1. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления
новых знаний.
2. Цели урока:
Образовательные:
- продолжить изучение темы «Музыка и
другие виды искусства», выявить значение музыки для литературы;
Развивающие:
- развивать интерес к музыке через творческое
самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- развивать
стремление к овладению художественно – практическими умениями и навыками в
разнообразных видах музыкально – творческой
деятельности с применением информационно – коммуникативных технологий;
Воспитательные:
- воспитывать потребность в общении с музыкальным
искусством своего народа и разных народов мира;
- воспитывать
эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных
переживаниях; эмоционально – ценностное, заинтересованное отношение к искусству, стремление к
музыкальному самообразованию.
3. Задачи
урока:
- познакомить
со сказкой «Музыкант - чародей», песней «Приходи, сказка» (автор слов - Энтин
Ю., композитор - Крылатов Е.).
- помочь учащимся осознать, что реальная жизнь –
источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе, интонация – единый
стержень музыки и литературы.
через рабочую наглядность (ИКТ) и технологий АМО
раскрыть тему урока в увлекательной и
доступной форме.
4.Краткое
описание хода урока.
I Организационный момент:
- вход под
музыку;
-
музыкальное приветствие.
II Актуализация опорных знаний:
Учитель:
Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроках
первой четверти. Мы узнали, как много потеряла бы музыка, если бы не
было литературы, а сегодня мы начнем
разговор о том, что стало бы с литературой, если бы не было музыки.
- Как вы
считаете, какой из литературных жанров самый музыкальный?
Дети:
Стихи, поэзия.
Учитель:
Что было бы со стихами, если бы не было музыки?
Дети: Если
бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями.
Учитель: А
ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные
стихи часто появлялись вместе с музыкой, т.к. могут существовать только
вместе с музыкой.
Учитель:
Давайте подумаем, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в
литературе, и что роднит её с музыкой?
На
экране – средства художественной
выразительности, общие для этих видов искусства:
интонация,
рифма, паузы, ритм,
темп, динамика.
Учитель:
Какие черты являются общими для этих видов искусства, что их роднит?
Дети:
Поэзию с музыкой роднит очень многое: наблюдаются черты сходства -
интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика…
Учитель: …
а также виды развития, мелодичность
фраз. И самым известным поэтом, гением русской литературы стал Александр
Сергеевич Пушкин, который создал много стихотворных произведений.
Учитель: У
кого из русских поэтов много сказок?
Дети: У
Александра Сергеевича Пушкина.
Учитель:
Давайте вспомним, как начинается одна из них.
(Отрывок
из поэмы «Руслан и Людмила»).
Учитель:
Обратите внимание, как Пушкин в первых строках поэмы подчеркивает неразрывную
связь песни и сказки, музыки и литературы. А что стало бы с музыкой, если бы
не было литературы? Какие музыкальные
жанры не появились бы?
(ответы учащихся).
Учитель:
действительно, музыка и литература два разных вида искусства, которые прекрасно
существуют вместе, дополняя, и обогащая друг друга.
- А
представьте на секунду, если бы на свете не было музыки?!.. Что стало бы с литературой? (ответы
учащихся).
III Изучение нового материала.
Учитель:
Не только музыка и поэзия имеют схожие черты. И не только песнями обогащает
музыка литературу. Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и
романы. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой,
но и находится среди важнейших тем самой литературы. Часто музыка становится
главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу:
помогает в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло. Что это за
литературный жанр, известный и любимый с самого раннего детства?
Дети:
Сказки!
Учитель: Правильно! И уж, конечно, невозможно представить себе сказки, в
которых не звучала бы музыка. Сейчас мы отправимся на выставку в картинную
галерею (слайды 5-6). Сегодня там представлены живописные произведения из
различных сказок. Назовите их, какую роль в них играет музыка? (Дети
отвечают: «Золушка», «Русалочка», «Сказка о царе Салтане», «Царевна –
лягушка»).
Учитель: А
на этом слайде только одна картина, остальные рамы пусты. Вы узнаёте, откуда
она? Если да, то назовите, и я открою остальные. Если нет, то разгадка будет
в самом конце урока.
О музыке
рассказывается во многих сказках, о ее волшебной силе, о чудесах, которые она
творит. И сегодня вы познакомитесь с одной
из таких сказок,- называется она « Музыкант-чародей».
