Четверг, 23.11.2017, 08:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » Интегрированные уроки

"В вихре пушкинской метели"
[ · Скачать удаленно () ]
23.03.2013, 11:04

Тип урока

 

Интегрированный урок

Цели урока

 

·         создать условия для восприятия учащимися целостной картины мира;

·         способствовать созданию поисково – творческой атмосферы на уроке;

·         учить учащихся анализировать, сравнивать, сопоставлять, сопереживать:

·         учить слушать и слышать музыку, видеть связь музыкальных иллюстраций и литературных эпизодов.

Задачи урока

 

·         способствовать формированию активной нравственной позиции;

·         поддерживать стремление учащихся высказывать свои суждения, мысли

·         способствовать постижению сути литературного и музыкального произведения через внутренний мир героев, их чувства, переживания, волнения

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

·         В ходе урока дети познакомятся с литературным текстом (повесть «Метель);

·         познакомятся с жанром  музыкальных иллюстраций на примере произведения Г.В.Свиридова  «Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»;

·         ребята смогут словесно рисовать музыку, соотнося её с фрагментами повести

·         приобретут навыки выразительного чтения, сравнения, анализа, исследования;

·         закрепят знания музыкальных жанров, музыкальных терминов.

Необходимое оборудование и материалы

Тексты литературного произведения, музыкальный материал, видео фрагмент из фильма «Метель»,  презентация к уроку, смайлики (для этапа рефлексии)

Подробный конспект урока  

Мотивация учащихся

 

Л.В. – Здравствуйте, ребята! Я рада нашей очередной встрече на уроке музыки. На наших уроках мы с вами говорим о музыке и слушаем музыку разных жанров, и вы уже знаете, что жанровое разнообразие музыки очень велико.  Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним жанром в музыке: - это жанр музыкальных  иллюстраций.

- Как вы понимаете слово «иллюстрация»?  Что это такое?  (ответы детей) Иллюстрация- это картинка, зарисовка, сделанная к какому либо литературному произведению или книжке)

 - Да, совершенно верно. Но это скорее понятие из области изобразительного искусства, а мы будем говорить о музыкальных иллюстрациях. Может ли иллюстрация быть музыкальной? (рассуждения детей) Музыкальная иллюстрация –это картина, которую можно «увидеть» и прочувствовать сердцем(т.е услышать и представить)

С жанром музыкальных иллюстраций мы познакомимся на примере произведения Георгия Васильевича Свиридова, которое называется «Музыкальные иллюстрации к повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель».

- Ребята, сразу задам вам еще один вопрос:

 – Можем ли мы определить это музыкальное произведение(еще не познакомившись с ним) – как программную  музыку? Почему? (ответы детей) Да, т.к программной музыкой называют музыку,  в основе которой лежит литературное произведение.

Какое литературное произведение лежит в основе музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова?  (повесть А.С.Пушкина «Метель»)

- Я знаю, что на уроках литературы вы уже познакомились с этим произведением. Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова как бы «дословно озвучивают»  повесть Пушкина.  Такая тесная связь между этими произведениями натолкнула меня на мысль пригласить на наш урок Наталью Николаевну. Не просто пригласить, а провести его вместе со мной. (Пожалуйста, Наталья Николаевна, присоединяйтесь к нашей беседе.)

Н.Н.

–  Здравствуйте, я рада присоединиться к вашей беседе.

Вначале  заглянем в повесть.

1.С чего начинается повесть?

2. Как описывается жизнь Марьи Гавриловны в родительском доме?  (работа детей)

Итак, автор рисует сцены спокойной, безмятежной провинциальной жизни…

Л.В.

– Ребята, вы заметили, что во время всей вашей беседы звучала музыка. Музыка была спокойная, легкая, умиротворенная. Она по настроению созвучна с первыми строками повести. Она рисует идеалистическую картину жизни русской провинции, размеренную, спокойную.

- Вспомните, как называется музыкальное произведение, характеристику которого я дала. (подсказка: в переводе с латинского означает «пастушечий»)  Пастораль.

- Да, именно «Пастораль» получила название одна из музыкальных зарисовок Г.В. Свиридова. (слайд № )

- Следующей иллюстрацией Г.В. Свиридова стал «Вальс». – Ребята, вальс это … (танец).

- Где в Пушкинские времена танцевали вальс, мазурку, полонез и другие танцы? ( на балу).          Да, балы были неотъемлемой частью дворянского быта. Но, перечитав повесть Пушкина я не нашла описания бала. (обр. к Н.Н.)  - В повести действительно нет сцены бала?

Н.Н.

