Слайд
№ 1.
-
I.
Организационный момент.
-
1) Введение в
тему.
-
Ребята, какое
время года закончилось? (осень). Что
характерно для осени?
-
- Многие поэты
любили эту пору и посвятили ей немало
поэтических строк.
-
- А какой поэт
особенно восхищался этим временем
года? (А.С.Пушкин)
Слайд № 2.
-
2) Речевая
разминка.
-
- Прочитайте
стихотворение шепотом, подумайте, какое
слово надо добавить?
Вот и осень
наступила
Вслед за летом, точно в
срок,
И в садах позолотила
Каждый
маленький листок.
Листья стайками
летят
В нашем парке … (листопад). -
- Как образовалось
слово "листопад”?
-
-Назовите имена
существительные. (Подчеркнуть)
-
Прочитайте с вопросительной интонацией
на этих словах.
- Прочитайте с
утвердительной интонацией, выделяя
голосом имена существительные -
III.
Постановка темы и целей урока урока.
Слайд № 3.
Составление
плана урока. Слайд № 4.
-
3) Слово учителя
об И.А.Бунине. Слайд № 5.
-
-Сегодня на уроке
мы познакомимся с творчеством И.А.
Бунина и его замечательным стихотворением
«Листопад».
-
Иван Алексеевич
Бунин родился 22 октября 1870 года в имении
своих родителей под Воронежем, в
центральной части России, в родовитой,
но обедневшей дворянской семье. Детство
поэта прошло в деревне среди "моря
хлебов, цветов, трав”, "в глубочайшей
полевой тишине”. Слушая с родителями
предания и песни, он рано обнаружил
артистические способности и редкую
впечатлительность. Писать Иван Алексеевич
начал рано, семи – восьми лет, подражая
А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.
-
Ивану Алексеевичу
рано пришлось самому зарабатывать на
жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу
исполнилось 17 лет, он напечатал свое
первое стихотворение. А уже через четыре
года вышел его сборник стихов. Писал
Бунин не только стихи, но и прозу:
рассказы, повести. Он хорошо знал
иностранные языки, много переводил.
-
В январе 1920 года
писатель, вместе с женой, покинул Россию
и стал жить во Франции. В эмиграции
говорили о нем как о первом среди
современных русских писателей.
-
С болью переживал
Иван Бунин события в России во время
Великой Отечественной войны. С огромной
радостью он встретил победу советских
войск в этой войне.
-
В 1933 году, когда
Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось
63 года, он стал лауреатом Нобелевской
премии (высшей награды за выдающиеся
литературные произведения).
- Поэт очень
тосковал по родине, но так и не вернулся.
В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он
умер в Париже и похоронен на русском
кладбище.
-
4). Творческая
работа в парах (3 мин.).
-
- В нашем классе
сегодня тоже листопад. Посмотрите, у
вас на партах листы бумаги.
- - Подготовьте
описание этого природного явления.
Давайте послушаем, что вы представляете,
когда слышите слово листопад.
- (Чтение
записей учащихся.)
- - А теперь
послушайте, как И.А.Бунин описывает
листопад.
5). Работа над
стихотворением "Листопад”. Слайд №
6.
-
а). Выразительное
чтение стихотворения учителем.
Учащиеся с закрытыми глазами прослушивают
его.
-
Вопрос перед
чтением:
-
Какие картины природы предстали перед
вами? -
б) Беседа по
содержанию прочитанного.
-
- Итак, какие
картины природы вы нарисовали в своём
воображении?
-
- Какое настроение
выражено автором?
-
- Чем восхищается
автор?
-
в) Словарно
– лексическая работа. Слайд №
7.
-
- Объясните
значение слова завороженный –
очарованный, околдованный.
- Подберите
синонимы к словам: -
Лиловый –
фиолетовый, сиреневый;
Золотой –
желтый;
Багряный – красный густого,
тёмного оттенка. -
Лазурь –
светло-синий цвет, синева.
-
- Подберите
антонимы к слову замирает –
возрождается, оживает.
- Объясните
слова поэта "И Осень тихою вдовой
вступает в пестрый терем свой”.
-
Почему слово "Осень” поэт пишет с
большой буквы? Чего он достигает
необычным изображением осени? -
г) Чтение
учащихся про себя.
— Прочитайте
про себя и подготовьтесь к анализу.
д) Хоровое
чтение по частям с анализом. Слайд
№ 8.
I
часть до слов «И осень тихою вдовой,
вступает в пёстрый терем свой»
— Кто главный
герой этого стихотворения? (Лес)
— А почему лес
расписной? Кто его расписывал?
— С чем сравнивает
поэт лес? (с теремом) Найдите и зачитайте
этот отрывок.
— Что такое
терем? Кто жил раньше в теремах? Чем
терем отличается от простой избы?
— Давайте
найдём в стихотворении доказательство
того, что осенний лес действительно
похож на терем.
— С помощью каких
слов и выражений автор рисует берёзы?
Зачитайте
— Что говорит о
ёлочках? Зачитайте
— Какие
ещё деревья автор увидел в осеннем лесу?
(Клёны)
— Почему образуются
просветы? С чем автор сравнивает эти
просветы? (С оконцами терема)
— Почему Бунин
говорит «оконца», а не окна? (раньше в
теремах были маленькие окошки)
— Удалось ли
автору показать сходство осеннего леса
с расписным теремом?
