Пятница, 19.04.2024, 04:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » Музыка

«Картины, изображающие музыкальные инструменты»
[ · Скачать удаленно () ]
28.11.2014, 18:18

План – конспект

урока музыки

в 3 классе

Тема: «Картины, изображающие музыкальные инструменты»

Цель: ввести детей в мир народных музыкальных инструментов, с помощью музыкального и изобразительного искусства, познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке используя ИКТ, здоровьсберегающие технологии.

Обучающие:

  1. Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия;

  2. Обучать навыкам исполнения музыки по несложным оркестровым партитурам; используя русские народные музыкальные инструменты;

  3. Показать взаимосвязь музыки и живописи.

Развивающие:

  1. Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство;

  2. Развивать образное, логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально.

  3. Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально (логоритмическая сказка «Теремок).

Воспитательные:

  1. Через народное музыкальное и изобразительное творчество, формировать интерес к русской музыкальной культуре.

  2. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей Страны.

Форма урока:

Урок-творчества.

Используемые методы:

  • частично - поисковый метод,

  • метод соучастия,

  • арттерапевтический (сказкотерапия).

Педагогическая технология:

Технологии детского музицирования; Технологии здоровьесбережения обучаемых, арттерапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания; ИКТ технологии; Технологии формирования певческой культуры учащихся; Технологии становления ассоциативно-образного мышления учащихся

Примечание:

урок сопровождает презентация, выполненная учителем музыки в формате Power Point.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование с проектором, музыкальный центр, синтезатор, музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотка, свирели, марокасы, бубен, домра, шумовые инструменты придуманные детьми.

Новые понятия:

оркестр русских народных инструментов, оркестровая партитура.

Музыкальный материал:

1. Массне «Размышление»

2. Русская народная песня - «Русская гармонь»

3. Русская народная песня — «Ложечки»

4. Э. Грига «Грезы любви»

5. И. Красев «Полька»

6. Д.Шостакович «Вальс шутка»

7. Русская народная песня - «Светит месяц»

Ход урока:

Музыкальное приветствие

-Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, учитель!

Эмоциональный настрой на работу

-Как живешь?- Вот так! (с движениями)

-Как даешь?

-Как берешь?

-Как идешь?

-Как бежишь?

-Как шалишь?

-Как спишь?

-Как сидишь?

Введение в тему урока:

Искусство - это сказка и яркая мечта,

А звуки это краски для сердца и ума.

И для души, что рвется в неведомый полет,

Для всех, кто в своем сердце хоть искорку несет.

Вступление и объяснение учебного материала:

Звучит музыка Массне «Размышление», на экране высвечивается

Слайд №1 – название темы, эпиграф к уроку

Учитель: «Великая цель искусства – потрясать воображение, поэтому художник и композитор не должны подчёркивать те средства, которыми они это достигают; зритель и слушатель должны только почувствовать воздействие их усилий».

Учитель: Звуки пели, дрожали так звонко,

Замирали и пели сначала.

Звуки скрипка так дивно звучали,

Разливаясь в безмолвии ночи. А.Толстой

Учитель: эти и многие другие стихотворения поэтов, музыкантов, художников, учёных прошлого и настоящего рассказывают об отношении людей к искусству. Кого-то оно восхищает, кого-то вдохновляет, побуждает к творчеству. Кого-то веселит и забавляет, кому-то помогает справиться с тревогой, бедой и вновь обрести потерянную надежду, веру и любовь. Вот и мы собрались сегодня послужить этому волшебному источнику, умножить радость от общения с искусством и разделить её между всеми нами.

Слайд №2 — Гармонь

Учитель: ребята, какой музыкальный инструмент изображен на картине?

Дети: гармонь.

Дети исполняют песню «Русская гармонь» оркеструя ее придуманными шумовыми инструментами.

Учитель: представленные репродукции известных произведений живописи погружают нас в атмосферу различных эпох, помогают почувствовать национальный колорит, представить не только внешний вид инструмента, но и услышать его звучание – задумчивое, ласковое, нежное, плавное, свободное и неторопливое.

Учитель: Какой инструмент изобразили художники?

Слайд №3 – Ложки

Учитель: ребята, какой музыкальный инструмент изображен на картине?

Дети: ложки.

(читают доклады про ложки)

Исполняют песню - «Ложечки» (Приложение№1)

Слайд №4 — балалайка

Учитель: ребята послушайте звучание музыкального инструмента и определите его название?

Дети: балалайка.

(читают доклады про балалайку)Учитель: а теперь посмотрите на предметы декоративно – прикладного искусства. Один из

любимых персонажей народных сказок – певец-пастушок. Его изображение мы видим на

репродукциях мастеров лаковой миниатюры из Федоскино. Скоморохи были непременными участниками праздников, гуляний и обрядов. Они веселили людей шутками, разыгрывали театрализованные представления. Самыми распространёнными музыкальными инструментами среди разудалых парней были гармошка и балалайка. В разные времена балалайку называли и балабойкой, и балабайкой, но до наших дней сохранилось первое название – балалайка.

