Среда, 24.04.2024, 11:21
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Сложноподчинённое предложение с определительным придаточным
[ Скачать с сервера (476.6 Kb) · Скачать удаленно () ]
06.02.2013, 09:33

Тема урока: Сложноподчинённое предложение с определительным придаточным

Ход и содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Время

Номер слайда

Мотивация

 

Ребята, знаете ли вы, что возникновение сложноподчинённых предложений с придаточными определительными учёные связывают с временами Киевской Руси? Придаточные определительные, как правило, поясняют имена существительные. В древнерусском языке было распространенным существование такой структуры сложного предложения, при которой предложения однородного типа следовали одно за другим: Да к тому же селу Реброву мельница на реке на Чолеме наливная, мелет большим колесом. Связь таких предложений была более заметной в тех случаях, когда определяемый член предложения входил в состав второго предложения. Грамматическая зависимость второго предложения от первого выражалась относительными местоимениями иже, яже, еже, образовавшимися от указательных местоимений и частицы же. Такие предложения стали называться СПП с определительными придаточными.

 

Сегодня на уроке, выполняя предложенные задания, вы...

Узнаете, какое придаточное называется определительным (местоименно-определительным); средства связи в сложноподчинённых предложениях с определительными придаточными.

Научитесь различать сложноподчинённые предложения с определительными придаточными в тексте; указывать средства связи при определительном придаточном предложении; различать употребление определительных и местоименных придаточных.

Поймёте структуру сложноподчинённого предложения с определительными придаточными; каковы смысловые отношения между главным и определительным придаточным в составе СПП.

 

3 мин

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

Актуализация опорных знаний

 

Учитель предлагает учащимся самостоятельно ознакомиться с контрольно-рефлексивным упражнением, отображённым на слайде презентации.

Давайте вспомним изученное о СПП и его придаточных. Восстановите текст статьи «Признаки сложноподчинённых предложений», прочтите получившуюся статью.

Создание проблемной ситуации. Ответьте на вопрос: может ли данная статья быть опубликована в энциклопедическом справочнике? Ответ аргументируйте.

Учащиеся устно презентуют отредактированный текст статьи, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках (о союзных словах, структуре СПП в целом, видах придаточных предложений в составе СПП).

 

С энциклопедической статьей мы сталкиваемся, прежде всего, в энциклопедии - своеобразном толковом словаре понятий, где толкование слов расположено по алфавиту. А данный текст направлен не на изучение конкретного понятия СПП, а на характеристику его признаков, что не может быть систематизировано по алфавиту. Текст носит не энциклопедический, а скорее ознакомительный характер, поэтому он не может быть размещён в энциклопедии.

5 мин

Слайд 3

 

Изучение нового материала

Учитель предлагает учащимся ознакомиться со схемой «СПП с определительными придаточными» и вспомнить уже изученный материал.

Учащиеся для запоминания отображают данную схему в тетрадях по самообразованию.

Отвечают на вопросы по схеме:

·         на какие вопросы отвечают определительные придаточные?

·         какие средства связи могут быть использованы при определительных придаточных?

·         чем отличаются союзные слова от союзов?

·         в каком предложении в составе СПП будет располагаться указательное слово?

5 мин

Слайд 4

Контрольно-рефлексивный блок

Учитель осуществляет первичный контроль за полученными знаниями с помощью блиц-опроса «Да-нетки». Затем предлагает проверить себя.

Учащиеся отвечают на вопросы блиц-опроса словами «да» или «нет».

 

5 мин

Слайд 5

Слайд 6

Закрепление изученного материала и отработка конструкторско-творческих навыков

Мы с вами учимся применять изученное на практике, сопоставлять известное.

По своему характеру определительные придаточные сходны с причастными оборотами.  Вот почему они взаимозаменяемы в тексте. Напоминаю, что причастие – это особая форма глагола, поэтому причастие всегда можно заменить сочетанием «который + глагол (от которого причастие образовано)». Например: основанный – который основан; образованный – который образован.

