Цели урока: развитие устной речи
Обучающая: умение выразить впечатления о поэтическом
произведении в форме высказывания; знакомство с новым приемом языковой
выразительности - эпитет
Развивающая: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи,
овладение художественными образами, выразительными средствами языка;
Воспитывающая: продолжить эстетическое воспитание, формирование
глубокого уважения к природе.
Ход урока:
1. Оргмомент:
2. Актуализация
знаний
1 слайд.(Отрывок стихотворения А.С.Пушкина)
Учитель читает отрывок из стихотворенияА.С.Пушкина
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя печальная
краса
Люблю я пышное природы
увяданье,
В багрец и золото одетые
леса…
- О чём это стихотворение?
- Кто автор?
- Осень для А.С.Пушкина было
самое любимое время года. А вы любите осень? Почему?
- Мы с вами уже знакомились с
произведениями авторов, которые писали об осени. Вспомните их, пожалуйста. (Ответы
детей)
- С каким произведением вы
познакомились дома? («Листопад»)
- Кто его автор (И.Бунин)
- Что вы можете рассказать об
авторе?
- Вам знакомы другие
произведения И.Бунина?
2 слайд. (Портрет
И.Бунина)
- Глядя на этого человека,
что вы можете о нём сказать?
3 Слайд (Лист осенний)
3. Гимнастика для глаз и дыхательная гимнастика:
- Ребята, посмотрите, к нам
залетел осенний листок. Давайте глазами последим за ним. (На указку или палочку прикрепить осенний листок и выводить в воздухе
фигуры: восьмёрку, круг…)
- А теперь давайте
представим, что у вас у каждого есть осенний листочек. Давайте подуем на него,
что бы он полетал. Делаем один вдох и один выдох. А теперь один вдох и два
выдоха. Молодцы! А сейчас один вдох и три выдоха.
4 слайд (И.Бунин "Листопад")
4. Проверка домашнего задания.
- Открываем учебники. Дома вы
подготовили выразительное чтение стихотворения. Давайте прочитаем. (Чтение по цепочке. За чтение и ответы на уроке
дети получают листочки)
5. Анализ стихотворения.
- Какие чувства вызвало
стихотворение? (печаль, восхищение,
радость)
- Какой вы увидели Бунинскую
осень? (яркая, праздничная, красивая)
- Как автор относится к этому
времени года?
- Какими словами И.Бунин смог
передать восхищение осенью?
- Какие цвета вам незнакомы?
- Какой цвет оказался
неожиданным?
- Красоту Бунинской осени мы
увидели, а теперь давайте послушаем. Что вы слышите?
- А запахи почувствовали?
- Какие приёмы языковой
выразительности использовал автор? (Сравнение,
олицетворение)
5 Слайд. (Схема)
- Что такое «Сравнение»?
- Найдите в тексте примеры
«сравнения».
6 слайд.
- Что такое «Олицетворение»?
Найдите в тексте
«Олицетворение»
- А сейчас я хочу познакомить
ещё один приёмом языковой выразительности «эпитетом». Может быть, кто-то знает,
что это такое?
7 слайд.
- Другими словами эпитеты – это имена
прилагательные. Они делают описание ярче и красивее, придают образность и
эмоциональность.
- Найдите в тексте имена
прилагательные.
- Прочитайте стихотворение
без них.
- Что вы заметили?
- В стихотворении И.А.Бунин создал с помощью
эпитетов картину осеннего листопада.
8 слайд. (листопад,
музыкальное сопровождение Шопен «Осенний вальс»)
6. Физкультминутка.
- Давайте устроим листопад у
нас в классе. Выходите из-за парт, представьте, что вы осенние листочки.
- Подул сильные ветер и стал
кружить листочки. (Деть кружатся).
Ветер утих, и листочки медленно падают на землю. (Дети садятся на корточки)
- Опять
подул сильные ветер и закружил листья. Ветер затихает.
- Молодцы. Какой красивый
листопад вы устроили. Садитесь на места.
7. Урок музыки. Повторение изученного.
(Музыка затихает, вступает учитель музыки)
- Прекрасно. Из стихотворения
И.Бунина вы много узнали и рассказали об осени. Но не только поэты, писатели и
художники рассказывают нам об этом прекрасном времени года, но и в своей
великолепной музыке это делают композиторы.
- Скажите, пожалуйста, с
творчеством какого композитора мы знакомились на прошлых уроках? (П.И.Чайковский)
9 слайд. (Портрет П.И.Чайковского)
- Что вы можете о нём
рассказать?
- Этот человек не мог писать
некрасивую музыку, он писал великолепную музыку.
- Какие произведения
П.И.Чайковского вы знаете? В каких жанрах он писал?
- Давайте подробнее
остановимся на цикле «Времена года». Какие произведения входят в этот цикл?
10 слайд. («Времена
года»)
8. Работа с музыкальным произведением.
- Сейчас мы поиграем в игру.
Я буду предлагать вам прослушать фрагмент музыкального произведения из цикла
«Времена года», а вы будете угадывать, как оно называется. (Детям предлагается прослушать отрывки в
следующем порядке: Ноябрь, Октябрь, сентябрь. Каждый фрагмент дети
характеризуют. Игра сопровождается демонстрацией слайдов 11, 12, 13)
- ребята, а как называется
жанр, в котором композиторы пишут музыку на стихи? (Песенный жанр).
- Какую песню мы изучали на
прошлых уроках? («До свиданья журавли»)
- Что мы должны сделать перед
тем, как начать петь? (Распеться)
- Для чего нужно распеваться?
(Чтобы голоса разогрелись)
(Распевка)
- Выйдете, пожалуйста из-за
парт. Мальчики станьте слева, а девочки справа. Давайте споём нашу песню
по-новому. Первый куплет поют девочки, второй – мальчики, припев – все вместе.
(Исполнение песни)
- Расскажите о характере этой
песни, о настроении.
- Сегодня я хочу познакомить
вас с новой песне, которую мы будем изучать на следующем уроке. Исполнят вам её
Алёна и Лиза. (Девочки заранее разучили
эту песню)
- Песня называется «Ходит
осень несмеяна», музыка и стихи М Еремеевой.
(Девочки исполняют песню).слайд 14-19. (Осенние пейзажи)
- Вы услышали новую песню. А
как бы вы её назвали?
- Спасибо, ребята вам большое
за работу на уроке. Мы с Ольгой Владимировной приготовили вам музыкальный
сюрприз. Сейчас мы исполним вам песню Р.Паулса «Листья жёлтые».
(Исполнение песни дуэтом. Музыкальное сопровождение
гитара и фортепиано в исполнении учителей).
Итог.
|