Вторник, 23.04.2024, 23:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » Музыка

Урок в 4 классе по опере Римского-Корсакова "Сказание..."
[ · Скачать удаленно (6,33 Мб) ]
04.12.2012, 17:06

Организационная информация

Тема урока

«Развитие музыкальных образов в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова

Предмет

музыка

Класс

4

Автор/ы урока (ФИО, должность)

 

Вахонина Н.В., учитель музыки

Образовательное учреждение

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

19 г Йошкар-Олы»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Россия, Приволжский федеральный округ

Республика/край

Республика Марий Эл

Город/поселение

Город Йошкар-Ола

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок рефлексии

 

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательная: обобщение и систематизация знаний обучающихся по опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Показать, как композитор с помощью средств музыкальной выразительности наделил каждого героя оперы своеобразной музыкальной характеристикой.

Развивающая: развивать слушательную и исполнительскую музыкальную культуру обучающихся.

Воспитательная: прививать навык вдумчивого слушания музыки.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

Образовательные - закрепление и углубление знаний обучающихся по опере Н.А. Римского-Корсакова.

Развивающие - развитие познавательных и творческих способностей детей, музыкального мышления, воображения, расширения кругозора.

Воспитательные - способствовать развитию у школьников интереса  к оперному искусству.

Здоровьесберегающие – предупреждение переутомляемости детей путём смены деятельности.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Метод инсценировки, метод действенного анализа, информационно-коммуникативные, развивающие, игровые, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Актуализируют: осознание содержания музыкального произведения.

Приобретут: совершенствование умения анализировать музыкальные темы и образы героев, работать с дополнительной литературой, иллюстрациями.

Закрепят: слушание музыкальных номеров, вокальное исполнение музыкальных тем, театрализация оперных сцен.

Необходимое оборудование и материалы

Инструмент – фортепиано

Компьютер, мультимедийный проектор.

Музыкальный центр

Аудиозапись музыкальных номеров:

тема Февронии

тема Гришки

хор «Ой, беда идет…»,

«Сеча при Керженце»

Рисунки детей к опере.

Презентация «Сказание…»

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

 

Список учебной и дополнительной литературы

Слово о музыке. Рус. композиторы ХIХ в. Хрестоматия. Книга для учащихся старших классов. Сост.: В.Б. Григорович, З.М. Андреева. М., «Просвещение», 1977

Клавир оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Музыкальное приветствие на тему «Похвала пустыни».

Учитель: Здравствуйте те, кто с радостью шел сегодня в школу!

Здравствуйте те, кто любит узнавать новое!

Здравствуйте те, кто пришёл сегодня посмотреть на нас!

Здравствуйте все!

Актуализация знаний

Слайд 1

Учитель: Я хочу начать наш урок с двух замечательных музыкальных фрагментов. Послушайте их и определите: из какого они произведения и что это за герои.

Слушаем музыкальные фрагменты: (тема Февронии из I действия и тема Гришки из III действия)

В каком произведении звучат эти мелодии?

Дети: Прозвучали фрагменты из оперы «Сказание…» Н.А. Римского-Корсакова.

Учитель: Кого из героев они характеризуют?

Дети: Прозвучали музыкальные партии главных героев оперы: Февронии и Григория Кутерьмы.

Учитель: В течение нескольких уроков мы вместе с героями оперы совершали поход из леса в Большой Китеж. А сможем ли мы сегодня на уроке вспомнить всех героев произведения и рассказать о тех событиях, которые им пришлось пережить.

Дети: Да. Постараемся обо всем вспомнить.

Учитель: Ребята, помогите мне сформулировать тему сегодняшнего урока.

Дети: Драматургия оперы «Сказание и невидимом граде Китеже и деве Февронии», становление и развитие музыкальных образов в опере.

Работа с материалом

Учитель: С каким героем мы знакомимся в самом начале произведения?

Дети: В начале оперы мы сразу знакомимся с главной героиней Февронией.

Учитель: Какие темы характеризуют Февронию?

Дети: «Ах, спасибо пустыня за всё про все…»

Учитель: Какими интонациями наделил свою героиню композитор?

Дети: Феврония поёт мягко, нежно, спокойно. У неё высокий тембр голоса – сопрано.