- В повести «Метель» нет сцены бала, но мы можем кое – что предположить. В провинции бал    был, пожалуй, единственным развлечением. Именно здесь можно было встретиться с соседями, пообщаться. Развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, танцевали, назначали свидания. Марья Гавриловна и Владимир скорее всего тоже познакомились на балу.

 Л.В. 

– Композитор имел полное право домыслить, добавить свое, пофантазировать. Давайте и мы представим себе эту сцену бала. (включаю музыку «Вальс», читаем под музыку)

Н.Н.

  - С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.                                                                                                                                                 И среди этого людского круговорота, в этой толпе встречаются глаза Марьи Гавриловны и Владимира, и все происходящее вокруг перестает существовать для них…

Л.В.

- Появляется нежная светлая тема любви, звучащая у деревянных духовых инструментов, подчеркивающая хрупкость и трепетность зарождающегося чувства. (пауза)

Н.Н 

-  Но вот они очнулись… И снова мы в сверкающем огнями зале, среди танцующих пар.                                                               (еще немного звучит музыка, затихание)

Л.В.

- Обратимся снова к повести. Как же события развивались дальше?

Н.Н.

-  Маша и Владимир встречаются.

1. Как родители Маши относятся к этим встречам?

2.Что предпринимают герои?

Они решили обвенчаться тайно. Едут в церковь, причем едут  3 героя: Маша, Владимир, а также господин Бурмин, который спешит в Вильну. И все три героя  попадают в метель.

Л.В.

- У Свиридова музыкальная иллюстрация, описывающая блуждания  наших героев в метели, названа «Тройка». Обратите внимание, она идет в его произведении первой.                             

 -  Почему? Как вы думаете?(рассуждения детей.  На помощь приходит Н.Н.)

Н.Н.

- Это центральное событие в повести, причем, метель – это не просто погодное явление, это еще один герой или героиня повести, которая изменила судьбы героев. У повести есть эпиграф. О чем он?                                                                 Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Получается, пушкинское произведение тоже начинается с эпиграфа – описания тройки лошадей.

 

Л.В.

-  Давайте послушаем музыкальный фрагмент «Тройка». (слушание музыки)

-  Композитор использовал в музыке особые эффекты – звуки разной высоты.                                           

 * Сначала музыка звучала по  нарастающей (как бы передавая хлопотливость, взволнованность).                   

*Затем ритм «ломается» (передает нервное беспокойство)                                                                                        *И затем внезапная остановка мелодии (тупик, полное отчаяние, безысходность.

- Давайте проверим совпадает ли музыкальное и литературное описание чувств героев, попавших в эту ситуацию.

Н.Н.

- Марья Гавриловна: «Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь… На дворе  была метель, ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием…»

- Владимир: «Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался не потерять настоящего направления…»

- Бурмин: « И начале 1812 года я спешил в Вильну, где находился наш полк. Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная  метель, и смотритель, и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто- то меня так и толкал. Между тем метель не унималась, я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю…»

 

Л.В

– А вот с момента,  когда мелодия словно остановилась, композитор показывает безысходность положения Владимира. Он заблудился. Он опоздал на венчание.                                                                   

Но венчание все же состоялось, Машу случайно обвенчали с Бурминым.

-Следующая музыкальная иллюстрация «Венчание».  Венчание – это церковный обряд, соединяющий двух любящих людей.                                                                                                             - Как, на ваш взгляд,  должна звучать музыка, рисующая обряд венчания.  (ответы детей .  празднично, торжественно)

- Предлагаю посмотреть сцену венчания в одноименном фильме по повести Пушкина. Фильм полностью сопровождается музыкой Свиридова. (обратить внимание на музыку, сопровождающую данный фрагмент)

(после просмотра)

-Как звучала музыка? Так как мы предположили или иначе? (ответы детей) Нет. Музыка не была торжественной и праздничной, она скорее была печальной и сумрачной.

- Но мажорный (светлый) аккорд  все же звучит в конце. Этим композитор наводит нас на мысль о счастливом конце повести.

 - Мне бы хотелось, что бы вы сами дали название следующей музыкальной иллюстрации.  (слушаем фрагмент «Марш», дети дают название.)

- Да, это марш, и музыкальная иллюстрация так и называется. Всего несколько строк в произведении доли «толчок» для написания этой иллюстрации. Что это за строки?

Н.Н.

- « Между тем война со славой была кончена. Полки наши  возвращались из –за границы. Народ бежал им навстречу. Музыка играла завоеванные песни: «Да здравствует Генрих-IV , тирольские вальсы и арии из Жоконда. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество! Как сладки были слезы свидания!».

Вывод: Пушкин ввел это описание не только для того, чтобы показать торжество и восторг победы, но и чтобы соединить героев6 Марью Гавриловну и Бурмина.

