Тема: С.
Аксаков. «Буран».Суффиксы глаголов прошедшего времени.Пейзажные
зарисовки степи во время бурана.Цели урока: знакомство с творчеством С. Т. Аксакова;создание условий для овладения,
осмысления и закрепления знаний по теме урока; для формирования универсальных
учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) и компетентностей.Задачи
урока: формирование читательской
компетентности у обучающихся; овладение нормами техники чтения; развитие
художественно- творческихи
познавательных способностей; проявление активности во взаимодействии по решению
познавательныхи коммуникативных задач;
осуществления контроля и оценки своей деятельности.I.Организационный этап.1. - Покажите, ребята, с каким настроением вы
начинаете урок: (у каждого ученика по три карточки). Поделитесь друг с другом
хорошим настроением, улыбнитесь соседу.
2. –Познакомимся поближе…Игра
«Аллитерация имени»(Анастасия
– активная…)II. Этап проверки
домашнего задания.1.Работа в группах. Взаимопроверка,
взаимооценка.Оценка, взаимооценка.III. Подготовка к
работе на основном этапе.1. Создание проблемной ситуации,
формулирование проблемы урока.- Рассмотрите картинки и определите, какая общая тема их
объединяет(картины зимней природы).- Какие картины зимы вы себе представляете? (варианты
ответов). Многие писатели, художники и музыканты воспевали красоту природы.Мы с вами на конкретных произведениях
пронаблюдаем за работой великих мастеров и исследуем следующие две проблемы: а)
какими художественными выразительными средствами пользовался каждый из них; б)
что необходимо на уроке для успешного коллективного сотрудничества. Знакомство с писателем С. Т. Аксаковым.- Прослушайте
несколько строк об авторе, который восхищался русской природой. Вот как было
охарактеризовано его творчество: «Буквально пригоршнями можно черпать из
произведений этого писателя самоцветы народного словаря. Он обладал каким-то
непостижимым даром изображать природу и человека слитно, в неразлучном
единстве». - Рассмотрите портрет писателя. Кто с ним знаком? Спасибо, ребята, вы талантливы! Урок наш
интегрированный, работа над произведением будет проходить через призму ряда
предметов: литературного чтения, русского языка, ИЗО. Тем ярче мы себе
представим и острее ощутим «возмущение зимней северной природы…»III. Этап применения знаний и
способов действий.1.- Давайте
послушаем сообщения ребят о писателе.Сергей
Тимофеевич Аксаков. Родился в старинной дворянской семье, в городе Уфе. Учился
в гимназии, а затем в Казанском университете.Большую роль в его жизни сыграл Николай Васильевич Гоголь. Он убедил
Аксакова заняться писательской деятельностью. Аксаков страстно любил
своих родителей. Его отец был отличным охотником и рыболовом. Он понимал
природу и наслаждался ею. Отец и приучил к этому сына.А его мама влекла ребёнка к внутренней жизни:
к молитвам, книжкам.- Спасибо, ребята, за интересные сообщения. Я только добавлю, что он
тонко чувствовал природу, был поэтом природы. В его книгах несметные
богатства русского слова. - Вернёмся к основной теме
урока. Явления природы можно «услышать» и в музыке.
Вслушайтесь в произведение композитора Георгия Свиридова и попробуйте
представить, какие картины зимней природы возникают у вас. В центре музыкальной
композиции одно из явлений природы. (Прослушивание музыки Г. Свиридова
«Метель»). Что удалось услышать?
Какие синонимы можно подобрать к слову метель? (вьюга, пурга, буран, снегопад) Уточним по словарю значения этих слов. Настало время
определять тему и цели урока. Кто готов? (варианты ответов).Спасибо, ребята, вы прекрасно справились с
задачей.2.-
Сегодня мы познакомимся c отрывком из
произведения Аксакова «Буран». Аксаков написал это произведение по
рассказу очевидцев. По дороге в город их и застал буран.3. Первичное
чтение. Вслушайтесь внимательно в текст и попробуйте
прочувствовать и представить себе картину, которую описывает писатель. (Чтение
текста учителем)-Какие чувства возникли, когда слушали
рассказ? Поделитесь своими впечатлениями, мыслями. (Ответы детей)4.
Выборочное чтение.Работа в парах.а)
- Прочитайте в первом абзаце описание приближения бурана. С чем автор
сравнивает тучу? Когда, в какой момент настал буран?Найдите в этом абзаце эпитет. Вспомним, что
такое эпитет. Какие литературные выразительные средства вы ещё знаете? Каким
словом автор подчёркивает внезапность наступления бурана? (варианты ответов
детей) б) - Прочитайте описание начала природного
явления. Какие слова и выражения находит Аксаков, чтобы показать ярость бурана?
