Учитель: С каким героем мы знакомимся в самом начале
произведения?
Дети: В начале оперы мы сразу знакомимся с главной героиней
Февронией.
Учитель: Какие темы характеризуют Февронию?
Дети: «Ах, спасибо пустыня за всё про все…»
Учитель: Какими интонациями наделил свою героиню композитор?
Дети: Феврония поёт мягко, нежно, спокойно. У неё высокий тембр
голоса – сопрано.
Исполняем тему Февронии «Ах, спасибо пустыня… »
Слайд 2
Учитель: В какой обстановке мы видим Февронию?
Дети: Она живет в глухом лесу, куда очень редко заходят люди. Лес
- это ее дом. Он ее взрастил, и она благодарна ему за это.
Учитель: Кто ее лучшие друзья?
Дети: Феврония выросла в окружении зверей и птиц. Именно их она и считает своими друзьями. Но
самые любимые – это журавль, медведь, тур.
Учитель: Кого встретила Феврония в лесу?
Дети: Встретила князя Всеволода.
Учитель: Давайте вспомним, как произошла эта встреча.
Слушаем «Что за притча, господи…» (I действие)
Учитель: Понравилась ли князю Феврония?
Дети: Феврония ему понравилась. Она красивая, скромная,
внимательная, спокойная, гостеприимная, умеет оказывать первую медицинскую
помощь, разбирается в травах и кореньях.
Учитель: Чем заканчиваются события I действия?
Дети: Князь Всеволод предлагает Февронии пожениться и обещает
вскоре послать за ней сватов.
Учитель: Мы с вами вспомнили главных героев I действия, а
куда нас перенесет музыка дальше?
Звучит тема поводыря (II действие).
Учитель: Куда мы попали?
Дети: Мы оказались на празднике в Малом Китеже.
Учитель: Кого мы видим?
Дети: Здесь собрались простые люди и знатные бояре. Поводырь
вместе с медвежонком веселит собравшуюся публику.
Учитель: Какое настроение у народа, поводыря?
Дети: У них веселое, праздничное настроение. Так как свадьба у
князя Всеволода. А невесту князь выбрал из простого народа.
Исполняем тему «Покажи, Михайлушка…»
Слайд 3
Учитель: Ребята, посмотрите на следующий слайд. Кого вы здесь
узнали?
Дети: Это Гришка Кутерьма.
Учитель: Кто такой Гришка?
Дети: Гришка – главный герой музыкального произведения. Он
представитель простого народа, бражник.
Учитель: Какими интонациями наделил композитор Гришку?
Дети: Интонации у него изменчивые: то разгульные, широкие,
разухабистые; то жалобные, плаксивые.
Просим одного ученика озвучить слайд №3.
Исполняется тема «Братцы, праздник у нас…»
Учитель: О ком пел Гришка?
Дети: Гришка пел песню о Февронии. Он хотел ее обидеть этой
песней, чтобы она вернулась обратно в лес.
Учитель: Как простой народ относится к песне Гришки?
Дети: Народу не нравится Гришка. Они его прогоняют.
Исполняем «С кем не велено встреваться…»
Учитель: Мы знаем, что народ рад свадьбе Февронии и князя Всеволода.
Почему Гришке Феврония не понравилась?
Дети: Его бояре подкупили. Знатные люди не хотели свадьбы князя с
простолюдинкой, вот и попросили Гришку спеть такую песню, чтобы Феврония
обиделась и уехала обратно в лес.
Слайд 4
Учитель: Народ гонит Гришку, и Феврония видит это. У неё свадьба.
Каждый хочет, чтобы свадьба прошла красиво, без ругани. Как поступит наша
героиня: сделает вид, что не заметила Гришку?
Дети: Нет. Она сразу замечает Гришку и интересуется у народа:
почему они его прогоняют. Феврония подзывает Гришку и пытается с ним поговорить.
Учитель: Как складывается музыкальный диалог Гришки и Февронии?
Какие советы они дают друг другу?
Дети: Гришка говорит Февронии, чтобы она не зазнавалась, что в
городе люди завистливы, чтобы она уезжала обратно к себе домой.
Феврония убеждает его, что она
простая девушка и знает своё место и советует Гришке сходить в церковь.
Учитель: Без кого в далекие времена не проходила свадьба?
Звучит фрагмент темы гусляра.
Учитель: Кто такой гусляр?
Дети: Гусляр – это странствующий
музыкант, который слагает былины, сказания.
Учитель: В каком характере гусляр обычно исполняет песню?
Дети: Неторопливо поёт, серьёзно.
Учитель: Что предсказал гусляр жителям города?
Дети: Гусляр сказал, что с появлением Февронии, в город придет беда.
Учитель: Сбылось ли его предсказание?
Дети: Предсказание сбылось. В тот момент, когда жители города
Малого Китежа пели свадебную песню, внезапно на город напали враги.