Учитель: Музыканты — народ творческий. Любит петь и танцевать. Мы с вами не исключение. Давайте инсценируем песню «Теремок» с музыкальными инструментами.

Исполнение песни «Теремок» применяя здоровьесберегающие технологии.

Слайд №5— Теремок

Дети поют русскую народную песню «Теремок» (пальчиковая гимнастика)

Слайд №6 — Мышка

Мышка: кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Буду в теремочке жить, со здоровьем дружить.

Педагог: и стала Мышка жить в теремке.

Давайте закроем глазки и послушаем спокойную музыку и вместе с мышкой отдохнем. (Звучит музыка Э. Грига «Грезы любви»)

Дети поют русскую народную песню «Теремок» (логоритмика)

Слайд №7 - Лягушка

Лягушка: кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Буду в теремочке жить, со здоровьем дружить.

Педагог: испекла лягушка торт, зажгла на нем свечки, давайте поможем лягушке задуть свечки. (Дыхательная гимнастика «Свеча» приложение №2)

Дети поют русскую народную песню «Теремок» (логоритмика)

Слайд №8 - Лиса

Лиса: кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Буду в теремочке жить, со здоровьем дружить.

Педагог: зашла лисичка в теремок и стала учить всех зверей зрительной гимнастике. Давайте попробуем ее сделать (Зрительная гимнастика музыка «Полька» И. Красев)

Дети поют русскую народную песню «Теремок» (логоритмика)

Слайд №9 - Волк

Волк: кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Буду в теремочке жить, со здоровьем дружить.

Педагог: стал волк в теремке поживать научил зверей танцевать. (Ритмотерапия «Головой мы покачаем» Е. Железнова)

Дети поют русскую народную песню «Теремок» (логоритмика)

Слайд №10 - Медведь

Медведь: кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Буду в теремочке жить, со здоровьем дружить.

Педагог: а медведь принес в теремок музыкальные инструменты. Звери инструменты взяли и дружно заиграли. («Вальс шутка» Д. Шостакович)

Учитель: во все времена художники создавали прекрасные произведения искусства.

Вопрос: А где хранятся они?

Ответы учеников.

Учитель: Лучшие из них хранятся в музеях. Каждый человек может прийти в музей, чтобы испытать радость от встречи с искусством.

Слайды № 11 - музей музыкальных инструментов в Санкт-Петербурге.

Учитель: музей музыкальных инструментов был открыт в 1900 году бароном К. К.

Штакельбергом в Галерейном флигеле дворца Шереметевых. Род Шереметевых владел дворцом около 150 лет, но после Октябрьской революции С. Д. Шереметев передал здание в государственную собственность. С тех пор там размещались различные институты и организации. В конце 20 века несколько залов дворца выделили под возрожденный Музей музыкальных инструментов. В этом музее представлены все основные группы музыкальных инструментов: ударные, духовые, смычковые, клавишные и щипковые. Древнейшим экспонатом музейного собрания считается продольная костяная флейта, относящаяся приблизительно ко второму тысячелетию до нашей эры, а самые современные образцы относятся к концу 20 века. Велики и географические рамки коллекции: она включает как любительские, так и профессиональные музыкальные инструменты из стран Европы, Азии и Африки. На основе экспонатов музея можно собрать почти любую разновидность оркестра - современный симфонический, барочный, русский народный и даже фольклорный индонезийский. В собственности музея находятся несколько частных собраний. В коллекции есть даже музыкальные инструменты, в свое время принадлежавшие российским императорам, например, флейты Александра I, а также медные духовые и персидские инструменты большого любителя "помузицировать" Александра III.

Уникальными экспонатами являются мемориальные инструменты известных композиторов, среди которых важное место занимает скрипка А. Страдивари. Музей занимается не только сбором новых экспонатов. Работающие в нем специалисты воссоздают старинные, в том числе античные, музыкальные инструменты, а также реставрируют созданные в прошлых столетиях скрипки, клавесины и другой музыкальный антиквариат. Главная же особенность этого музея Петербурга заключается в том, что выставляемые музыкальные инструменты здесь не бездействуют - время от времени на них играет оркестр Шереметьевского дворца "Новая Голландия". Так что для посетителей музея здесь устраиваются не только экскурсии и лекции по истории искусства, но и концерты классической и народной музыки, исполняемой на музейных экспонатах.

Слайд №12 – Русские народный оркестр

Звучит вариации русской народной песни «Светит месяц».

Учитель: мы слышим звучание свирели, дудочки, балалайки, рожка, гармошки и др.. Этот оркестр мы дополним нашими шумовыми инструментами.

Учащиеся показывают их и называют: треугольники, ложки, маракасы, румбы. Далее идёт исполнение песни («Светит месяц…»).

Игра на музыкальных шумовых инструментах по ритмической партитуре:

Учитель: музыкальные инструменты разговаривают между собой на особом языке. А называется тот язык – оркестровая партитура.