Исполняем тему Февронии «Ах, спасибо пустыня… »

Слайд 2

Учитель: В какой обстановке мы видим Февронию?

Дети: Она живет в глухом лесу, куда очень редко заходят люди. Лес - это ее дом. Он ее взрастил, и она благодарна ему за это.

Учитель: Кто ее лучшие друзья?

Дети: Феврония выросла в окружении зверей и птиц.  Именно их она и считает своими друзьями. Но самые любимые – это журавль, медведь, тур.

Учитель: Кого встретила Феврония в лесу?

Дети: Встретила князя Всеволода.

Учитель: Давайте вспомним, как произошла эта встреча.

Слушаем «Что за притча, господи…» (I действие)

Учитель: Понравилась ли князю Феврония?

Дети: Феврония ему понравилась. Она красивая, скромная, внимательная, спокойная, гостеприимная, умеет оказывать первую медицинскую помощь, разбирается в травах и кореньях.

Учитель: Чем заканчиваются события I действия?

Дети: Князь Всеволод предлагает Февронии пожениться и обещает вскоре послать за ней сватов.

Учитель: Мы с вами вспомнили главных героев I действия, а куда нас перенесет музыка дальше?

Звучит тема поводыря (II действие).

Учитель: Куда мы попали?

Дети: Мы оказались на празднике в Малом Китеже.

Учитель: Кого мы видим?

Дети: Здесь собрались простые люди и знатные бояре. Поводырь вместе с медвежонком веселит собравшуюся публику.

Учитель: Какое настроение у народа, поводыря?

Дети: У них веселое, праздничное настроение. Так как свадьба у князя Всеволода. А невесту князь выбрал из простого народа.

Исполняем тему «Покажи, Михайлушка…»

Слайд 3

Учитель: Ребята, посмотрите на следующий слайд. Кого вы здесь узнали?

Дети: Это Гришка Кутерьма.

Учитель: Кто такой Гришка?

Дети: Гришка – главный герой музыкального произведения. Он представитель простого народа, бражник.

Учитель: Какими интонациями наделил композитор Гришку?

Дети: Интонации у него изменчивые: то разгульные, широкие, разухабистые; то жалобные, плаксивые.

Просим одного ученика озвучить слайд №3.

Исполняется тема «Братцы, праздник у нас…»

Учитель: О ком пел Гришка?

Дети: Гришка пел песню о Февронии. Он хотел ее обидеть этой песней, чтобы она вернулась обратно в лес.

Учитель: Как простой народ относится к песне Гришки?

Дети: Народу не нравится Гришка. Они его прогоняют.

Исполняем «С кем не велено встреваться…»

Учитель: Мы знаем, что народ рад свадьбе Февронии и князя Всеволода. Почему Гришке Феврония не понравилась?

Дети: Его бояре подкупили. Знатные люди не хотели свадьбы князя с простолюдинкой, вот и попросили Гришку спеть такую песню, чтобы Феврония обиделась  и уехала обратно в лес.

Слайд 4

Учитель: Народ гонит Гришку, и Феврония видит это. У неё свадьба. Каждый хочет, чтобы свадьба прошла красиво, без ругани. Как поступит наша героиня: сделает вид, что не заметила Гришку?

Дети: Нет. Она сразу замечает Гришку и интересуется у народа: почему они его прогоняют. Феврония подзывает Гришку и пытается  с ним поговорить.

Учитель: Как складывается музыкальный диалог Гришки и Февронии? Какие советы они дают друг другу?

Дети: Гришка говорит Февронии, чтобы она не зазнавалась, что в городе люди завистливы, чтобы она уезжала обратно к себе домой.

Феврония убеждает его, что она простая девушка и знает своё место и советует Гришке сходить в церковь.

Учитель: Без кого в далекие времена не проходила свадьба?

Звучит фрагмент темы гусляра.

Учитель: Кто такой гусляр?

Дети: Гусляр – это странствующий музыкант, который слагает былины, сказания.

Учитель: В каком характере гусляр обычно исполняет песню?

Дети: Неторопливо поёт, серьёзно.

Учитель: Что предсказал гусляр жителям города?

Дети: Гусляр сказал, что с появлением Февронии, в город придет беда.

Учитель: Сбылось ли его предсказание?