Слушаем хор «Ой, беда идет люди…» (II действие)
Учитель: Русский народ не был готов к появлению татаро-монгол.
Враги пришли в Малый Китеж, чтобы погулять на свадьбе князя Всеволода и
Февронии?
Дети: Нет. Враги хотели попасть в Большой Китеж, чтобы разграбить
и сжечь его.
Учитель: Что произошло с нашими героями после появления врагов?
Дети: Враги схватили Февронию и Гришку. Феврония им понравилась
своей красотой, и они хотят свести ее в орду. Григория они сперва хотели
подкупить, чтобы он им показал дорогу в Большой Китеж. Когда он отказался,
они решили его пытать. Гришка согласился помогать врагам, так как боялся
пыток.
Учитель: Какой поступок Гришки вызывает у нас особую неприязнь?
Дети: Гришка не только согласился помогать врагам, он еще
оклеветал Февронию, сказав Федору Поярку, что Феврония ведет врагов на Китеж.
Учитель: Когда в Большом Китеже узнали о нашествии врагов, кто
первым отреагировал на известие Поярка?
Слайд 5
Дети: Князь Юрий.
Учитель: О чём сожалеет князь Юрий?
Дети: Он переживает за судьбу своего города. Большой Китеж – это
его детище. Князь выстроил его среди непроходимых лесов с надеждой, что город
простоит века и будет радовать своей красотой. А люди будут жить в городе, не
зная бед.
Учитель: Как реагирует народ в
большом Китеже?
Дети: Все жители молятся.
Исполняем тему «Чудная небесная царица…»
Учитель: Какое чудо произошло после того, как народ трижды
помолился?
Дети: Город накрыл густой туман, и он стал невидимым.
Учитель: Какое решения принимает князь Всеволод, чтобы спасти
город?
Дети: Князь собирает дружину и решат встретиться с врагом в поле,
чтобы сразиться.
Учитель: Давайте и мы немного разомнемся, приготовимся к бою.
Физкультминутка
Исполняем походную песню
«поднялась с полуночи…»
Слайд 6
Учитель: И мы с вами пойдём вслед за князем Всеволодом,
посмотреть, как пройдет бой.
Слушаем «Сече при Керженце…»
Учитель: С помощью каких средств музыкальной выразительности
композитор рисует картину сражения?
Дети: Композитор использует с номере тему врагов «Ах, славен бают
большой Китеж…», тему русской походной песни, тему конницы. В номере
использует ударные инструменты – тарелки, которые ассоциируются с ударами
мечей.
Учитель: Как закончился бой?
Дети: Враги перебили
русское войско. В конце симфонической картины звучит только вражеская тема, а
это значит, что только они остались в живых посте продолжительного тяжелого сражения.
Учитель: Русское войско разбито. Китеж град исчез во тьме. Много
испытаний выпало на долю Гришки и Февронии, пока они не оказались где?..
Слайд 7
Учитель: Куда перенес нас следующий слайд?
Дети: Мы попали к озеру Светлый Яр, рядом с которым должен
располагаться Большой Китеж.
Учитель: Какую судьбу уготовили враги Гришке?
Дети: Враги привязали Гришку к дереву и на рассвете хотят его
убить. Они не доверяют больше ему, устали ходить по лесу и считают, что
Гришка специально водит кругами.
Учитель: Изменились ли наши герои?
Дети: Феврония не изменилась. Она оплакивает своего убитого
жениха Всеволода, переживает за судьбу жителей Большого Китежа., помогает
Гришке бежать от врагов.
Большие изменения произошли с
Гришкой. Он в глубине души переживал за китежан, совесть его мучает и поэтому
ему постоянно слышится колокольный
перезвон из Китежа. Разум у Гришки помутился.
Учитель: Почему враги не стали искать Большой Китеж, а убежали?
Дети: Когда Гришка своими криками разбудил врагов, то они увидели
отражение Китежа в озере. А так как на противоположном берегу ничего не было
видно, то они решили, что город затопило водой.
Учитель: Что стало с Гришкой и Февнонией?
Дети: Гришка убежал, куда глаза глядят, а Феврония уснула вечным
сном.
Слайд 8
Учитель: Феврония попала в Божественный Китеж. Каким мы видим
этот город? Изменился он или нет?
Учитель: Я сейчас включу музыкальный фрагмент, который
постановщики оперы считали лишним.
Слушаем сцену письма из IV действия.
Учитель: Что это за фрагмент?
Дети: Сцена письма.
Учитель: Кого он характеризует?
Дети: Характеризует Февронию. Даже в раю, она беспокоится за
судьбу Гришину и пытается ему помочь, написав письмо.
Учитель: Почему Феврония и жители Китежа, которые столько
пережили страданий из-за Гришки, в будущем готовы принять его в Божественный
Китеж?
Дети: Потому что они умеют прощать… Учитель: Чем заканчивается наше произведение?
Дети: Заканчивается музыкальная история свадьбой Всеволода и
Февронии.
|