Среда, 07.12.2016, 19:23
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Урок повторения и обобщения знаний по разделу "Лексика" в 5 классе
[ · Скачать удаленно () ]
19.11.2014, 16:41

Государственное бюджетное образовательное учреждение

“Якутская кадетская школа- интернат”

Республика Саха (Якутия)

 

 

 

 

 

 

 

Эти многоликие слова...

(урок-повторение и обобщение знаний о лексике

с элементом игровых технологий)

 

 

 

Заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы

ГБОУ РС(Я) “Якутская кадетская школа- интернат”

Захарова Лидия Афанасьевна

 

 

 

 

 

Якутск, 2014 год

 

 

Эти многоликие слова...

(урок-повторение и обобщение знаний о лексике

с элементом игровых технологий)

 

Человеческое слово стрелы острее.(Пословица)

Цель:

1. Обобщить изученный материал по теме “Лексика”.

2. Закрепить знания, умения, навыки по изученной теме.

3. Развитие умения осознанно высказывать свое собственное мнение , самостоятельно принимать решение, оценивать себя и других.

4. Воспитание чувства ответственности за себя и за других членов команды.

 

Оборудование:

  1. Раздаточный материал( тест, кроссворд, карточки- задания), презентация
  2. Словари
  3. Проектор
  4. Компьютер
  5. Экран

Ход урока.

  1. Загадывается загадка

Я изучаю то, чем наш язык богат,

Что все богатство мира отражает,

Людей, животных, вещи называет,

Хранит надежно наших знаний клад,

Все наши мысли, опыт и мечты

Несет из поколенья в поколенье,

И в нем литературные творенья

Находят свой источник красоты.

                                             П.Чесноков.

  • Какой раздел курса русского языка мы сегодня будем повторять и обобщать? (Лексика).

Открывается тема урока.

  1. Тест. Задание: выделите правильный ответ.
  2. Взаимопроверка (правильные ответы проецируются на экран)
  3. Что такое лексика? ( Лексика- это словарный состав языка)
  4. А что такое язык?
  • Сообщение заранее подготовившегося ученика.

Язык-это когда один человек говорит, другой слушает и понимает его.Вы читаете газету, книгу, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно)человек выражает свои мысли передает их другим.И это происходит благодаря языку.

Лев Успенский в книге “Слово о словах” пишет: “Язык- удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли...Не случайно у многих народов два предмета, ниченм не похожих один на другой, - мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом”.

  1. По поводу языка высказывались многие писатели и ученые. Давайте проверим домашнее задание (учащиеся дома выписали высказывания писателей о языке).
  2. Почему  говорится, что лучше языка ничего нет на свете, но и в то же время  язык- это самое худшее, что есть на свете? (Слово может  помочь человеку, но иногда оно может и убить)
  3. Сколько слов в русском языке? (Сообщение заранее подготовившегося ученика)

Чтобы приблизительно хотя бы знать, сколько слов в русском языке, необходимо обратиться  к словарям русского языка. Есть словарь С.И. Ожегова. В нем представлено около 57 тысяч слов. В четырехтомном словаре Д.Н. Ушакова – более 85 тысяч слов. Мы знаем В.И. Даля. Он пытался собрать все слова русского языка. В его “Толковом словаре живого великорусского  языка” представлено более 200 тысяч слов.Даль работал над ним 47 лет!

  1. Работа в группах(класс делится на 4 группы). Номера заданий обучающиеся выбирают сами.

1 задание: объяснить значение словосочетаний в контексте.

Глухой старик-

Глухой голос –

Глухой переулок –

2 задание: определить значение слова РАЗБИТЬ в предложениях

  • Петя разбил себе нос. Туристы разбили лагерь. Разбили врага наголову. Лесоводы разбили участок.

3 задание: какие слова перепутала девочка? Замените  ошибочно употребленное слово.

Вернувшись от врача, маленькая Маша сообщает:

  • У меня не хватает витаминов, врач прописал мне оскорбительную кислоту.

4 задание: объяснить значение словосочетаний в контексте.

Сердечный человек-

Сердечный прием-

Сердечная мышца –

  1. Работа с интерактивной доской.

Отгадайте  загадки.

  • Ты мой друг, и я твой друг,

Вместе нам не страшно!

Одного забудут вдруг-

Встал другой отважно. Что это?(Синоним)

О. Соболева

  • Спорим летом и зимой,

Спорим днем и ночью,

Ты со мной, а я с тобой:

Разные мы очень. Что это? (Антонимы)

О. Соболева

  •  
  •  

11. Решаем  кроссворд “Кто быстрей, кто правильней?”

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: Попробуйте заполнить горизонтальные строчки антонимами к указанным ниже словам, а в вертикальном столбце вы прочтете общее название таких слов.

1.Горький.2.Начинать.3.Бури.4.Рыхлый. 5.Трудолюбивый. 6.Короткий. 7.Свет.

(Ответы: сладкий, кончать,затишие, плотный, ленивый, длинный, темнота)

12.Подберите синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены.

