями - материал по типам речи дан поэтому с помощью интерактивного плаката, где дети работают за компьютерами персонально, кто в каком режиме может. Презентация по теме урока – основной материал по представлению технологии написания сочинения – рассуждения - выводится на интерактивную доску, так как он используется в качестве интерактивного компонента для организации работы на урока. Дети обращаются к материалам презентации, обсуждают их, переходят с этапа на этап, используют памятки, проводят рефлексию. Это обеспечивает наглядность материала, коммуникативное взаимодействие учащихся, стимулирует их мотивацию к обучению, обеспечивает необходимую плотность урока, не перегружая их и соблюдая принципы здоровьесбережения.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
После проведения подобного урока можно отрабатывать технологию написания экзаменационного сочинения - рассуждения на текстах любого типа и источников, не прерывая процесс изучения необходимого материала по предмету в рамках рабочей программы по русскому языку.
Другое



Категория: Русский язык | Добавил: Zhogoleva
Просмотров: 1070 | Загрузок: 264 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Уважаемая Ирина Анатольевна! 
Спасибо большое!

1  
Уважаемая Елена Евгеньевна, сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Четвертом открытом фестивале «Мультимедиа в образовании»!
 Технический эксперт по направлениям «Естественные науки» и «Предметы Гуманитарного цикла» Мухина Ирина Анатольевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]