Суббота, 21.04.2018, 06:41
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Чтение

Урок литературного чтения
[ · Скачать удаленно (5,11 Мb) ]
06.12.2012, 22:49
  1. Тип урока: Изучения нового материала.
  2. Цели урока: Познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина и его стихотворением «Листопад»
  3. Задачи урока.  1. Воспитывать любовь к поэзии.
  4. 2. Работать над выразительным чтением стихотворения.
  5. 3. Развивать речь, творческие способности учащихся.
  6. 4. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
  7. 5. Закрепить знания о средствах художественной выразительности.
  8. 6. Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
  9. Слайд № 1.

    I. Организационный момент.
    1) Введение в тему.
    Ребята, какое время года закончилось? (осень). Что характерно для осени?
    - Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.
    - А какой поэт особенно восхищался этим временем года? (А.С.Пушкин)

    Слайд № 2.

    2) Речевая разминка.
    - Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить?
    Вот и осень наступила
    Вслед за летом, точно в срок,
    И в садах позолотила
    Каждый маленький листок.
    Листья стайками летят
    В нашем парке …
    (листопад).
    - Как образовалось слово "листопад”?
    -Назовите имена существительные. (Подчеркнуть)
    - Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.
    - Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом имена существительные
    III. Постановка темы и целей урока урока. Слайд № 3.

    Составление плана урока. Слайд № 4.

    3) Слово учителя об И.А.Бунине. Слайд № 5.
    -Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина и его замечательным стихотворением «Листопад».
    Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди "моря хлебов, цветов, трав”, "в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.
    Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.
    В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.
    С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне.
    В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).
    Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
    4). Творческая работа в парах (3 мин.).
    - В нашем классе сегодня тоже листопад. Посмотрите, у вас на партах листы бумаги.
    - Подготовьте описание этого природного явления. Давайте послушаем, что вы представляете, когда слышите слово листопад.
    (Чтение записей учащихся.)
    - А теперь послушайте, как И.А.Бунин описывает листопад.

    5). Работа над стихотворением "Листопад”. Слайд № 6.

    а). Выразительное чтение стихотворения учителем. Учащиеся с закрытыми глазами прослушивают его.
    Вопрос перед чтением:
    - Какие картины природы предстали перед вами?
    б) Беседа по содержанию прочитанного.
    - Итак, какие картины природы вы нарисовали в своём воображении?
    - Какое настроение выражено автором?
    - Чем восхищается автор?
    в) Словарно – лексическая работа. Слайд № 7.
    - Объясните значение слова завороженный – очарованный, околдованный.
    - Подберите синонимы к словам:
    Лиловый – фиолетовый, сиреневый;
    Золотой – желтый;
    Багряный – красный густого, тёмного оттенка.
    Лазурь – светло-синий цвет, синева.
    - Подберите антонимы к слову замирает – возрождается, оживает.
    - Объясните слова поэта "И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой”.
    - Почему слово "Осень” поэт пишет с большой буквы? Чего он достигает необычным изображением осени?
    г) Чтение учащихся про себя.

    Прочитайте про себя и подготовьтесь к анализу.

    д) Хоровое чтение по частям с анализом. Слайд № 8.

    I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»

    Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)

    А почему лес расписной? Кто его расписывал?

    С чем сравнивает поэт лес? (с теремом) Найдите и зачитайте этот отрывок.

    Что такое терем? Кто жил раньше в теремах? Чем терем отличается от простой избы?

    Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем.

    С помощью каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте

    Что говорит о ёлочках? Зачитайте

    Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (Клёны)

    Почему образуются просветы? С чем автор сравнивает эти просветы? (С оконцами терема)

    Почему Бунин говорит «оконца», а не окна? (раньше в теремах были маленькие окошки)

    Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?

