Четверг, 25.04.2024, 16:23
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » Музыка

Музыка – главный герой сказки.
[ · Скачать удаленно (8,94 МB) ]
14.12.2012, 23:26


1. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

2. Цели урока:

Образовательные:

- продолжить изучение темы «Музыка и другие виды искусства», выявить  значение музыки для литературы;

Развивающие:        

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- развивать стремление к овладению художественно – практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально – творческой  деятельности с применением информационно – коммуникативных технологий;

Воспитательные:

- воспитывать  потребность в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях; эмоционально – ценностное, заинтересованное  отношение к искусству, стремление к музыкальному самообразованию.

3. Задачи урока:

 - познакомить со сказкой «Музыкант - чародей», песней «Приходи, сказка» (автор слов - Энтин Ю., композитор - Крылатов Е.).

- помочь учащимся осознать, что реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе, интонация – единый стержень музыки и литературы.

через рабочую наглядность (ИКТ) и технологий АМО раскрыть тему  урока в увлекательной и доступной форме.

4.  Краткое описание хода урока.

I Организационный момент:

- вход под музыку;

- музыкальное приветствие.

II Актуализация опорных знаний:

Учитель: Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроках  первой четверти. Мы узнали, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы, а сегодня мы начнем  разговор о том, что стало бы с литературой, если бы не было музыки.

- Как вы считаете, какой из литературных жанров самый музыкальный?

Дети: Стихи, поэзия.

Учитель: Что было бы со стихами, если бы не было музыки?

Дети: Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями.

Учитель: А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, т.к. могут существовать только вместе с музыкой.

Учитель: Давайте подумаем, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе, и что роднит её с музыкой?

На экране  – средства художественной выразительности, общие для этих видов искусства:

интонация,  рифма,  паузы,  ритм,  темп,  динамика.

Учитель: Какие черты являются общими для этих видов искусства, что их роднит?

Дети: Поэзию с музыкой роднит очень многое: наблюдаются черты сходства - интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика…

Учитель: … а также  виды развития, мелодичность фраз. И самым известным поэтом, гением русской литературы стал Александр Сергеевич Пушкин, который создал много стихотворных произведений.

Учитель: У кого из русских поэтов много сказок?

Дети: У Александра Сергеевича Пушкина.

Учитель: Давайте вспомним, как начинается одна из них.

(Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).

Учитель: Обратите внимание, как Пушкин в первых строках поэмы подчеркивает неразрывную связь песни и сказки, музыки и литературы. А что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Какие музыкальные  жанры не появились бы?          (ответы учащихся).

Учитель: действительно, музыка и литература два разных вида искусства, которые прекрасно существуют вместе, дополняя, и обогащая друг друга.

- А представьте на секунду, если бы на свете не было музыки?!..  Что стало бы с литературой? (ответы учащихся).

III Изучение нового материала.

Учитель: Не только музыка и поэзия имеют схожие черты. И не только песнями обогащает музыка литературу. Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой, но и находится среди важнейших тем самой литературы. Часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло. Что это за литературный жанр, известный и любимый с самого раннего детства?

Дети: Сказки!

Учитель:  Правильно! И уж, конечно,  невозможно представить себе сказки, в которых не звучала бы музыка. Сейчас мы отправимся на выставку в картинную галерею (слайды 5-6). Сегодня там представлены живописные произведения из различных сказок. Назовите их, какую роль в них играет музыка? (Дети отвечают: «Золушка», «Русалочка», «Сказка о царе Салтане», «Царевна – лягушка»).

Учитель: А на этом слайде только одна картина, остальные рамы пусты. Вы узнаёте, откуда она? Если да, то назовите, и я открою остальные. Если нет, то разгадка будет в самом конце урока.

О музыке рассказывается во многих сказках, о ее волшебной силе, о чудесах, которые она творит. И сегодня вы познакомитесь с одной  из таких сказок,- называется она « Музыкант-чародей».

