Среда, 22.11.2017, 11:53
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » Музыка

Музыка Рождества
[ · Скачать удаленно () ]
11.09.2013, 23:34

Тема:  «Музыка Рождества».

Урок №1  /3 четверть 1-4 класс/.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: Продолжать знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов, пробуждать и развивать интерес к этой музыке. На примере рождественской музыки русского и других народов показать, что между   музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.

Задачи:

1. Образовательная:

v  знакомство с народной и композиторской музыкой разных стран о Рождестве Христовом;

v  учить понимать особенности музыкального языка разных стран и народов;

v  вызывать яркий эмоциональный отклик на прослушиваемые и исполняемые  музыкальные  произведения.                                                                                                                                                                                                                                             

 2. Воспитательная:

v  воспитывать  потребность в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира;

v  воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях; эмоционально – ценностное, заинтересованное  отношение к искусству, стремление к музыкальному самообразованию;

v  воспитывать чуткое, толерантное отношение к музыке других народов.

      3.  Развивающая:

v  развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

v  развитие эмоционально-образного видения мира, художественного мышления на материале урока;

v  развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям.                                                                                                                                                                                                                                             

v   развивать стремление к овладению художественно – практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально – творческой  деятельности с применением информационно – коммуникативных технологий.

 Методы:

организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

v  объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; репродуктивный.

по источнику информации и характеру деятельности:

v  словесные; наглядные; практические.

по назначению и дидактическим задачам:

·         повторение; приобретение знаний; формирование умений и навыков;

·         применение знаний;

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Структура урока:

·         организационный момент

·         сообщение темы и цели урока

·         подготовка к изучению нового материала  через повторение и актуализацию  опорных знаний

·         ознакомление с новым материалом

·         осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

·         постановка задания на дом

·         подведение итогов урока

Музыкальный материал: «Святый вечер» (украинская колядка), «Приходила коляда накануне Рождества» (русская народная колядка), «Риу, риу, чиу» (испанская колядка), П. И. Чайковский «Декабрь. Святки» из фортепианного цикла «Времена года», Ф. Грубер «Тихая ночь» (европейский рождественский гимн), «Ёлка в Рождество»     (Музыка А. Варламова. Слова Р. Паниной, минус, плюс).

Оборудование и материалы: Мультимедийная презентация, ПК, экран, ОМС – проигрыватель для демонстрации ЭОР (ОМС «Разновидности обрядовых песен»), «Волшебная коробка» (в ней ударные музыкальные инструменты, Вифлеемская звезда, красный сапожок, материалы для изготовления ангелочка (ткань органза, цветная тесьма, ватные шарики), стикеры разных цветов.

Содержание урока

I Организационный момент:              (Слайд 1).       

У: Есть много праздников на свете,

Очень любят праздник дети.
Взрослые их тоже ждут

Традиции поколений чтут.
О каком же празднике речь у нас пойдет?
Как он называется? Кто мне назовет?

У. -Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Николаевна.

II Сообщение темы и цели урока:

Сегодняшний  наш урок мы посвятим наступившему зимнему празднику - Рождеству, его истории, традициям, узнаем о том, какая  музыка звучит  в России и других странах. А поможет нам в этом волшебная коробочка. (У. достаёт из коробки звезду).

III Подготовка к изучению нового материала  через повторение и актуализацию опорных знаний.

У. - С каким событием связан этот праздник?

Д. –С рождением Иисуса Христа.

У. – Действительно, давным – давно, 2013 лет назад в маленьком городе Вифлееме родился   Иисус Христос. Сейчас мы прочитаем небольшой рассказ, из которого узнаем, как  появился на свет младенец Иисус.  

IV. Ознакомление с новым материалом. .

У. – Что вы почувствовали, слушая эту музыку? Какой у неё характер?

Д. – музыка звучит спокойно, певуче, торжественно….

У. – Когда отмечают праздник Рождество Христово?

Д. -7 января.

У. – В этот день на небе зажглась новая звезда, Вифлеемская, которая указала путь волхвам к младенцу Иисусу. С тех пор звезда стала символом Рождества, ею  украшают дома, она сияет на рождественских елках. Отсюда пошла традиция считать началом праздника Рождества первую звезду, появившуюся на небе в Рождественскую ночь, олицетворяющую собой Вифлеемскую звезду.   (У. достаёт из коробки календарь).

(Слайд 3).  У. На предыдущих уроках вы изучали русскую народную музыку, обрядовые песни. Обряд – это универсальный способ взаимодействия людей с внешним миром и их влияния  на этот внешний мир.

Вы знаете, что они делятся на 2 группы. Какие? Семейно – бытовые сопровождают человека на протяжении всей жизни, от рождения до смерти. А когда звучат календарные? (на праздниках). Знаете ли вы зимние праздники?  

У. – Сколько дней длится этот праздник, как эти дни называются?        До какого следующего праздника он продолжается?

Д. – Святки продолжаются 12 дней,  до Крещения Господня – 19 января.

Рождество Христово имело очень большое значение для развития всей мировой культуры в целом.  Сюжет Рождества Христова многократно воспроизводился во всех видах искусства: в живописи, в музыке.