Дети: Предсказание сбылось. В тот момент, когда жители города Малого Китежа пели свадебную песню, внезапно на город напали враги.

Слушаем хор «Ой, беда идет люди…» (II действие)

Учитель: Русский народ не был готов к появлению татаро-монгол. Враги пришли в Малый Китеж, чтобы погулять на свадьбе князя Всеволода и Февронии?

Дети: Нет. Враги хотели попасть в Большой Китеж, чтобы разграбить и сжечь его.

Учитель: Что произошло с нашими героями после появления врагов?

Дети: Враги схватили Февронию и Гришку. Феврония им понравилась своей красотой, и они хотят свести ее в орду. Григория они сперва хотели подкупить, чтобы он им показал дорогу в Большой Китеж. Когда он отказался, они решили его пытать. Гришка согласился помогать врагам, так как боялся пыток.

Учитель: Какой поступок Гришки вызывает у нас особую неприязнь?

Дети: Гришка не только согласился помогать врагам, он еще оклеветал Февронию, сказав Федору Поярку, что Феврония ведет врагов на Китеж.

Учитель: Когда в Большом Китеже узнали о нашествии врагов, кто первым отреагировал на известие Поярка?

Слайд 5

Дети: Князь Юрий.

Учитель: О чём сожалеет князь Юрий?

Дети: Он переживает за судьбу своего города. Большой Китеж – это его детище. Князь выстроил его среди непроходимых лесов с надеждой, что город простоит века и будет радовать своей красотой. А люди будут жить в городе, не зная бед.

Учитель: Как реагирует народ в большом Китеже?

Дети: Все жители молятся.

Исполняем тему «Чудная небесная царица…»

Учитель: Какое чудо произошло после того, как народ трижды помолился?

Дети: Город накрыл густой туман, и он стал невидимым.

Учитель: Какое решения принимает князь Всеволод, чтобы спасти город?

Дети: Князь собирает дружину и решат встретиться с врагом в поле, чтобы сразиться.

Учитель: Давайте и мы немного разомнемся, приготовимся к бою.

Физкультминутка

Исполняем походную песню «поднялась с полуночи…»

Слайд 6

Учитель: И мы с вами пойдём вслед за князем Всеволодом, посмотреть, как пройдет бой.

Слушаем «Сече при Керженце…»

Учитель: С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор рисует картину сражения?

Дети: Композитор использует с номере тему врагов «Ах, славен бают большой Китеж…», тему русской походной песни, тему конницы. В номере использует ударные инструменты – тарелки, которые ассоциируются с ударами мечей.

Учитель: Как закончился бой?

Дети:  Враги перебили русское войско. В конце симфонической картины звучит только вражеская тема, а это значит, что только они остались в живых посте продолжительного  тяжелого сражения.

Учитель: Русское войско разбито. Китеж град исчез во тьме. Много испытаний выпало на долю Гришки и Февронии, пока они не оказались где?..

Слайд 7

Учитель: Куда перенес нас следующий слайд?

Дети: Мы попали к озеру Светлый Яр, рядом с которым должен располагаться Большой Китеж.

Учитель: Какую судьбу уготовили враги Гришке?

Дети: Враги привязали Гришку к дереву и на рассвете хотят его убить. Они не доверяют больше ему, устали ходить по лесу и считают, что Гришка специально водит кругами.

Учитель: Изменились ли наши герои?

Дети: Феврония не изменилась. Она оплакивает своего убитого жениха Всеволода, переживает за судьбу жителей Большого Китежа., помогает Гришке бежать от врагов.

Большие изменения произошли с Гришкой. Он в глубине души переживал за китежан, совесть его мучает и поэтому ему постоянно слышится  колокольный перезвон из Китежа. Разум у Гришки помутился.

Учитель: Почему враги не стали искать Большой Китеж, а убежали?

Дети: Когда Гришка своими криками разбудил врагов, то они увидели отражение Китежа в озере. А так как на противоположном берегу ничего не было видно, то они решили, что город затопило водой.

Учитель: Что стало с Гришкой и Февнонией?

Дети: Гришка убежал, куда глаза глядят, а Феврония уснула вечным сном.

Слайд 8

Учитель: Феврония попала в Божественный Китеж. Каким мы видим этот город? Изменился он или нет?