— Кто хозяйка
терема? (Осень) Докажите словами текста
— Кто
такая вдова? Почему говорится «тихой
вдовой»? (Осень наступает постепенно)
Физминутка.
Слайд № 9
II
часть
-
Учитель.
А теперь прочитаем вторую часть текста
до последнего четверостишия. Опишите
своими словами картины, которые вы
увидите, и соотнесите их с текстом.
-
Учащиеся
-
-
Автор рисует паутину, похожую на
серебряную сеть:
"Воздушной паутины
ткани
Блестят, как сеть, из серебра".
- -
Мотылька, похожего на белый лепесток.
-
-
Это последний мотылек, - уже нет насекомых.
Мотылек пригрелся на солнышке, ему
тепло, приятно, он замер на паутине:
"И
точно белый лепесток,
На паутине
замирает,
Пригретый солнечным теплом".
- -
День солнечный, яркий:
"Сегодня
так тепло кругом"…
- Учитель.
А теперь прочитайте
от строк «…сегодня так светло кругом….
и до …расслышать листика шуршанье…»
-
- Какие слова
помогают автору показать, что в осеннем
лесу наступает тишина? (мертвое
молчанье, можно в этой тишине расслышать
листика шуршанье).
Учитель.
А почему о тишине автор говорит, что
она - "мертвая"? -
Учащиеся
- Чтобы понять, что в лесу нет никаких
звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов
"в лесу и в синей вышине"…
-
- А
еще чтобы услышать на фоне такой тишины
еле заметные звуки падающего листика:
"Что можно в этой тишине
Расслышать
листика шуршанье".
- Учитель.
Попробуйте найти в стихотворении
слова, в которых употребляются звуки,
передающие шуршание листика:
"молчанье"
- ч ;
"вышине" - ш ;
"можно"
- ж ;
"тишине" - ш ;
"расслышать"
- ш ;
"шуршанье" - ш .
— Какой звук
повторяется в этом отрывке? (с, ш)
— Для чего? (чтобы
передать шорох листьев)
Слайд № 10
Учитель Этот
приём называется звукопись. Ещё в
стихотворении присутствует обонятельный
образ.
Попробуйте найти
его. («Лес пахнет дубом и сосной»)
— Для чего Бунин
описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче
было представить картину осеннего леса)
-
- Как можно
догадаться, что красота осени
недолговечна?
- Почему в стихотворении
несколько раз повторяется слово
"сегодня”? Что хотел сказать Бунин
своим читателям?
— Можно ли назвать
Бунина художником слова? Почему?
Слайд № 11
8. Беседа по
картине об осени И. Левитана « Золотая
осень»
-
-
Посмотрите на картину, какие цвета
использовали в них художник? Какие
цвета преобладающие? (Ребята описывают
картину)
-
-
Давайте посмотрим, какая богатая
цветовая гамма в изображении осенних
картин в стихотворении И. А. Бунина.
-
(Ребята
вычитывают:
"лиловый";
"золотой;
"багряный";
желтый - "желтою
резьбой";
голубой - "в лазури
голубой";
синий - "в синей вышине";
серебристый - "как есть из серебра";
белый - "белый лепесток".)
Учитель.
Очень интересно: художник и поэт
изобразили похожие картины осени, словно
договорились. Но, конечно же, никто ни
с кем не договаривался, - просто красивое
в природе привлекает любого человека,
- мимо такой красоты нельзя пройти
равнодушно.
9. Работа в
группах Слайд № 12
Для того чтобы
так замечательно описать лес осенью
поэт использовал средства художественной
выразительности.
— Какие вы знаете
средства художественной выразительности?
(Олицетворения, сравнения, эпитеты)
1 гр. — находит
и подчёркивает сравнения
2 гр. – эпитеты
3 гр.- олицетворения
Проверка
-
з) Подготовка
к выразительному чтению стихотворения
учащимися.
— Какое настроение
надо передать при чтении? (радость,
восторг, любование)
— Какие строки
повторяются? (Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой,
багряный)
— Одинаково ли
их надо читать? (Нет)
(1 –
более громко, восторженно, 2 – спокойно,
тихо)
— Почему? (Когда
автор входит в лес он им восхищается, а
в конце замечает, что там тихо и старается
не нарушать покой леса)
-
— Прочитайте
стихотворение про себя и подготовьтесь
к выразительному чтению.
- Чтение
стихотворения учащимися вслух.
10.
Итог урока. Слайд № 13
-
- С каким
стихотворением вы познакомились на
уроке?
-
- Какие чувства
выразил поэт в стихотворении? (восхищение,
грусть).
- Совпало ли ваше
настроение с настроением автора?
Слайд № 14
Вывод учителя
Очень важно замечать красоту окружающего
мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее
сохранить эту красоту. Не только художники
и поэты смогли описать красоту осенней
природы, но и композиторы. ( Ф. Шопен «
Слезы осени» )
-
11. Домашнее
задание: подготовиться к конкурсу
чтецов со стихотворением И.А. Бунина
"Листопад”, нарисовать иллюстрацию
и сделать подпись словами стихотворения.