Понедельник, 21.05.2018, 08:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Чтение

Весенняя сказка. Путешествие в Третьяковскую галерею
[ · Скачать удаленно (1,82Mb) ]
06.12.2012, 21:47

Мой университет – www.moi-mummi.ru

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Весенняя сказка. Путешествие в Третьяковскую галерею

Предмет

Литературное чтение

Класс

4

Авторы урока

Ванявкина Ирина Владимировна – учитель начальных классов,

Васильева Ирина Николаевна – учитель  начальных классов.

Образовательное учреждение

МБОУ лицей № 28 имени Н.А. Рябова города Тамбова

Федеральный округ России

РФ

Город

Тамбов

Методическая информация

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Цель урока

Познакомить с творчеством И.И. Левитана, способствовать развитию эстетического воспитания и ассоциативного мышления обучающихся.

Задачи урока

Обучать составлению связного текста (описание картины в художественном стиле); пополнять словарный запас обучающихся, воспитывать эстетический вкус, прививать интерес к истории своего народа.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, КСО.

Время реализации урока

45 минут.

Знания, умения и навыки

Учиться описывать картины в художественном стиле в устной речи.

Уметь оформлять запись текста в письменной форме, соотносить литературные произведения с художественными.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, мультимедийная установка.

Дидактическое обеспечение урока

Графические изображения картин, И.И. Левитана, карточки с заданиями, творческие работы обучающихся.

Ход и содержание урока

Актуализация знаний.

   Сегодня мы совершим ряд экскурсий. Первую – в картинную галерею класса. Здесь представлена выставка лучших работ учеников. Эти рисунки вы рисовали на уроке изобразительного искусства. Что их объединяет? Как можно назвать нашу выставку?

–  Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «весна»?

(Звенит капель, ласково светит солнышко, появляется первая травка, зацветают первые цветы…).

Постановка задачи.

  Кто догадался, чему будет посвящено наше занятие?

   Совершенно верно, сегодня мы поговорим о том, как с помощью кисти и красок художникам удается передать весеннее настроение.

   Свои работы вы рисовали красками, а что еще можно использовать для рисования? (Карандаши, фломастеры, мелки, угольки…)

     Так как сейчас XXI век, век компьютерных технологий, мы также учились работать в компьютерной программе для рисования. Как она называется?  (Paint)

   Ваши лучшие работы мы можем увидеть в презентации. Какая компьютерная программа нам в этом поможет?  (Power Point)

Работа в группах.

   У вас на партах находятся карточки, на которых записаны четверостишья из произведений известных поэтов о весне. 

   Посовещайтесь в парах, и подберите одно четверостишье, которое наиболее подходит к данному рисунку.  (слайд 2-5)

Открытие нового знания.

     На следующем этапе занятия нам вновь поможет компьютер. Мы  совершим виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею, где  продолжим  знакомство с творчеством известного русского художника. Посмотрите на его портрет и скажите кто это?  (слайд 6)

                                     (И.И. Левитан).

       Сейчас проверим вашу память.  Я вам буду показывать картины, а вы должны хлопнуть в ладоши, если увидите полотно И.И. Левитана.  (слайд 7-11)

     Мы видим здание  Третьяковской галереи. (слайд 12)

  Кто знает, почему она так называется?

  (слайд 13)

     Павел Михайлович Третьяков  любил искусство. Он занимался  собирательством картин русских художников. Когда их у него стало много, он создал галерею и сделал ее публичной.

   – Что означает слово «публичная»?

        В  1892 году Павел Михайлович Третьяков передал галерею в дар городу Москве.

      После передачи коллекции городу он  не перестал заботиться о своей Галерее, оставаясь ее попечителем до конца жизни. Картины покупались не только на деньги города, но и на  средства Третьякова, который дарил их Галерее. После своей смерти он завещал большую сумму денег на содержание картинной галереи.

       Обычно по залам галереи нас сопровождают  экскурсоводы.