Учитель: Я сейчас включу музыкальный фрагмент, который постановщики оперы считали лишним.

Слушаем сцену письма из IV действия.

Учитель: Что это за фрагмент?

Дети: Сцена письма.

Учитель: Кого он характеризует?

Дети: Характеризует Февронию. Даже в раю, она беспокоится за судьбу Гришину и пытается ему помочь, написав письмо.

Учитель: Почему Феврония и жители Китежа, которые столько пережили страданий из-за Гришки, в будущем готовы принять его в Божественный Китеж?

Дети: Потому что они умеют прощать… Учитель: Чем заканчивается наше произведение?

Дети: Заканчивается музыкальная история свадьбой Всеволода и Февронии.

Воспроизведение материала в действии

а) эскизное исполнение оперной сцены

б)творческая защита исследовательской  работы

Слайд 9

Учитель: Опера – это не только пение, но и показ какого-то действия. Вот сейчас давайте попытаемся разыграть небольшое представление.

Театрализация свадебной песни с хореографической зарисовкой.

Учитель: Мне кажется, что рассказ об этой опере будет более интересным, если нам помогут господа музыкальные критики.

Слайд 10

Критик 1: Я сразу понял, что это музыкальное произведение – подлинный шедевр. Это чисто русская опера. Стремясь воплотить наиболее точно музыкальную стихию давно минувших дней, Римский-Корсаков включил колокольность: от тревожного набата, зловещего звона, к таинственному, а затем и праздничному благовесту города.

Критик 2: Я же в свою очередь хочу заметить, что композитор включил в своё музыкальное полотно как тонкие картины природы, так и грандиозные народные сцены. Ввел причет, плач, скоморошины, протяжную лирическую песню.

Критик 1: А известно ли вам, сударь, что в основу оперы легли события, отражённые в литературном памятнике. Ещё в 13 веке летописец писал о Февронии Муромской и чудесно спасённом Китеже.

Слайд 11

Критик 2: Да, легенда о Китеже привлекла к себе внимание многих. О Заволжских лесах ещё Мельников-Печерский писал: «Преданья о Батыевом разгроме там живы. Укажут они  и «тропу Батыеву», и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город, но невидим…

Десять дней, десять ночей искали Батыева полчища град Китеж и не смогли отыскать… А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княжеские и слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.»

Критик 1: Да, что не говори гениальное произведение создал Римский-Корсаков.

Критик 2: Замечательное.

Подведение итогов. Выводы.

Учитель: Что нам сегодня удалось сделать на уроке?

Дети: Мы вспомнили героев оперы и их музыкальные темы, разыграли фрагмент оперы «Сказание…», заслушали музыкальных критиков…

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели музыкальные портреты Гришки и Февронии, вспомнили сюжет оперы «Сказание…». Какие произведения, повествующие о защите родного края, мы с вами изучали в начальной школе?

Дети: Изучали оперу «Иван Сусанин» М.И. Глинки, оперу «Князь Игорь» А.П. Бородина, кантату «Александр Невский» С.С. Прокофьева…

Учитель: Да, как я посмотрю, есть простор богатырю.

Есть и сила, и уменье в нашем поколенье,

Значит, есть кому Россию защищать и охранять.

На следующем уроке мы с вами поговорим о защите земли русской. И это будет новая музыкальная история.

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности. Выставление оценок.

Домашнее задание  (если это необходимо на уроке)

Вспомните произведения  русских композиторов, повествующие о защите  земли русской. Составьте список произведений в тетради.

Дополнительная необходимая информация

 

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Музыкальные файлы на сайтах

http://mdoza.ru/mp3/

http://allmuz.org/melody/

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Используя мультимедиа технологии на уроке, существенно обогащается образовательный процесс, позволяет легко визуализировать материал, задействовать различные каналы восприятия информации. На обобщающем уроке, используя наглядный иллюстративный материал, повторение музыкального произведения на примере оперы становится более эффективным и увлекательным.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Вспомнить музыкальные произведения, повествующие о защите земли русской.

Другое

 

Категория: Музыка | Добавил: Natalia_Vahonina
Просмотров: 2910 | Загрузок: 719 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 1
1 pinksong  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]