    Кто хозяйка терема? (Осень) Докажите словами текста

    Кто такая вдова? Почему говорится «тихой вдовой»? (Осень наступает постепенно)

    Физминутка. Слайд № 9

    II часть

    Учитель. А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.
    Учащиеся
    - Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:
    "Воздушной паутины ткани
    Блестят, как сеть, из серебра".
    - Мотылька, похожего на белый лепесток.
    - Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:
    "И точно белый лепесток,
    На паутине замирает,
    Пригретый солнечным теплом".
    - День солнечный, яркий:
    "Сегодня так тепло кругом"…
    Учитель. А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»
    - Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).
    Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?
    Учащиеся - Чтобы понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…
    - А еще чтобы услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:
    "Что можно в этой тишине
    Расслышать листика шуршанье".
    Учитель. Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:
    "молчанье" - ч ;
    "вышине" - ш ;
    "можно" - ж ;
    "тишине" - ш ;
    "расслышать" - ш ;
    "шуршанье" - ш .

    Какой звук повторяется в этом отрывке? (с, ш)

    Для чего? (чтобы передать шорох листьев)

    Слайд № 10

    Учитель Этот приём называется звукопись. Ещё в стихотворении присутствует обонятельный образ.

    Попробуйте найти его. («Лес пахнет дубом и сосной»)

    Для чего Бунин описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)

    - Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
    - Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово "сегодня”? Что хотел сказать Бунин своим читателям?

    Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?

    Слайд № 11

    8. Беседа по картине об осени И. Левитана « Золотая осень»

    - Посмотрите на картину, какие цвета использовали в них художник? Какие цвета преобладающие? (Ребята описывают картину)
    - Давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина.
    (Ребята вычитывают:
    "лиловый";
    "золотой;
    "багряный";
    желтый - "желтою резьбой";
    голубой - "в лазури голубой";
    синий - "в синей вышине";
    серебристый - "как есть из серебра";
    белый - "белый лепесток".)

    Учитель. Очень интересно: художник и поэт изобразили похожие картины осени, словно договорились. Но, конечно же, никто ни с кем не договаривался, - просто красивое в природе привлекает любого человека, - мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.

    9. Работа в группах Слайд № 12

    Для того чтобы так замечательно описать лес осенью поэт использовал средства художественной выразительности.

    Какие вы знаете средства художественной выразительности? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)

    1 гр. — находит и подчёркивает сравнения

    2 гр. – эпитеты

    3 гр.- олицетворения

    Проверка

    з) Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися.

    Какое настроение надо передать при чтении? (радость, восторг, любование)

    Какие строки повторяются? (Лес, точно терем расписной

    Лиловый, золотой, багряный)

    Одинаково ли их надо читать? (Нет)

    (1 – более громко, восторженно, 2 – спокойно, тихо)

    Почему? (Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса)

    Прочитайте стихотворение про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.

    - Чтение стихотворения учащимися вслух.

    10. Итог урока. Слайд № 13

    - С каким стихотворением вы познакомились на уроке?
    - Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).

    - Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

    Слайд № 14

    Вывод учителя Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту. Не только художники и поэты смогли описать красоту осенней природы, но и композиторы. ( Ф. Шопен « Слезы осени» )

    11. Домашнее задание: подготовиться к конкурсу чтецов со стихотворением И.А. Бунина "Листопад”, нарисовать иллюстрацию и сделать подпись словами стихотворения.


Категория: Чтение | Добавил: sultanbolga
Просмотров: 1792 | Загрузок: 283 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Валентина Витальевна!

К сожалению, ваша работа не прошла техническую экспертизу и НЕ ДОПУЩЕНА к участию в Пятом открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиа урок в современной школе».
Представленный вами материал не соответствует требованиям, предъявляемым к конкурсным работам, в частности:

оформление представленных вами документов НЕ СООТВЕТСТВУЕТ предложенным шаблонам и правилам конкурса.

Приглашаем вас принять участие в других мероприятиях "Моего университета", о которых вы можете узнать из рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа".

Успехов!

Гаврилина Мария Владиславовна, технический эксперт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]