  • Главный - .с...
  • Мощный - .и...
  • Занимательный- .н...
  • Прекрасный - .у...
  • Скорый -.ы...
  • Боьшой - .г...
  • Смелый - .т...
  • Притворный - .ж...

13. К фразеологизмам нужно подобрать синонимичные фразеологические обороты.

  • Кто наплакал –
  • Во всю прыть –
  • Видимо- невидимо-
  • В тот же миг-

14. Отгадайте загадку.

Нас попробуй отличи,

Если оба мы ключи.Что это? (Омонимы)

  • Чем отличаются друг от друга омофоны, омографы, омоформы?
  • Омонимы  -такие слова, кторые пишутся или произносятся одинаково, но имеют совершенно  разные значения.
  • Омофоны – это слова совпадающие по произношению,  но различные по написанию и занчению (Несет меня лиса в дремучие леса)
  • Омографы – это слова, которые пишутся одинаково, но произносятся различно, главным образом в зависимости от ударения (мука – мучение; мука- молотое зерно)
  • Омоформы – это слова, совпадающие по написанию, но различные по морфологическому строению, по форме (пила- инструмент  (сущ.) – пила – пьет (глагол))

15. Придумайте с данными омоформами словосочетания.

Печь (сущ.)– печь (гл.); косой (сущ.)– косой (прил.); пила (сущ.) – пила (гл.)

16. Физкультпауза.

17. Работа в группах. Уточните одним словом.(Игра) Запишите омонимы парами и допишите к каждому из них по одному слову (из любой части речи) так, чтобы уточнить его значение.

Мир, свет, лук, брак, пол, мех, пар, рак, рубка, стопа, шайка, шашка, нота, кулак, ласка, мешать, топить, разбить, суровый.

18. Прослушайте стихотворение Новеллы Матвеевой и выполните задания

Было тихо, очень тихо,-

Ночь на всей земле.

Лишь будильник робко тикал

На моем столе...

Было тихо, очень тихо,-

Тихий час теней...

Лишь будильник робко тикал,

Мышь скреблась,

Сверчок пиликал,

Козлик мекал,

Кот мяукал,

 Поросенок дерзко хрюкал,

Бык ревел,

И две собаки

Дружно вторили во мраке

Ржанию коней.

  1. Какие слова повторяются в тексте? Какова роль этого повтора?
  2. Подберите синонимы к словам тихо, робко, дерзко, дружно
  3. Докажите, что слово тихий является многозначным. Составьте и запишите словосочетания с этим словом в разных значениях. Подберите синонимы и антонимы.

 

19. Однозначные и моногозначные слова. Игра “Кто о чем подумал?”

Корень, гнездо, крыло, курс, земля, мягкий, свежий, идти.

20. Прочитайте отрывок из книги Льва Успенского “По дорогам и тропам языка”. Какие слова в названии книги употреблены в переносном значении? Определите тему и основную мысль текста.

     Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.

     Какое слово? Да, в конце концов, любое: и устное и письменное, потому, что различаясь в отдельных  своих свойствах, они в главном чрезвычайно близки друг к другу.

     Вот в учебнике говорится: “Каждое слово что- нибудь обозначает, то есть ЛЕКСИЧЕСКОЕ занчение. Это значение указывается в толковых словарях.

21.Какие слова здесь зашифрованы? (Носик, язычок, ручка)

22. Прямое и переносное значение слова. Учащимся даются словосочетания. Надо составить с ними предложения, в которых эти словосочетания упоребляются в прямом и переносном  занчениях.

Сесть в лужу, гладить по головке, много воды утекло, льет как из ведра, протянуть руку, вырвать с корнем, связать руки, цены нет.

23. Как в словаре обозначаются многозначные слова? А слова в переносном занчении?

Найдите в словаре многозначные слова.

24. Подведение итогов урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Что повторили?

-Что лично запомнил каждый из вас?

- Понравился ли вам урок?

25. Домашнее задание: ответить на вопрос “ Как вы понимаете смысл эпиграфа нашего урока”?

 

Литература:

  1. Дидактические материалы по русскому языку:5 кл.:Кн.для учителя/Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич.-М.: Просвещение, 2004
  2. Игровые технологии на уроках русского языка.5-9 классы:игры со словами, разработки уроков/ авт.-сост.В.Н. Пташкина и др.- Волгоград: Учитель,2009
  3. Русский язык в школе,2008, № 4
  4. Практикум по русскому языку:5 кл./С.И.Львова.-М.: Просвещение,2006
  5. Веселая грамматика: Лексика/авт.-сост. В.В.Волина.-М.: Дрофа, 2002

 

Категория: Русский язык | Добавил: lidiya65
Просмотров: 882 | Загрузок: 203 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 2
1  
Уважаемая коллега!
 Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Втором открытом профессиональном Конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС»! Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом профессиональном Конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС»и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета 
 мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" www.moi-mummi.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. 
Технический эксперт Мельникова Н.Л.

2  
Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]