Четверг, 28.03.2024, 18:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Сложноподчиненное предложение. Структура СПП. Средства связи и знаки препинания в СПП.
[ · Скачать удаленно (633.54 Kb) ]
09.01.2011, 20:38
Название конкурса: «Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе».
КОНСПЕКТ УРОКА (в данном случае урок № 16 по календарно-тематическому планированию)
ТЕМА: Сложноподчиненное предложение.
 Структура СПП. Средства связи и знаки препинания в СПП.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные: расширение знаний о сложноподчиненном предложении, средствах связи в СПП; формирование умений находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса, определять средства связи придаточного с главным. Развивающие: развивать умение находить СПП в текстах разных стилей и типов речи, выяснять их роль; правильно ставить знаки препинания в СПП. Воспитательные: воспитание стремления к совершенствованию грамотной устной и письменной речи; воспитание любви к литературе.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: беседа по вопросам, объяснения учителя, повторение пройденного, конструирование предложений, словарная работа.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютерная презентация, учебник, план-конспект, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки, технологическая карта урока.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, интерактивная доска. ПЛАН УРОКА 1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока. 2. Индивидуальные задания и фронтальный опрос – цифровой диктант. Повторение пунктуации при ССП и простых предложениях с однородными членами. 3. Словарная работа. Расширение словарного запаса учащихся. 4. Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы. Объяснение учителя. Дать представление о строении СПП и средствах связи частей СПП; мотивировать запоминание теоретических сведений. 5. Практическая работа. Закрепить полученные знания о средствах связи частей СПП. Сформировать умение устанавливать смысловые отношения между частями СПП. 6. Объяснительный диктант. Формирование умений находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса; определять средства связи придаточного с главным. 7. Самостоятельная работа. Отработать умение ставить знаки препинания в СПП с двойными союзами. 8. Рефлексия. Подведение итогов. Обобщение теоретических сведений, полученных на уроке. 9. Задание на дом. Разъяснить содержание домашнего задания. ХОД УРОКА I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. На данном этапе урока осуществляется приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.
Цель этого этапа настроить учащихся к уроку. С этой целью я применяю следующий способ: на экране показывается портрет А. С. Пушкина и его пятистишие «О, сколько нам открытий чудных / Готовит просвещенья дух / И опыт, сын ошибок трудных, / И гений, парадоксов друг, / И случай, бог изобретатель» (Слайд 1).
Затем на экран выводятся мои слова: «Хочу узнать все тайны родного языка, / В чем суть его и в чем его основа! / Поэтому беру я в руки снова / Рабочую тетрадь и ручку, карандаш, / Не забываю взять учебник, не забываю и дневник». Учащиеся проверяют свою готовность к уроку (Слайд 2).
После этого на экран выводится тема урока и записывается учениками в тетрадь (Слайд 3).
Учитель
Сегодня мы приступаем к изучению сложноподчиненного предложения. В общем-то, вы знакомы с темой «Сложноподчиненные предложения», поэтому для вас это не совсем новый материал, так как первые сведения о сложноподчиненных предложениях вы получили из курсов предыдущих лет. Но «сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!», и в этой связи я думаю, что в ходе урока вы откроете для себя много нового и неизведанного. Да и изучать сложноподчиненное предложение мы будем более продолжительно, чем сложносочиненное.
А теперь, исходя из темы урока и сказанного мною, попробуйте самостоятельно сформулировать цели урока.
Учащиеся
Самостоятельно или с помощью учителя формулируют цели урока. Если учащиеся не приучены к такой работе или в слабом классе, можно написать на доске начало каждой фразы: Расширить знания о….; познакомиться со структурой…; находить в СПП…; находить СПП в… .
После этого на доске выводятся цели урока:
Расширить знания о сложноподчиненном предложении, познакомиться со структурой СПП, средствами связи в СПП и знаками препинания в них.
Находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи.
Находить СПП в текстах разных стилей и типов речи, выяснять их роль (Слайд 4).
Смысл первого этапа заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию темы и целей урока. Показать взаимосвязь языка с литературой и историей, что, на мой взгляд, приведет ребят к осознанию языка как формы выражения национальной культуры. Этого можно достичь путем анализа стихотворения, что позволит показать школьникам необычное в самых привычных вещах, а также даст возможность формирования умений думать и задавать вопросы. II. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА И ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС –
ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ. А. Индивидуальная работа по карточкам. Задание:
Списать, раскрывая скобки, вставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания. Составить схемы предложений.
Карточка № 1
1. Пугачев дал знак и меня тот(час) отпустили и оставили. (А. Пушкин)
2. Капитан ост..новил пар..ход и все стали просит(?)ся погулять. (В. Бианки)
3. Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой. (А. Пушкин)
4. Мастер внимательно и пр..дирчиво осматривал станок и беседовал с токарем и его учеником. Карточка № 2
1. Она играла очень хорошо хотя (не)много строго и сухо. (И. Тургенев)
2. Дуня села в к..битку подле гусара слуга вск..чил на облуч..к ямщик свис(?)нул и лошади поск..кали. (А. Пушкин)
3. Когда капитан остановил пар..ход все стали просит(?)ся погулять.
