Тип:
|
Урок изучения нового материала и
повторение пройденного в 9 классе
|
Характеристика
класса
|
Общеобразовательный класс со
средним или выше среднего показателем качества обученности
|
Программа:
|
МХК. 10-11 классы, автор Рапацкая
Л.А.
|
Учебник:
|
Рапацкая Л.А., 2009.
|
Количество часов: 34 учебных часа в год, 1 учебный
час в неделю
|
Цель:
сформировать
целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой
половине XIX века, о выдающихся деятелях русской культуры этого периода, об
их произведениях, о наиболее значимых исторических памятниках;
Задачи:
- Подготовка к ЕГЭ по истории (на уроке и дистанционно);
- обратить внимание учащихся на преемственность культуры, раскрыть
исторические условия для ее развития;
- познакомить учащихся с основными наиболее выдающимися и характерными
достижениями русской культуры XIX века;
- формировать у учащихся общие понятия о культуре как важной составной
части материальной и духовной жизни общества;
- развивать навыки поисковой работы в интернете;
- Развивать умение работать в группах
- продолжать воспитывать у учащихся чувство гордости за великую
культуру России золотого века.
|
Методы:
|
проблемно-поисковый, исследовательский, разноуровневое обучение, проектный, ИКТ технологии.
|
Оборудование:
|
ПК, интерактивная доска, ИКЦОР, карточки для
самостоятельной работы в формате ЕГЭ (разноуровневые), исторические
документы, фрагменты литературных произведений, карточки, для работающих с компьютером, словарь, карточки с
таблицами, мел, доска
|
Формы
работы:
|
самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа,
дистанционная
|
Организация учебной
деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно от
информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов
проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной
работы обучающихся. Реализация такого подхода возможна при внедрении в учебный
процесс технологии контекстного обучения (Вербицкий А.А.). Урок «Культура
России первой половины 19 века» реализован с использованием этой технологии.
Данный урок состоит из 6
основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного
включения ребенка в учебный процесс. Урок создан с использованием
индивидуальной коллекции образовательных ресурсов учителя (ИКЦОР Барыбиной
Е.С.), что помогает сократить время на уроке(здоровьесберегающие технологии), а
также представляет ученикам возможность наглядно увидеть, какая работа им
предстоит в течении 2-х уроков.
1 этап – организационный
( 4 мин) задает общее настроение последующих 40
минут, определяя ключевые действия учащихся на уроке: исследовать,
рассуждать, искать, открывать.
С этого момента у
учащегося активизируется познавательная активность и актуализируются знания,
поученные по истории мировой художественной культуре
ранее.
2 этап - на 1 уроке: актуализация знаний (8 мин) используется словарь, отрабатываются навыки поиска информации, обсуждение
отличий в стилях и происходит фронтально. Также происходит привязка возникновения стиля к определенным историческим событиям. Благодаря повторению литературы 19 века, происходит
закрепление знаний, полученных на уроках литературы. 2 урок(3 мин.): актуализация знаний, полученных на уроке 1. Сопровождается этап
слайд-презентацией, использование которой позволяет лучше усвоить материал.
3 этап – изучение нового материала На
этом этапе - усвоение новых знаний – должны реализовались
различные методы обучения, с использованием заданий развивающего
характера, с разной формой деятельности, что будет способствовать
активизации учащихся, и реализации цели урока.
Урок 1(10 мин): Учащиеся не только
будут слушать учителя, музыкальный фрагмент, но и обращаться к
историческому документу, что позволит улучшить навыки работы с текстом, а также
поможет после прослушивания музыкального фрагмента разобраться в отрывке . Последнее задание представляет собой вопрос по новой теме и потому его
решение наталкивает на проблему, решение которой предлагается рассмотреть на
уроке. Таким образом, учащиеся приходят к выводу о четкой связи исторических событий,
обращение к народной культуре в трудный для России период в противовес культуре
18 века, которая искал вдохновение в западных образцах. Если какой-либо
учащийся лучше других справился с заданием новой темы, ему можно предложить
стать помощником в проведении урока, а на этапах закрепления дать ему карточку
повышенной сложности.
Урок 2 (8 мин): На этапе изучения нового материала ученики параллельно заполняют рабочие
карты и таблицы, что готовит их к особенностям подачи материала в высшей школе.
4 этап - закрепление изученного материала.
Урок 1: (15 мин) учащимся предлагается решить самостоятельно заполнить розданные в начале
таблицы и карточки, с дальнейшей проверкой работ учеников . Важно учесть, что
следует заранее подготовить каточки повышенной сложности для учащихся,
проявивших себя на этапе актуализации знаний.
Чаще всего при выполнении такого типа
заданий ученики допускают ошибки. вычислительные, сократимая дробь в ответе,
неправильное применение правила, Потому на этапе закрепления актуально использовать
такую форму работы как «Работа экспертов» или «Найди ошибку»
(способствует развитию критического мышления). Детям предлагается поменяться
таблицами и им предстоит превратиться в непоколебимых экспертов, найти все
ошибки и озвучить их. Важно, чтобы учащиеся проговаривали характер ошибки,
причину, по которой она была допущена. На этом этапе урока я
стремилась создавать условия для развития коммуникативных навыков через форму
организации, через работу в группах, причем эти группы должны быть скомплектованы
по принципу: слабый – сильный.
Урок 2(20 мин.): I – Работа
с интернетом (дистанционно), II – Работа
с документами (дистанционно или в классе) (один из трех по выбору учащихся). Также по результатм 2-х уроков ученикам
предлагается выполнить тест, в котором представлены разноуровневые задания из
экзаменационных билетов ЕГЭ (Тест
1(часть А), Тест
2 (часть А и В), Тест
3 (части А,В,С)) Завершение работы
в рабочих картах.
Использование
презентации MS PowerPoint позволяет качественно, красиво провести эту работу.
5 этап – рефлексия урока
(5 мин) дается в двух формах: 1)синквейн2) дистанционная
проверка.
6 этап - домашнее задание дается в трех формах 1.Прочитать параграф , ответить на
вопросы после параграфа. 2 (услож.) Разбившись на группы, можно выбрать одни
или несколько видов искусства и создать синхронистическую таблицу, пользуясь
краткой таблицей по истории культуры 1 половины 19 века. Таблица.
3. Сделать проект (примерные темы: «Имена героев, подвиги которых увековечены
в скульптуре, музыке или литературе», «История России в произведениях искусства 1 половины 19 века»)
Отметочное оценивание в
течение 2-х уроков происходит на этапах закрепления (весь класс), эмоциональная
оценка сопутствует на протяжении всего урока.
|