       Их роль сегодня выполнит группа детей нашего класса. Они  помогут вам кое-что вспомнить о жизни художника. А также вы      узнаете и новые сведения..

Ученик 1 (слайд 14)

     Жил-был грустный художник Исаак Левитан.

А вспомните, почему он был грустным художником?

      Грустен он был потому, что уж очень невесёлая была у него жизнь.

      Родился он в еврейском местечке Кибарты в Литве. В 13лет он поступил в Московское училище живописи так как  мечтал стать художником. Родители его рано умерли. У грустного художника не   было ни денег, ни родных, которые могли бы ему помочь. Он часто бывал голоден, ходил в старой и рваной одежде и башмаках с оторвавшейся подошвой, а тёплой одежды у него и вовсе не было.

      Ему негде было жить,  поэтому студентом он часто оставался ночевать в своём училище. Устраивался под лавкой и старался забиться подальше, чтобы его не заметил и не выгнал злой сторож. Учителя,   которые знали о его тяжелом положении, по выходным приглашали его в гости, старались его подкормить.

Ученик 2 (слайд 15)

     Да, трудно пришлось грустному художнику, но всё же он стал настоящим мастером. Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, Левитан умел отдыхать только наедине с природой. Он умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как растёт трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо.

    Но… Левитан не любил Солнце. Оно казалось ему чересчур ярким,  оно мешало ему наслаждаться природой. Поэтому чаще всего он изображал дождливые, пасмурные дни или вечер; или осень, когда солнца становится совсем мало.

Ученик 3 (слайд 16)

     Картины художника, начиная с ранних работ, словно говорят зрителю: в России нет броских, ослепительных видов, но очарование его пейзажей в другом. Они естественны. В них чувствуется покой.

   –  С каким цветом у вас ассоциируются эти картины? Почему?

Ученик 4 (слайд 17)

      Посмотрите на данное полотно. Какие чувства оно у вас вызывает?

      Называется  картина «Владимирка»! Как она печальна! Видите, дорога. На ней никого нет; только земля и небо. Но мы как будто слышим протяжную песню и звон кандалов. А знаете, почему? Потому  что по этой дороге водили арестантов в Сибирь. Художник это знает. И смотрите, как удивительно: арестантов на картине нет, а их тоскливые вздохи и тяжкие мысли остались!

Первичное закрепление знаний.

–  Проверим ваше внимание. (слайд 17)

–  Кто запомнил названия картин, которые встретились во время экскурсии?

 

       Но в 1895 году в душе художника Исаака Левитана произошёл перелом. После неярких печальных полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей красоты картины. Художник стал другим. Конечно, он не сделался весельчаком. Но всё же перестал прятаться от солнечных лучей, и они то и дело стали появляться на его картинах.

      Сегодня мы подробно познакомимся с одной из картин  Исаака Левитана. Вот она. (слайд 19)

–   Как бы вы назвали эту картину? Если вы знаете ее название, то просьба пока не называть.

     (Ранняя весна. Домик в лесу. Март.)

–   А кто знает как она называется?

–   Почему вы думаете, что здесь изображена весна?

       Всмотритесь в картину, а я расскажу историю её появления. Начиналась весна, и день стоял солнечный и радостный. Левитан ехал в санях и невесело посматривал по сторонам. «Видно, не придётся сегодня поработать, — подумал он, — слишком светло всё, слишком ярко, как в театре. Как жаль, целый день пропадёт!»

      Вдруг в синем небе над его головой закричала лесная птица сойка. Услышав её крик, художник вздрогнул от неожиданности, быстро вскинул голову, и его широкополая шляпа отлетела и свалилась в снег. И тут солнечные лучи брызнули ему в глаза и с непривычки Левитан словно ослеп. Он привстал в санях, замахал руками и тоже вывалился в снег. А лошадка на радостях, что сани стали совсем лёгкими, рванулась вперед, да и припустила рысью. Добежала до дома и встала перед крыльцом, как вкопанная. Лежит Левитан в сугробе, ищет шляпу, чтоб скорей нахлобучить, а шляпы-то и нет! Сел он, глаза открыл. С непривычки и смотреть не может, опять зажмурился. Потом протёр глаза, взглянул — и сам себе не поверил. Красота-то, какая! Это вдохновило его на написание данного полотна.

