1.Тип урока: комбинированный (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление) 2.Цель урока: формирование учебной компетенции определения признаков глаголов неопределённой формы. 3.Задачи урока. Обучающие: сформировать умения узнавать инфинитив по вопросу, отличать его от других форм глагола, определять вид глагола по инфинитиву, выделять основу и окончание инфинитива, отличать окончания –ть, -ти от части основы –чь; закрепить навык правописания Ь перед -ся. Повторить правописание корней с чередованием букв е-и; знаки препинания в предложениях с прямой речью. Развивающие: развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать. Развивать умения самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом. Воспитательные: Воспитание внимательного отношения к слову, чувства гордости за родной язык Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная 4.Краткое описание хода урока. Отличительная особенность современного урока - переход от "знаниевой” к "деятельностной” парадигме в практике работы учителя. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Ученик становится на уроке активным деятелем на всех этапах урока, стремящимся самостоятельно добывать знания, творцом. Основное средство в руках учителя – учебная ситуация и учебное задание. На первом этапе данного урока по теме «Инфинитив» создаю ситуацию затруднения, в которой учащиеся сами определяют цели и задачи, стоящие перед ними на уроке: что предстоит изучить и для чего? Это позволяет детям осмыслить нужность и важность нового знания. Например, выясняем: Какое отношение имеет инфинитив к глаголу? Какие задачи стоят перед нами? Дети: «Выяснить, что такое инфинитив? Почему его называют неопределённой формой глагола? Как отличить его от других форм?» Вовлекаю детей в поисковую деятельность по нахождению ответов на возникшие вопросы. Говорю, что слово «инфинитив» в переводе с латинского означает «неопределённый». Почему же? Урок сопровождается презентацией. Демонстрирую слайд с пословицей: « Не стыдно не знать – стыдно не учиться». Прошу ребят записать пословицу, подчеркнуть глаголы и определить время, число, лицо. Дети приходят к выводу, что эти формы не определяются, потому инфинитив и называется «неопределённым». Обращаемся к материалу учебника. Предлагаю трансформировать теоретический материал (лингвистический текст) в схему-таблицу, выделяя ключевые понятия: инфинитив, вопросы, формы инфинитива. У ребят получается своя таблица, которую чуть позже сравниваем с интерактивной таблицей. Отправляю детей к словарям удостовериться, что глаголы даются в словаре в инфинитиве. Дети работают в парах и вскоре подтверждают результаты небольшой исследовательской работы. Продолжаем исследование: зачем определяется вид глагола в инфинитиве? Рассматриваем видовые пары: замечать – заметить, проговаривать- проговорить. Дети делают вывод о разном спряжении глаголов, а значит и разном правописании личных окончаний. На этапе закрепления знаний говорим о богатстве русского языка, о пословицах и фразеологизмах, в состав которых входит инфинитив. На дом предлагаю творческое задание на выбор: Задание на выбор. №1. По учебнику №605-606 (кроссворд) №2. Представьте себе, что вы, переписываясь с зарубежным другом, употребили фразеологизм, значение которого он не понял. Попробуйте описать такую жизненную ситуацию, чтобы значение устойчивой фразы стало понятным. №3. Сочините сказку про Инфинитив, чобы стало понятно, почему его так называют. Инструкция к заданиям №2-3. Использовать знания, полученные на уроке, объём творческой работы – 0,5 страницы А-4 в печатном виде, шрифт -14. Красивый заголовок. Возможен рисунок. Подводя итоги урока, организую рефлексию выполненной учениками деятельности. Дети говорят, чему научились на уроке, что узнали, где можно применить полученные знания, какой отметкой оценивают свою деятельность на уроке. 5.Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. Образовательные результаты. Предметные: Ученик научится узнавать инфинитив по вопросу, отличать его от других форм глагола, определять вид глагола по инфинитиву, выделять основу и окончание инфинитива, отличать окончания –ть, -ти, от части основы –чь; закрепит навык правописания Ь перед -ся. Повторит правописание корней с чередованием букв е-и; знаки препинания в предложениях с прямой речью. Ученик получит возможность научиться: систематизировать знания , выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям. Личностные: приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют интерес к родному языку. Метапредметные умения: Регулятивные: с помощью учителя определяют цель учебной деятельности, обнаруживают и формулируют учебную проблему, контролируют и оценивают свои действия. Познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям), извлекают информацию из разных источников, трансформируют текст в таблицу. Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. |