Как вы понимаете выражение «взрыл снеговые степи, как пух лебяжий»? Что
означает словосочетание «белый мрак»? Найдите в описании бурана олицетворения,
сравнения (ответы детей) (2
абзац)в) - Прочитайте
продолжение бурана в следующем абзаце. Что собой представляла природа в ту
ночь? Какая часть речи помогает нарисовать картину происходящего бурана? (3 абзац)г) - Как чувствует себя человек, во время
бурана? Подтвердите словами из текста. Как понимаете выражение «ужасен вид возмущения зимней
северной природы…»? (4 абзац)д) - Найдите то
место, где описывается прекращение бурана. С чем сравнивает автор снежный
поток? - Прочитайте описание утра. (7 абзац)- Найдите главную мысль произведения (ответы
учащихся). Рефлексия
деятельности на данном этапе урока. Оценка, самооценка.6. Работа в парах. Работа над
выразительностью.а) Деление текста на части; определение интонации, чтение каждой части.б) Игра «Поиск» (нахождение эпитетов, олицетворений, сравнений);в) Синквейн (ключевое слово «буран»)(Оценка,
самооценка работы Музыкальная пауза.
Физминутка.6. Интеграция с
русским языком. Творческая работа в группах. а) Записать названия природного явления в порядке
возрастания интенсивности явления, выделить в них орфограммы.б) Выписать все глаголы, которые употреблены для
описания бури; определить категорию рода, числа, времени глаголов.в)Повторить
глагольные суффиксы и суффикс прошедшего времени - л.г) Сделать морфемный разбор слов слепил, свистел, стонал.в) Выписать синонимы с текста (бушевал-свирепел и т.
д.)Рефлексия и оценка деятельности групп.7.
Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации. - Ребята, предлагаю вам выполнить задания по выбору.1 – й уровень: списать последний абзац, выделить глаголы
прошедшего времени и суффиксы в них.2 – уровень: списать последний абзац, выделить глаголы и
суффиксы; разобрать второе предложение по членам.Рефлексия деятельности на этапе. Оценка,
самооценка.8. Интеграция с ИЗО.- Итак, какие выразительные средства использовал Аксаков,
чтобы показать «ужасный вид возмущения зимней северной природы» (ответы детей).
А теперь рассмотрите иллюстрацию и скажите, какие средства
использовал художник, чтобы показать это на рисунке (варианты ответов). Сделаем пейзажные зарисовки степи во время бурана. Что должны
показать в рисунках? (Силу ветра, снегопада; массу снега,
нанесённого бурей; бурю). Как это сделать? (Чёрные тучи на небе,
низкое нависшее мрачное небо; деревья наклонены порывом ветра чуть ли не до
земли, снег несётся ветром с большой силой).Самостоятельная работа учащихся в группах. Анализ работ.
Оценка, самооценка.IV. Результаты
исследования проблемных вопросов. Рефлексия.1.
Какие выразительные средства использовали писатель, художник и композитор,
чтобы показать «ужасный вид возмущения зимней северной природы» (каждая группа озвучивает свои варианты ответов). Рефлексия
деятельности групп, оценка.2. Что
необходимо на уроке для успешного сотрудничества?(Выбор оптимального варианта ответов).Составление
кластера:оказывать в сотрудничестве взаимопомощь,
находить выходы из спорных ситуаций; уметь договариваться; уметь формулировать собственное мнение;
осуществлять рефлексию способов; контроль, оценкаиметь определённые знания, в разных областях;
эстетические потребности, ценности и чувства;V. Этап подведения
итогов.Представление тезиса: «Дерево
держится корнями, а человек- друзьями».
Рефлексия групп, оценка деятельности обучающихся. VI. Домашнее
задание (дифференцированное)1. Выразительное чтение произведения, иллюстрация степи после
бурана.2. Пересказ текста, анализ
выразительных средств.3. Сочинить мини-рассказ «Однажды зимой».VII. Рефлексия«Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первого трудно научиться последней»(Сенека-древнегреческий учёный)-
Желаю научиться и добрым нравам и мудрости, только они научат
дарить тепло и радость людям. Урок окончен.
Спасибо за работу.
Уважаемая Майя Нуриевна! Сообщаю Вам, чтоданная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Четвертом открытом фестивале «Мультимедиа в образовании»! Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Четвертом открытом фестивале «Мультимедиа в образовании» и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" www.moi-mummi.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. Тех.эксперт Горкун И.В.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]