Обратимся к музыкальному искусству – к Рождественской музыке. Музыка всегда сопровождала рождественские праздники, которые проходили очень весело, торжественно.  И  сегодня мы обратимся как к образцам церковной, так и народной, и авторской музыке. На каждой парте лежит таблица эмоциональных состояний. Приложение 1.

У. – Рождество Христово с древности богато на обычаи. К ним относятся:

·         строгий пост до первой звезды в Сочельник 6 января;

·         зажжение свечи на подоконнике в ночь на 7 января, которая была как бы знаком, что Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф могут в этом доме найти пристанище;

·          и, конечно, колядки. Колядки – это святочные народные песни, в которых прославляли Христа, и желали добра дому, в который пришли. (Слайд 9).                (У. достаёт из коробки ударные  музыкальные инструменты).

(Слайд 4).  Сейчас мы прослушаем колядку, которая называется «Приходила коляда накануне Рождества», вслушайтесь в слова колядки. И с помощью таблиц эмоционального состояния подберите слова, которыми можно охарактеризовать её.

Слушание   и исполнение «Приходила коляда накануне Рождества».

Д. – Задорно, энергично, бодро, весело.

У. – Колядка это не только песня русского народа, сейчас мы услышим европейскую колядку «Риу, риу, риу».

Звучит Европейская колядка «Риу, риу, риу».               (Слайд 6). 

У. Композиторы разных стран не раз обращались к праздничной теме. (Слайд 5). 

 Русский композитор, дирижёр, педагог. Петр Ильич Чайковский (1840 —1893гг) сочинил фортепианный цикл «Времена года», состоящий из 12 пьес, названных по месяцам. «Декабрь «Святки». Подберите слова, которыми можно охарактеризовать эту музыку.         (нежно, светло, задумчиво…)   (У. достаёт из коробки красный сапожок).

У. – В течение столетий у каждого народа сложились свои традиционные песни, которые люди поют на этом празднике. Но есть произведения, перешагнувшие границы территориальные и временные. Среди них произведение, написанное в 1818 году австрийским органистом Францем Груббером. Это один из самых популярных рождественских гимнов, который часто называют международным.

Несмотря на то, что текст гимна исполняется не на русском языке, постарайтесь понять его смысл по интонациям исполнения и, конечно, понять смысл произведения поможет сопровождающая музыка. Подберите к музыке подходящие слова, указывающие на характер, ее настроение.

Песня "Тихая ночь”,  рождественский гимн.     (Слайд 7). 

Дети:  В тексте, наверное, говорится о рождении Иисуса Христа, музыка очень нежная, ласковая, спокойная, красивая и т.п. Хор, исполняющий гимн восхваляет Иисуса Христа, музыка передает настроения счастья и надежду на счастье и добро и т.п.

У: Какие вы внимательные! Даже не понимая языка, вы очень верно передали смысл этого произведения. Я вам сейчас прочитаю перевод текста и вы сами увидите на- сколько вы верно поняли содержание гимна.  

У. –Ребята посмотрите на таблицу эмоционального состояния и выберите те слова, которые подходят к этой музыке.   (Д. – нежно, легко…).

V. Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

У: Песен, написанных к Рождеству тоже очень-очень много. Давайте познакомимся с одной из них. Послушайте. О чем эта песня? Какая музыка по настроению?   (Слайд 8). 

Слушание: Музыка А. Варламова. Слова Р. Паниной. «Ёлка в Рождество».

Д: Песня о наступлении Рождества, об ожидании чуда, о надежде на счастье. Музыка звучит очень светло и нежно.

У: Но перед тем, как начать петь, давайте вспомним, что сидеть во время пения надо с прямой спиной, на краешке стула, так, чтобы ноги стояли на полу, руки на коленях, дышим во время пения носом (так как будто вдыхаем тонкий аромат цветов), а самое главное слушаем мелодию и друг друга.

Разучивание и исполнение песни.  

VI. Домашнее задание. (Слайд 9). 

1. Сочини свою колядку.  ИЛИ:

2. Нарисуй Рождественскую открытку.  ИЛИ:

3. Подготовь рассказ о традициях празднования Рождества в твоей семье.

VI I.  Подведение итогов урока.     (Слайд 20). 

1. Обрядовые песни делятся на: семейно – бытовые и календарные.

2. С какими календарными рождественскими песнями мы познакомились, каких стран?                                                                                                                                    Колядки: «Святый вечер», «Приходила коляда накануне Рождества», «Риу, риу, чиу». (Украина, Россия, Испания).                                                                                                             3. Музыку каких композиторов мы прослушали? П. И. Чайковский, Ф. Грубер (Австрия).

У. – Сегодня мы услышали на уроке совершенно разную Рождественскую музыку разных стран: веселую, задорную и легкую, печальную и задумчивую, народную и композиторскую.

К какому выводу мы пришли?

Мы узнали, что музыка – особый универсальный язык, понятный людям разных народов, и потому (все вместе) - «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»!

 

 

Категория: Музыка | Добавил: Svetvetvrn
Просмотров: 1526 | Загрузок: 285 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]