Четвёртый открытый профессиональный конкурс
педагогов «Мультимедиа урок в современной школе» Тема урока: Сложное предложение 1. Тип урока: комбинированный
2.Цели: ·
обучающая: дать понятие о сложном предложении; показать
различие между простым и сложным предложением;
·
развивающая: развивать умение наблюдать языковые явления;
анализировать; сопоставлять;
·
воспитывающая: воспитывать умение работать сосредоточенно;
коллективно; учить добру и милосердию; развивать интерес к русскому языку.
3. Задачи:
-
формировать
пунктуационную и орфографическую зоркость;
-
обогащать словарный
запас;
-
развивать логическое
мышление;
4. Организационный этап. Постановка цели. Мотивация.
Основной этап:
1
Вступительное слово учителя. Ознакомление
учащихся с целями урока.
2
Актуализация пройденного материала (Работа с
интерактивной доской и на ПК).
3
Самостоятельная работа.
4
Физкультминутка.
5
Подготовка к восприятию нового материала.
6
Объяснение нового материала: наблюдение,
отработка новых понятий.
7
Закрепление.
8
Рефлексия. Подведение итогов.
9
Домашнее задание.
10
Проверочный тест (Работа на ПК)
5. Предлагаемый
урок знакомит учащихся с понятием «Сложное предложение». Развивает умение
различать простое и сложное предложение, развивает умение наблюдать языковые явления,
анализировать, сопоставлять. Воспитывает умение работать сосредоточенно,
коллективно, учит добру и милосердию, вызывает интерес к русскому языку.
Ход урока
Оргмомент.
Сегодня,
дорогие мои сказочные герои, решится ваша судьба: станете ли вы опять
мальчиками и девочками или же так и будете жить в мире сказочных героев из
детских книг.
-Каждый
из вас, ребята, написал письмо сказочного героя? (слушают тексты писем)
-Молодцы!
Сдайте мне конверты с письмами. Своей волшебной палочкой я снимаю с вас
колдовство, и вы превращаетесь в мальчишек и девчонок 5 В класса.
Актуализация пройденного материала. Работа с интерактивной
доской и на ПК. (Слайд 5).
(Комплексный
анализ текста.)
1)
Золушка поб...жала на ог...род, выбрала самую большую тыкву и
принесла
крёстной *.
2)
Фея разрезала тыкву и вынула мякоть.
3)
Потом она прикоснулась к ж...лтой корке волшебной палочкой.
4)
Пустая тыква превратилась в поз...л...ченную карету.
5)
Карета была прекрасна!
Задания к тексту (Слайд 6):
1)
Прочитайте внимательно предложения. Можно ли эти предложения назвать текстом?
Докажите, что это текст. (Слова связаны по смыслу и грамматически)
2)
Из какой сказки я взяла этот отрывок? (Шарль Перро «Золушка»)
3)
Назовите основную мысль этого текста. Озаглавьте его. (В тексте говориться о
превращении тыквы в карету) (Волшебное превращение)
4) С
какой из героинь этого отрывка мы должны брать пример? (С феи. Нужно помогать
людям в трудную минуту).
5)
Ребята, как вы понимаете слово «крёстная»? (Словарь Ожегова С. И.: крёстная - у
верующих: участвовавший в обряде крещения кого-нибудь, духовная мать)
6) Работа
с интерактивной доской и на ПК (дети работают поочерёдно на доске).
Найдите
словарные слова, которые вам встретились в тексте. Вставьте пропущенную букву
(огород, жёлтый).
7)
Вставьте в остальных словах пропущенные буквы, обозначьте орфограмму (Слайд 7):
побежала
- бег
позолоченную
- золото (ч//т)
Над
какой орфограммой вы работали? (Безударная гласная в корне слова, проверяемая
ударением).
8)
Прочитайте мне из текста повествовательные предложения (1, 2, 3, 4). Восклицательное
(5).
9) Найдите
грамматическую основу в 4-ом предложении (тыква превратилась).
10)
Прочитайте предложение, осложненное однородными членами (1, 2).
11) Начертите
схему 2-го предложения (работа в тетради) (Слайд 8).
12) Перестройте
(устно) 3-е предложение так, чтобы оно стало нераспространенным (Она
прикоснулась).
13) Из
4-го предложения выписать словосочетание прилагательное
+ существительное и разберите его
(работа в тетради).
Самостоятельная работа (в тетради) (Слайд 9):
К корке1
Побежала2
Проверяем
(Слайд 10, 11).
Физкультминутка (Слайд 12)
Вы писали? Вы устали?
Тогда дружно, тихо встали.
Ножками потопали.
Ручками похлопали.
Сели, встали, встали, сели.
И друг друга не задели.
Руки выше, шире плечи.
Раз, два, три. Дыши ровней.
От зарядки станешь крепче.
Станешь крепче и сильней.
Подготовка к восприятию нового материала:
ИГРА «Составь предложение» (Слайд 13).
Запишите
в левую половину тетради.
1)
Из 2 предложения выпишите подлежащее.
2)
Из третьего возьмите сказуемое и дополнение.
3)
Дайте характеристику этому предложению.
Объяснение нового материала:
-Ребята,
прочитайте еще раз тему нашего урока.
-С
чем на уроке мы с вами познакомимся?
-Как
вы понимаете слово «сложное»?
(Трудное,
составленное из чего-либо)
Словарь
Ожегова С.И.(зачитать)
-Какую
задачу мы должны решить на уроке'? (Познакомиться со сложными предложениями)
-Вы
должны разобраться, чем отличается сложное предложение от простого.
Наблюдение (Слайд 14):
Фея прикоснулась
палочкой.
и
Фея прикоснулась
палочкой, и тыква превратилась в позолоченную карету.
-Давайте
сравним эти предложения: чем они отличаются друг от друга? (Одно короткое,
другое длинное)
-Давайте
сравним их по наличию главных членов. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
-Подумайте
и решите, какое мы предложение будем называть простым, а какое сложным?
Чтение
теоретического материала с.90, орф. 4. Проговариваем правило.
(Показываю
границы простых предложений в составе сложного, знаки препинания, схему),
Закрепление (работа в тетради): упр.212
Итог урока (Слайд 15):
-Какое
предложение называется простым? Сложным?
-Как
на письме мы будем разделять простые предложения в составе сложного?
-С
помощью каких союзов соединяются простые предложения в составе сложного?
Домашнее задание (Слайд 16): выписать из любой сказки 2 простых
предложения, 2 сложных, выделить грамматическую основу.
ТЕСТ (работа на ПК): отметить под какими цифрами находятся сложные предложения.
1. Иван-царевич
поблагодарил старичка и пошёл за клубочком.
2. Герда
въехала в тёмный лес, в лесу жили разбойники,
3. Прошла
ещё неделя, мачеха задумала избавиться от Элизы.
МИНУТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ
|