Пятница, 19.04.2024, 11:35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Интегрированные уроки

Урок литературы с элементами интеграции на тему: «Родная природа в стихотворениях Е.А.Баратынского, Ф.И.Тютчева и в музыке С.В.Рахманинова»
[ · Скачать удаленно (doc) ]
15.11.2012, 16:27

1. Вступительное слово учителя под музыку Рахманинова (звучит «Вокализ») (слайд 1)

Боже! Во истину мир твой чудесен!

Молча собрав полевую росу,

Сердце своё, сердце, полное песен,

Не расплескав до Тебя донесу.

                             (В.Набоков)

В этих строках Набокова, поэта 20 века, восхищение красотой и совершенством мира, и прежде всего восхищение природой, ощущение себя частью природы, приобретение духовного богатства от общения с ней, т.е.чистоты и благоговения, доброты и любви ко всему, что нас окружает

Эти мысли мы находим в стихотворениях о родной природе в поэзии русских поэтов XIX века: Я.Полонского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Майкова, А.Толстого и в музыке русских композиторов: Глинки, Чайковского, Рахманинова.

Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить её, для него она навсегда остаётся его родиной, частью его самого.(Музыку выключить)

2. Объявление темы урока. (слайд 2)

Тема нашего урока…

(слайд 3) Эпиграфом к нашему уроку будут строки из стихотворения  Ф.И.Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

В этих строках заключена основная мысль нашего урока.

-Каковы цели и задачи нашего урока? Что мы должны сделать на уроке?

(Проследить, как в произведениях искусства решается вопрос единства человека и природы).

 

II. Беседа о «Вокализе» Рахманинова и о его жизни.(слайд 4)

Мы начали урок с музыки С.В.Рахманинова. Прослушайте эту композицию ещё раз и ответьте на вопросы.

1. Как называется это произведение?( Это «Вокализ»)

   2. Что такое вокализ? ( Это песня без слов)

3. Что вы представляете себе, слушая эту музыку? ( Природу, широту полей, раздолье степей, богатство лесов, ширину рек)

4. Как вы думаете , почему в вокализе нет слов? (Они не нужны, так как всё понятно без слов)

Великая русская певица Антонина Васильевна Нежданова, исполнявшая знаменитый «Вокализ», вспоминала : « Когда я впервые высказала Сергею Васильевичу своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал:

- Зачем же слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».

Давайте поговорим о композиторе, которого слушает не одно поколение. Мы знаем, что его жизнь связана с тамбовским краем.

(Сообщение)

(слайд 5) Вспоминал свой родной тамбовский край, долгое время живя вдали от родины, и поэт 19 века Евгений Абрамович Баратынский.

III.Рассказ о поэзии Баратынского

И,пробуждённый вдохновеньем,

Природу снова обниму…

(Сообщение)

- Что объединяет поэта и композитора? (Они оба любят тамбовский край, природу родного края, восхищаются её красотой, чувствуют себя счастливыми среди родных далей).

- Послушаем ещё одно стихотворение Баратынского.

(Один из учеников читает отрывок из стихотворения «Запустение», оно написано в 1834 году, и речь идёт в нём о Маре.) (слайд 6)

- Что вам представилось, какие картины увидели, слушая это стихотворение?

В этом стихотворении поэт рассказывает нам о том, как он бродит по саду, где всё указывает на запустение. Один из соседей Баратынских – Б.Н.Чичерин вспоминал: «Недалеко от дома лежит овраг, покрытый лесом, с бьющим на дне его ключом. Здесь были устроены  пруды, каскады, каменный грот, с ведущим к нему потаённым ходом, беседки, мостики, искусно проведённые дорожки. Поэт Баратынский в своём стихотворении «Запустение» в трогательных чертах описывает эту местность, где протекли дни его детства, но которая была более или менее заброшена после смерти отца его  в 1810 году».

- Какие чувства навевает эта картина?