4. Шумит лес лицу жарко а со спины проб..рается к..лючий холод. (Б. Полевой) Б. Упражнение № 1. Цифровой диктант (Слайд 5).
Заполнение рабочей таблицы № 1 1. Писатель должен много писать, но должен спешить.
2. В поезде экстренной работы не было, и часть персонала разошлась.
3. Все ушли, и разговоры спрятала ночная мгла.
4. Я всю жизнь провел на берегу озера и знаю на нем каждый островок.
5. Подул ветерок с заречья, и сразу же из-за туч выглянуло солнце.
6. От восхода до заката вёсел плеск да скрип каната.
7. Холодно, и за весь май деревья не успели расцвести.
8. Петр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл.
9. Пришел из школы ученик и запер в ящик свой дневник.
10. Большие совы бесшумно взвивались с дороги, и лошади, всхрапывая, шарахались в сторону. Ключ:
ССП – 2, 3, 5, 7, 10. Простые предложения с однородными членами – 1, 4, 6, 8, 9. В. Упражнение № 2 (Слайд 6).
Задание: записать предложение 10 из предыдущего задания, вставляя знаки препинания. Составить схему. Цель второго этапа – повторить пунктуацию при ССП и простых предложениях с однородными членами. При этом индивидуальные задания по карточкам получают наиболее успешные ученики по предмету, а для остальных ребят класса учитель диктует предложения, предварительно выведенные на экран, что позволяет сконцентрировать внимание учеников не только на аудирование, но и подкрепляет слушание визуально, так как не все дети легко воспринимают информацию на слух. Учащиеся заполняют заранее приготовленную и полученную перед началом урока рабочую таблицу № 1, проставляя в ней номера предложений и одновременно поднимая сигнальную карточку (синяя – ССП, желтая – простое предложение с однородными членами). Такая работа позволяет учителю одновременно видеть весь класс и сделать вывод об усвоении учащимися учебного материала с последующей коррекцией их знаний, умений и навыков при планировании индивидуальной работы. IV. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Учитель
Итак, мы приступаем к изучению новой темы. Напомню цели урока:
Расширить знания о сложноподчиненном предложении, познакомиться со структурой СПП, средствами связи в СПП и знаками препинания в них.
Находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи.
Находить СПП в текстах разных стилей и типов речи, выяснять их роль.
Знакомиться с новой темой мы будем с использованием презентации. Запишем это слово в словарики и «заглянем же, как Пушкин встарь, толковый наш словарь» (Слайд 7): ПРЕЗЕНТАЦИЯ [лат.] – это 1) официальное представление вновь созданного проекта, продукции. 2) предъявление переводного векселя лицу, обязанному совершить по нему платеж.
Нас, конечно, интересует первое значение слова. Вам будут представлены теоретические сведения, а вы продемонстрируете умение использовать теорию на практике. ВЕКСЕЛЬ [нем.] – вид ценной бумаги, безусловный и бесспорный долговой документ (денежное обязательство) строго установленной законом формы. Упражнение № 3. Практическое задание (Слайд 8).
Учащиеся
Составляют с записанными словами сложноподчиненные предложения, в состав которых входили бы простые и составные глагольные сказуемые.
После выполнения задания осуществляется выборочная проверка. Цель данного этапа заключается не только в обогащении словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, но и в развитии умений анализировать и оценивать языковые явления и факты, умений пользоваться лингвистическими словарями. Кроме того такая работа позволяет ученикам повторить ранее изученный материал и закрепить его на практике.
V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА С ЭЛЕМЕНТАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Учитель
• Давайте вспомним, что мы уже знаем о сложных предложениях?
• Чем сложносочиненные предложения отличаются от сложноподчиненных?
• Назовите известные вам признаки сложноподчиненного предложения.
• Как называются части СПП? Как они изображаются в схеме?
• Каковы средства связи в ССП? в СПП? в БСП? Средства связи частей сложноподчиненного предложения – это подчинительные союзы и союзные слова. Прочитав теоретический материал на с. 37 учебника, вы узнаете, чем они отличаются друг от друга. Самостоятельная работа.
Учащиеся
Работают с лингвистическим материалом на стр. 37 учебника (Слайд 9).
Задание: прочитать текст как можно быстрее, но при этом постараться запомнить его содержание. После чтения предлагается тест по этому тексту.
Примечание:
Все задание выполняется за 5-7 минут (важна скорость выполнения для активизации внимания) и тут же проверяется – ключ заранее приготовлен в презентации. Учитель
Диктует вопросы теста, выведенные на экран и варианты ответов (Слайд 10).
Тест
1. Как связаны простые предложения в СПП?
А) интонацией;
Б) подчинительными союзами;
В) подчинительными союзами и союзными словами.
2. Какими частями речи могут быть выражены союзные слова?
А) относительными прилагательными и местоимениями;
Б) относительными местоимениями и наречиями;
В) наречиями и существительными.
3. В каком предложении – главном или придаточном – находятся средства связи?
А) в главном;
Б) в придаточном;
В) ни к одному из предложений не относятся.