Слайд №13- музыкальная партитура

Если, музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться! Будем сами исполнять народную музыку.

Примечание: учитель раздаёт всем ученикам музыкальные инструменты: ложки, трещотки, свирели, марокасы, бубен. Поясняет ученикам особенности записи музыки в партитуре на примере русской народной песни «Василек». Разучивает с ребятами ритмический аккомпанемент: сначала отдельно с каждым « музыкантом», а затем, со всеми вместе.

Минутка здоровья

Предлагаю несколько команд на улучшение качества зрения, которые отлично тренируют глазную мышцу, предотвращает ее спазмы:

-«вращения»

-«вертикали- горизонтали»

-«удивление»

-«косые глаза»

Театр пантомимы

Учащиеся встают, кладут друг другу руки на плечи и имитируют движения:

  • поезда;

  • самолета;

  • трактора;

  • черепахи;

  • змеи;

  • медведя;

  • пингвина.

Гимнастика Стрельниковой А.Н.

Эта гимнастика восстанавливает голос певца и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

-повышает общую сопротивляемость организма

-улучшает нервно- психическое состояние

(упражнение «Ладошки», «Насос», «Кошка»)

Рефлексия. Закрепление полученных знаний:

Учитель: ребята, вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них с использованием оркестровой партитуры. А теперь, я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке. Сделать это нам поможет музыкальное лото-загадка. На ваших партах лежит набор картинок с изображением русских народных музыкальных инструментов. На экране появятся загадки о них, а вы отвечайте поднятием картинки-ответа на эти загадки.

Загадки:

Слайд №14, 15, 16 - загадки

Учитель:

Деревяшка, три струны,

Натянутых, тонких.

Вы узнать ее должны!

Поет очень звонко.

Поскорее угадай-ка,

Что же это?

Дети: балалайка

 

Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри,

Угощение внутри.

Дети: ложка

 

У нее вся душа на распашку,

И хоть пуговки есть — не рубашка

Не индюшка, надувается,

И не птица, а заливается.

Дети: гармошка

Заключительный этап:

Учитель: сегодня на уроке мы с вами прикоснулись к удивительному, волшебному и многообразному миру искусства: музыки и изобразительному искусству и надеемся, что этот урок не оставил вас равнодушными. Вы пели, смотрели, слушали, играли на музыкальных инструментах. И мы хотим верить, что искусство для вас станет неотъемлемой частью вашей жизни. Есть замечательные слова: любое искусство – это внешнее проявление внутреннего содержания. Так хотелось бы верить, что это внутреннее содержание после сегодняшнего урока стало чуть-чуть богаче, ярче и эмоциональнее.

Дома попробуйте выполнить эскиз понравившихся музыкальных инструментов. За урок ставлю всем пятерки. Наш урок окончен. До новых встреч! Дети выходят из класса под музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Список литературы:

  • 1. http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/zdzb.htm                                                                                                                                                               2. http://strelnikova.tv/

3. Белова С. Сохранение здоровья детей в образовательном процессе: экспертная оценка / С. Белова: экспертная оценка //Учитель. - 2005. - N 3. - C. 57-58.

4. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения //Школа. - 2005. - N 3. - С. 52-78

5. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т. В. Карасева //Начальная школа. - 2005. - N 11. - C. 75-78.


 


 

Категория: Музыка | Добавил: subaru
Просмотров: 3220 | Загрузок: 577 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
Уважаемая Татьяна Николаевна!
Сообщаю, что Ваша работа не допущена к участию во Втором открытом профессиональном конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС» в связи с нарушением п. 3.4 Требований к конкурсным
материалам, а именно: материал не скачивается из-за некорректной ссылки.
Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа".
С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.

Уважаемая Татьяна Николаевна!
Сообщаю Вам, что данный материал не скачивается по причине допущенной Вами технической ошибки. В соответствии с п. 3.4 Требований к конкурсным материалам Второго открытого профессионального конкурса педагогов «ИКТ на службе ФГОС» Вы имеете право в течение 5 суток после размещения настоящего сообщения, то есть до 20 часов «03» декабря 2014 г. (по московскому времени), повторно разместить свой материал на официальном сайте Конкурса.
Перед размещением материала советую внимательно ознакомиться с Инструкцией по размещению конкурсных материалов.
При возникновении затруднений Вы можете изучить рекомендации по решению наиболее часто встречающихся проблем, размещенные на Форуме технической поддержки Конкурса - http://moi-mummi.ru/forum/8и в разделе «Часто задаваемые вопросы» - http://moi-mummi.ru/index/0-44. В случае отсутствия ответа на имеющийся вопрос, Вы можете обратиться за консультацией через Форум технической поддержки - http://moi-mummi.ru/forum/10. Напоминаю, что в случае не устранения данных нарушений, по истечении указанного выше срока материал может быть не допущен к участию в Конкурсе в соответствии с п.п. 3.2–3.4 Требований к конкурсным материалам Открытого профессионального конкурса педагогов «ИКТ на службе ФГОС».
С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]