Учитель предлагает выполнить задание на сопоставление предложений с причастным оборотом и СПП с определительным придаточным. Затем предлагает проверить себя.

Учащиеся, выполняя задание, заменяя причастные обороты придаточными определительными, поясняют, что изменилось в смысловых связях между предложениями.

 

3 мин

Слайд 7

Учитель предлагает продолжить работу по составлению СПП с придаточным определительным. Для этого учащимся предлагается текст стихотворения Дж.Свифта «Дом, который построил Джек». (Возможен просмотр видеосюжета из одноимённого мультфильма)

Учащиеся составляют собственную интерпретацию данного стихотворения, используя авторские синтаксические конструкции, изменяя только персонажей.

5 мин

Слайд 8

Обратите внимание на данную таблицу. На ней представлены предложения и схемы к ним. Вам необходимо соотнести части таблицы. Свой выбор аргументируйте. По окончании выполнения задания учитель предлагает самопроверку.

Один из учащихся соединяет предложения с соответствующими им схемами, поясняя свой выбор.

5 мин

Слайд 9

Обобщение и систематизация изученного материала

Ребята, при составлении предложений, вы должны помнить, что определённые трудности вызывает разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных, которые относятся к существительному. Помните, что в СПП с придаточными   определительными союзное   слово   что можно заменить союзным словом который. В СПП с придаточными изъяснительными такая замена невозможна.

Учитель предлагает выполнить сравнительный анализ предложений с определительными и изъяснительными придаточными.

Учащиеся сравнивают употребление средств связи в СПП, делают вывод о том, взаимозаменяемости союзных слов в предложениях, изменении смысловых отношений.

В первом блоке предложений союзное слово что можно заменить союзным словом который, и смысл предложений не изменится. Во втором блоке предложений такую замену без изменения смысла произвести невозможно.

Данный сравнительный анализ показывает, что в первом блоке использованы СПП с определительными придаточными, а во втором – СПП с изъяснительными.

3 мин

Слайд 10

Ребята, вы не только должны уметь различать виды придаточных предложений и средства связи в них используемые, но и правильно расставлять знаки препинания.

Выполните упражнение-тренажёр.

Учащиеся вместо цифр расставляют знаки препинания. Аргументируют свой выбор.

5 мин

Слайд 11

Подведение итога урока. Рефлексия.

Ребята сегодня вы успешно прошли программу самореализации: самостоятельно развивали и приобретали навыки по русскому языку. Подводя итог, я хочу добавить, что придаточные определительные зависят от существительного как части речи (для них не важно значение определяемого существительного), отвечают на вопрос какой?, указывают на признак того предмета, который назван определяемым существительным, и присоединяются к главному только союзными словами.

Но об этом и о многом другом вы узнаете, выполнив следующую программу самореализации.

А сейчас заполните лакуны: знаю – узнал – хочу узнать.

Учащиеся заполняют предложенную таблицу для рефлексии.

4 мин.

Слайд 12

Домашнее задание

Напиши сочинение-миниатюру на тему «Книга, которую стоит читать».

Используй при этом СПП с придаточными определительными и синтаксические конструкции: книга, что заставляет думать и сопереживать…, которая способна научить многому…, та, что запоминается на всю жизнь… и др.

 

1 мин

 

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Использование мультимедиа-ресурсов при изучении данной темы позволяет эффективно решить поставленные цели и задачи, повысить интерес к обучению, а также в полной мере развить навыки самореализации.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Постараться сохранить принцип использования программы самореализиции.

Категория: Русский язык | Добавил: pryadko
Просмотров: 2583 | Загрузок: 825 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 natdvzori  
Уважаемый коллега!
Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Четвертом открытом фестивале "Мультимедиа в образовании".
С уважением, Мельникова Н.Л., технический эксперт

2 pryadko  
Благодарю за экспертную оценку.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]