Усаживайтесь
удобнее, слушайте, смотрите и мне помогайте:
-
Определите, какие действующие лица в этой сказке главные, почему?
Просмотр
мультипликационного фильма « Музыкант-чародей».
Учитель: Понравилась вам сказка?
- Назовите
героев сказки? А еще?
- Почему
волки отступили от музыканта?
- Если у
музыканта бы не было денег, волки бы отступили от него?
- Итак,
кто же главный герой сказки?
Дети:
Музыка является главным героем этой
сказки.
Учитель:
Ребята, кто из вас уже догадался, как же называется тема нашего урока?
Дети:
Музыка - главный герой сказки.
Учитель:
Вы совершенно правы. Посмотрите на доску, вы увидите несколько слов - это
слова - подсказки, по ним вы должны угадать одно слово, которое я загадала.
На доске
предложения:
1.Музыкант
– песня – композитор - музыкальный инструмент = ? (музыка).
2.Стихи
– поэт – песня - книга = ?
(литература).
Учитель:
найдите в этих загадках общее слово.
- конечно,
слово «песня» повторяется, а почему?
Дети:
потому, что песня не сможет существовать ни без музыки, ни без литературы.
Учитель: А
сейчас я спою вам песню, а вы скажите, имеет ли она отношение к теме нашего
урока?
Звучит
песня «Приходи, сказка» (автор слов -
Энтин Ю., композитор - Крылатов Е.).
IV Разминка:
Физкультминутка «Веселая зарядка».
Учитель:
- Для чего
нужна музыкальная разминка?
-
Упражнение «Родина моя» (на широту дыхания: нисходящий квинтовый ход «соль –
до», также исполняется несколько раз от разных звуков).
-
Упражнения на развитие мимических мышц и фантазии:
V Вокально-хоровая работа:
- просмотр
музыкального клипа «Приходи, сказка!»;
-
разучивание I куплета;
-
прохлопывание ритма;
- пение и
игра на детских музыкальных инструментах.
VI Метроритмические движения:
Учитель: На
предыдущих уроках мы разучивали ритмическое упражнение, которое называется «Считалочка». Давайте вспомним и
постараемся повторить:
Раз, два – острова.
Три, четыре – мы приплыли.
Пять, шесть – сходим здесь.
Семь, восемь – сколько сосен!
Девять, десять – мы в пути.
Досчитал до десяти!
(Ученики
повторяют текст хором и индивидуально).
Учитель:
Теперь, после того, как вы все вспомнили, прошу вас подняться со своих мест и
выполнить упражнение стоя. (Выполняется 2 – 3 раза).
Учитель: Я
предлагаю вам поиграть в игру «Пойми меня», победит в ней тот, кто
внимательней всех слушал песню.
Рефлексия
деятельности на уроке (мероприятии, занятии)
Учитель:
- О чем мы
говорили сегодня на уроке?
- С какой
сказкой познакомились?
- Кто в
нашей сказке был главным героем?
Почему?
-
Появилась бы сказка «Музыкант-чародей» если бы не было музыки? Почему?
- А теперь
самый важный вопрос: может ли литература обойтись без музыки?
Дети: Нет, без музыки многие стихи не стали бы
песнями; без музыкальных слов многие
стихи не были бы такими красивыми; не появились бы многие музыкальные жанры,
а также литературные произведения и сказки, где главным героем является
музыка!
Учитель:
Перед вами плакат с изображением дуба и кота на нем, а чего не хватает?
Дети:
Здесь нет цепи.
Учитель:
на столе перед вами кольца для цепи разного цвета: красные – очень понравился
урок; желтые – понравился, но не очень; синие – не понравился. Выберите одно
кольцо и приклейте на дуб так, чтобы получилась цепь.
Учитель:
Наш урок подходит к концу. Сегодня мы хорошо поработали. Оценки за урок
получили...
Домашнее
задание
Подберите
иллюстрации или нарисуйте рисунки к теме урока. Оформите в виде презентации,
раскладушки или буклета..
5.Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др.
ученики в ходе урока:
Знать/понимать: понимать
взаимодействие музыки с другими видами искусства (литературы) на основе
осознания специфики языка каждого из них. Реальная жизнь – источник сюжетов,
тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и
литературы.
Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального
искусства. Проявлять эмоциональный
отклик на выразительность и изобразительность в музыке.