Усаживайтесь удобнее, слушайте, смотрите и мне помогайте:

- Определите, какие действующие лица в этой сказке главные, почему?

Просмотр мультипликационного фильма « Музыкант-чародей».

Учитель:  Понравилась вам сказка?

- Назовите героев сказки? А еще?

- Почему волки отступили от музыканта?

- Если у музыканта бы не было денег, волки бы отступили от  него?

- Итак, кто же главный герой сказки?

Дети: Музыка  является главным героем этой сказки.

Учитель: Ребята, кто из вас уже догадался, как же называется тема нашего урока?

Дети: Музыка - главный герой сказки.

Учитель: Вы совершенно правы. Посмотрите на доску, вы увидите несколько слов - это слова - подсказки, по ним вы должны угадать одно слово, которое я загадала.

На доске предложения:

1.         Музыкант – песня – композитор - музыкальный инструмент = ?   (музыка).

2.         Стихи – поэт – песня - книга = ?           (литература).

Учитель: найдите в этих загадках общее слово.

- конечно, слово «песня» повторяется, а почему?

Дети: потому, что песня не сможет существовать ни без музыки, ни без литературы.

Учитель: А сейчас я спою вам песню, а вы скажите, имеет ли она отношение к теме нашего урока?

Звучит песня «Приходи, сказка»  (автор слов - Энтин Ю., композитор - Крылатов Е.).

IV Разминка:

Физкультминутка «Веселая зарядка».

 

Учитель:

- Для чего нужна музыкальная разминка?

- Упражнение «Родина моя» (на широту дыхания: нисходящий квинтовый ход «соль – до», также исполняется несколько раз от разных звуков).

- Упражнения на развитие мимических мышц и фантазии:

V Вокально-хоровая работа:

- просмотр музыкального клипа «Приходи, сказка!»;

- разучивание I куплета;

- прохлопывание ритма;

- пение и игра на детских музыкальных инструментах.

VI Метроритмические движения:

Учитель: На предыдущих уроках мы разучивали ритмическое упражнение, которое называется «Считалочка». Давайте вспомним и постараемся повторить:

Раз, два – острова.

Три, четыре – мы приплыли.

Пять, шесть – сходим здесь.

Семь, восемь – сколько сосен!

Девять, десять – мы в пути.

Досчитал до десяти!

(Ученики повторяют текст хором и индивидуально).

Учитель: Теперь, после того, как вы все вспомнили, прошу вас подняться со своих мест и выполнить упражнение стоя. (Выполняется 2 – 3 раза).

Учитель: Я предлагаю вам поиграть в игру  «Пойми меня», победит в ней тот, кто внимательней всех слушал песню.

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Учитель:

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- С какой сказкой познакомились?

- Кто в нашей сказке был главным героем?  Почему?

- Появилась бы сказка «Музыкант-чародей» если бы не было музыки?  Почему?

- А теперь самый важный вопрос: может ли литература обойтись без музыки?

Дети:  Нет, без музыки многие стихи не стали бы песнями; без музыкальных слов  многие стихи не были бы такими красивыми; не появились бы многие музыкальные жанры, а также литературные произведения и сказки, где главным героем является музыка!

Учитель: Перед вами плакат с изображением дуба и кота на нем, а чего не хватает?

Дети: Здесь нет цепи.

Учитель: на столе перед вами кольца для цепи разного цвета: красные – очень понравился урок; желтые – понравился, но не очень; синие – не понравился. Выберите одно кольцо и приклейте на дуб так, чтобы получилась цепь.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Сегодня мы хорошо поработали. Оценки за урок получили...

Домашнее задание  

Подберите иллюстрации или нарисуйте рисунки к теме урока. Оформите в виде презентации, раскладушки  или буклета..


5.Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:

Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства (литературы) на основе осознания специфики языка каждого из них. Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы.

Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять  эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.

  

Категория: Музыка | Добавил: Svetvetvrn
Просмотров: 12406 | Загрузок: 725 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 1
1 Natala  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]