–   Нравится ли вам эта картина и чем?

–   Докажите, что здесь изображена весна.

–   Оттенки каких цветов нашли здесь сочетание и в чём?

    (Цветовая гамма картины строится на сочетании четырех

     цветов: жёлтого, голубого, зелёного и  белого.

–  Где художник использует желтый цвет?

    ( Жёлтый — на стене дома, на двери, в верхушках деревьев).

–  Почему на картине так много желтого цвета? (Желтый цвет помогает художнику передать радостное настроение от теплого весеннего денька. Так и хочется выбежать на улицу и прогуляться по этому лесу. Прокатиться на лошадке.

–  Где автор использует голубой цвет?

     (Весеннее небо, тени от деревьев).

–  Что вы можете сказать о небе?

     (Оно высокое, чистое, безоблачное, голубое  небо).

–   Какой еще цвет присутствует на картине?

     (Зелёный — в хвое сосен).

–   Что вы можете сказать об оттенках зеленого цвета?

–    Где мы видим белый цвет?

      (Белый — в изображении снега. Все цвета, которые использует автор, яркие,  выразительные, они,  как гимн весне, обновлению природы).

–   На картине нет изображения человека. Подумайте, а говорит ли что-нибудь на этой картине о присутствии человека?

     (Людей на картине нет, но мы видим снятую с окна ставню, распахнутую дверь, скворечник на березе, лошадь   у крыльца).

–  Какие чувства вы испытываете, глядя на это произведение искусства?

–  Какой вывод мы можем сделать из всего нами сказанного?

     (Картина «Март» — это одно из самых радостных произведений Исаака Левитана. Художнику удалось передать впечатление первого по-настоящему весеннего дня. Зима еще не ушла, но легкие шаги весны видны мы видим в подтаявшем снеге на крыше, в проталинах на дороге, в посветлевших ветках березы).

Творческая мастерская.

       Вас, наверное, сейчас переполняют эмоции, сильные чувства. Мы видели много ваших работ на эту тему, вспомнили известные стихи, познакомились с полотном И.И. Левитана «Март». Я думаю у вас не вызовет затруднения поработать в парах и составить сочинение – миниатюру на тему «Пришла весна».

     (Зачитываются лучшие работы).

Рефлексия.

–    С картинами какого известного художника вы познакомились?

–  Что вам запомнилось?

    Мы побывали на выставке ваших работ, которые вы нарисовали с помощью красок. А также нарисовали картины, используя компьютерную программу Paint. Видели полотно известного художника.  Какой вы можете сделать вывод для себя?

      (Передать настроение, красоту природы, более точно

      изобразить весенние изменения в природе можно с

      помощью красок. Это более всего удается мастеру

      своего дела - художнику).

Домашнее задание.

Написать сочинение «Весенняя сказка», можно проиллюстрировать свою работу.

Ссылки на используемые интернет-ресурсы.

http: music-fantasy.ru

www.tretyakovgallery.ru              

http: ru.wikipedia.org

www. artsait.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Чтение | Добавил: Irina1967
Просмотров: 989 | Загрузок: 275 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемые коллеги!

К сожалению, ваша работа не прошла техническую экспертизу и НЕ ДОПУЩЕНА к участию в Пятом открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиа урок в современной школе».
Представленный вами материал не соответствует требованиям, предъявляемым к конкурсным работам, в частности:

1) ваша работа на 31% совпадает с материалом, представленным на http://festival.1september.ru/articles/310795;
2) не соблюдены требования к оформлению работ.

Приглашаем вас принять участие в других мероприятиях "Моего университета", о которых вы можете узнать из рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа".

Успехов!

Гаврилина Мария Владиславовна, технический эксперт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]