Автор плавно переносит нас в деревню, где жизнь Марьи Гавриловны шла своим чередом. «В это блистательное время она жила с матерью в *** губернии и не видала, как обе столицы праздновали возвращение войск. Но в уездах и деревнях общий восторг, может быть, был еще сильнее. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством, и любовнику во фраке плохо было в его соседстве. Все женихи Марьи Гавриловны отступили, когда появился в ее замке раненый гусарский полковник Бурмин, с Георгием в петлице и интересной бледностью…»

 

Л.В.

– Следующий номер музыкальных иллюстраций «Весна и осень». 

Автор нашего учебника музыки Г.П. Сергеева трактует его, как простое описание природы. Пушкин, как известно, в любых своих произведениях находил место описанию картин природы. Но послушав вас и Наталью Николаевну, посмею не согласиться с автором учебника. Мне кажется, что композитор хотел все же показать, что на смену одному чувству приходит другое, как на смену одному времени года приходит другое. Весна первой влюбленности меняется осенью утрат и потерь, а ей на смену придет весна новой любви.

- Кульминацией музыкальных иллюстраций Г.В.Свиридова является «Романс».  – Дайте понятие - что такое романс?  (Романс –это  музыкальное произведение личного, интимного характера, обращенное или посвященное любимому человеку)

Н.Н.

 – Исходя из этой формулировки, какой момент повести можно назвать «романсом» ? (объяснение М.Г и Бурмина)-  Найдите этот момент, прочитаем его по ролям.

Л.В.

– Прочитаем по ролям под музыку.  Признание Бурмина композитор провел в 5 музыкальных темах. Попробуем читать в сопровождении  музыки. Я буду пояснять.

 "Я вас люблю, – сказал Бурмин, – я вас люблю страстно…”

. В оркестре солируют скрипка и виолончель.

 "Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…”

В оркестре солируют гобой и флейта, мелодия становится более взволнованной.

"Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…”

– "она всегда существовала,  я никогда не могла быть вашею женою…”

"Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание … я женат!”.

Музыка точно передает смятение чувств главных героев.

"Я женат, – продолжал Бурмин, – я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь”.

 Соло трубы звучит на фортиссимо, достигает своей кульминации, здесь слышатся боль и отчаяние человека, вынужденного отвечать за безрассудство молодости.

"Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.

-Боже мой. Боже мой!  так это были вы! И вы не узнаете меня?

Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой. Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешенно…                (звучит еще немного, затихает)

Л.В.

 – У Свиридова есть еще две музыкальные иллюстрации, о которых не упоминается в нашем учебнике, но они очень важны для создания целостного образа музыкального произведения.

  «Отзвуки вальса»  (включить музыку. Читаю на фоне музыки)

 Интонационно он похож на "Вальс”, но звучит эта музыка совершенно по-другому... Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывают это произведение, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству – зрелому и глубокому.  (музыку громче, еще немного звучит, затихает)

Завершает  музыкальные иллюстрации пьеса «Зимняя дорога».

Этот номер интонационно перекликается с первым номером "Тройка”, но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее. Эта история закончилась, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…

Крайние части обрамляют музыкальные иллюстрации, как рама картину или как обложка книгу.

Закончить наш урок хочется цитатой из учебника Г.П. Сергеевой, потому что с этими словами я целиком и полностью согласна  – "Музыкальные иллюстрации» Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.

Н. Н.  - А мне, как литератору, хотелось бы закончить наш урок стихотворными строками.

От судьбы не сбежать и не скрыться,
Что начертано, сбудется враз.
Суждено вам летать – будут крылья,
Суждено воевать – будет враг.
Суждено полюбить – будет счастье,
И закружит вас вихрем метель.
Вспоминайте из Пушкина Машу
И не бойтесь случайных потерь…

С.Чеботарёв.

Всего вам хорошего! Спасибо всем за урок!

Л.В. 

-  Надеемся на новые  встречи с литературой на наших уроках музыки. Ведь как сказал известный композитор Э. Григ. «Музыка не нуждается в словах, а литература иногда нуждается в  музыке».

 

Ход и содержание урока

 

Проверка и оценивание ЗУНКов

 

Рефлексия деятельности на уроке

 

На данном этапе урока использован АМО – «смайлики». Детям было предложено из 3-х видов смайликов(веселый, равнодушный, грустный) выбрать один, который соответствовал бы их отношению к уроку. Все ученики оценили урок веселым смайликом, который обозначает, что урок понравился.

Домашнее задание

 

нет

Категория: Интегрированные уроки | Добавил: Лидия
Просмотров: 1550 | Загрузок: 305 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Материал допущет к участию в фестивале.
С уважением, Серебряков С.Н.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]