4. Чем отличаются союзные слова от союзов?
А) ничем не отличаются;
Б) союзы относятся к придаточному предложению, а союзные слова к главному;
В) союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются.
5. Какие слова в СПП могут быть как союзами, так и союзными словами?
А) что, когда, как;
Б) кто, когда, где;
В) что, какой, чей. Учащиеся
Слушают тест, одновременно уточняя выведенные вопросы на экран, и заполняют заранее приготовленную и предложенную в начале урока рабочую таблицу № 2. Ключ: 1) В; 2) Б; 3) Б; 4) В; 5) А. Учитель
Акцентирует внимание учащихся на одном из трудных вопросов, возникающих при изучении сложноподчиненных предложений, как отличить подчинительные союзы от союзных слов и какое значение имеет это отличие (Слайд 11).
Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить:
1) союз не является членом предложения; союзное слово является членом предложения, к нему можно поставить вопрос, его можно заменить значимым словом;
2) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя: Таня говорит, что трава по ночам растет. (В. Белов). – Таня говорит: «Трава по ночам растет».
3) союз можно заменить только другим союзом: Когда (= если) труд – удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький). Союзное слово – только союзным словом или словами из главного предложения, к которым относится придаточное: Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин). – Вспомни песни, которые пел соловей. Вспомни песни: эти песни пел соловей. Цель этапа – дать представление о строении сложноподчиненного предложения и средствах связи частей сложноподчиненного предложения; мотивировать запоминание теоретических сведений. При этом учащиеся приучаются самостоятельно получать новые сведения, что ведет к более успешному усвоению материала.
VI. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Учащиеся
1. Анализируют таблицу на стр. 38 учебника.
2. Выполняют упражнение 78 (предложения 1 – 4, устно) (Слайд 12).
При выполнении задания учащиеся определяют смысловую связь между частями СПП с помощью вопроса. Этот вид задания способствует более успешному формированию умения различать виды придаточных предложений.
Обратить внимание учащихся на то, что придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми. Цель данного этапа урока предполагает закрепление полученных знаний учащихся о средствах связи частей сложноподчиненного предложения, формировании умений устанавливать смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения.
VII. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. Учащиеся
Записывают предложения под диктовку учителя и анализируют их (определяют главное и придаточное предложения, ставят вопрос (устно), выделяют средства связи, определяют синтаксическую роль союзных слов).
Образец записи: (Слайд 13).
[Вдохновение – такая гостья], (которая не любит посещать ленивых). (П. Чайковский)
1) [Вот и пришел день], (которого я так долго ждал). 2) [Странные видения, (какие бывают лишь в ночных кошмарах), заполонили мой разум]. 3) [Тот миг, (когда я увидел вас), запомнился мне на всю жизнь]. 4) [Не было такого разговора], (чтобы вам здесь бесплатно ходить!) 5) [Встали они засветло], (для того чтобы к полудню прийти в город). 6) [И пускай они ссорятся], (когда им от этого весело). Цель этапа заключается в формировании умений учащихся находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса; определять средства связи придаточного с главным.
VII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Учитель
Акцентирует внимание учащихся на видах подчинительных союзов по структуре:
простые – что, как, когда и др.;
составные – так как, потому что, так что и др.;
двойные – чем…, тем; если…, то; так как…, то; и др. (Слайд 14).
Учащиеся
Выполняют упражнение 83 (часть 1), обращая внимание на то, как меняется пауза между главными и придаточными предложениями в зависимости от наличия или отсутствия второй части союза. Цель этапа – формирование культуры устной и письменной речи учащихся, отработка умений ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с двойными союзами.
VIII. РФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Учитель
Подводя итоги урока, еще раз обратим внимание на его тему и цели (Слайд 4).
Обсудим вопросы с учетом изученного материала: Как называются части СПП? Назовите средства связи частей СПП. Укажите признаки союзного слова. Какова роль союзных слов в СПП? Приведите примеры двойных союзов (Слайд 15).
Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы. Затем совместно с учителем обсуждают те вопросы и задания, которые вызвали наибольшие затруднения в ходе урока.
После этого озвучиваются оценки за урок. Цель данного этапа заключается в осмыслении учащимися своей деятельности уроке, осознании того, чему они научились и что нового открыли для себя на уроке. На этом уроке учащиеся продолжили развитие коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетентностей, а также положительного отношения к учебе и уверенности в своих силах. IX. Задание на дом. Учитель
Дает задание на дом к следующему уроку, разъясняет его содержание (Слайд 16).
Учащиеся
Записывают домашнее задание в дневники.
1) § 9, стр. 38 – 39; 41 – 42.
2) Упражнение 83 (часть II).
3) Упражнение 87 (часть I). Цель этапа – разъяснить содержание домашнего задания, которое включает обязательные задания: чтение параграфа, ответы на вопросы, поставленные в условиях выполнения упражнений, среди которых имеются вопросы устного характера, требующие размышлений, сопоставлений и анализа.
Категория: Русский язык | Добавил: Mtv_1962
Просмотров: 9396 | Загрузок: 981 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]