1. Тип урока: изучение нового материала. 2. Цели урока: Дать понятие лексики, лексического значения слова, способов словотолкования. 3. Задачи урока: - Познакомить с понятиями лексика, лексическое значение слова, способы словотолкования; - Сформировать умение пользоваться толковым словарём; - Правильно употреблять слова в речи с учётом их лексического значения. 4. Краткое описание хода урока: Урок начинается с обозначения темы урока, постановки целей и задач урока. Для актуализации знаний, связи данной темы с ранее изученным материалом и настроя на изучение нового материала, новой темы был использован приём – грамматическая сказка. Героями сказки являются известные ещё из курса начальной школы названия разделов науки о языке. Одна из задач, это развитие умения анализировать. Ребятам предлагается познавательная задача. Таким образом они подводятся к понятию, что лексика изучает словарный состав языка. Затем конкретно останавливаемся на понятиях лексики и лексического значения слова. Были использованы следующие приёмы: • При объяснении нового материала использовался приём комментированного чтения лингвистического текста, постановка проблемного вопроса (высказывание Франса). • Работа с толковым словарём по определению лексического значения слова. • Самостоятельная работа учащихся (чтение текста об истории словарей, подбор синонимов, однокоренных слов). • Была осуществлена межпредметная связь с уроками литературы, ИЗО, истории. Домашнее задание очень логично вытекает из работы со словарём, так как алгоритм работы даётся. Повышению мотивации обучения способствовало осознание значимости темы. Познавательная активность и самостоятельность учащихся формируются средствами самого материала урока. Применяются фронтальная, дифференцированная, индивидуальная формы работы. Методы, виды работы направлены на формирование таких общеучебных навыков как аккуратность, наблюдательность, внимание, умение слушать товарищей, анализировать, сравнение знаний и другие. Большой объём письменной работы не предусматривается, так как тема и упражнения в учебнике ориентированы на устную работу. 5. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока: В ходе урока учащиеся учатся определять лексическое значения слов, используя различные способы. Развивают умение пользоваться толковыми словарями. Кроме того, развиваются такие умения, как: аккуратность, наблюдательность, внимание, умение слушать товарищей, анализировать, сравнение знаний и другие.