Запустение навевает уныние и грусть, и, кажется, что природа сочувствует поэту – она такая же грустная и унылая, они как бы понимают друг друга с полуслова. Душа природы созвучна душе человека.

 

(слайд 7) Обратимся к ещё одному стихотворению Баратынского « Весна, весна! Как воздух чист…». (чтение и анализ стихотворения)

-О чём это стихотворение? Какие чувства испытывает поэт?

       В этом стихотворении автор восхищается приходом весны. Природа пробуждается, во всём стихотворении чувствуется движение, оно быстрое, стремительное, увлекает за собой читателя и создаёт радостное, приподнятое настроение.

- Найдите олицетворения, эпитеты, метафору .Для чего автор использует данные средства художественной выразительности?

(Олицетворения летают облака, шумят ручьи, блестят ручьи, река ревёт оживляют природу, рисуют её в движении к жизни. Метафора своей лазурию слепит мне очи небосклон рисует яркую и образную картину. Эпитеты торжествующий хребет, яркая вышина, заздравный гимн создают торжественное, праздничное настроение.)

- Обратите внимание на последнее четверостишье. Что говорит поэт о своей душе? (Его душа соединяется с душой природы. Если природа радостна и весела, то и настроение человека становится радостным, весёлым)

 

IV. «Поэт русской природы»(слайд 8)

Так называли русского художника 19 века И.И. Левитана его современники. А.П.Чехов считал его лучшим русским пейзажистом.

- Что такое пейзаж? Кто такой пейзажист? ( Это рисунок, изображающий виды природы, а также описание природы в литературном произведении.)

 

Давайте рассмотрим картину Левитана «Весна – большая вода».(слайд 9)

1. Что мы видим на картине? ( На переднем плане мы видим стоящие в воде берёзки, вода залила их во время весеннего половодья. На заднем плане виднеются сельские постройки, некоторые из них тоже залиты водой)

Обратите внимание, что это сельский пейзаж, такой любили изображать Рахманинов и Баратынский.

2. Каков ритм картины: быстрый, стремительный, или спокойный, тихий. ( Движение еле-еле чувствуется)

3. Какие краски использует художник? (Коричневые и голубые)

Коричневый – цвет земли, цвет тепла, он согревает душу. Голубой у Левитана – это цвет надежды на лучшее.

4. Какое настроение выражает художник? (радостное)

5. Какое чувство хочет передать зрителю? ( Надежду)

      От картины веет спокойствием и радостью, зритель согрет ожидание тепла, солнца.

     6. Какие строки из стихотворения Баратынского созвучны репродукции картины Левитана?

7. Что различного в этих двух произведениях? ( Ритм. В стихотворении быстрый, стремительный, а на картине медленный, спокойный)

  Левитан – это любимый художник Рахманинова.

8. Давайте послушаем романс Рахманинова в исполнении Сергея Лемешева «Весенние воды»  на стихи Ф.И.Тютчева. Какую весну изображает Рахманинов: тихую, спокойную или яркую, радостную?

(слушаем романс )

9. Какую картину вы увидели (радостную, яркую).

«Весенние воды» - это гимн весне.

Мы нашли общие элементы в разных произведениях.

- Что объединяет все эти произведения? (Природа)

(физкультминутка)

V.Стихотворение Тютчева «Неохотно и несмело».(слайд 10)

Итак, мы перешли ко второй поэтической странице.

И.А.Бунин вспоминал: «При моей первой встрече с Рахманиновым мы провели ночь в разговорах о прекрасном, вечном, высоком искусстве… и говорили, говорили всё горячей и радостнее уже о том чудесном, что вспоминалось нам из Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета…»

     Послушаем стихотворение Тютчева о весне «Неохотно и несмело».(слайд 11)

1. Назовите основные образы. ( Автор и собирательный образ природы: солнце, туча, земля)

  2. О чём это стихотворение? ( О том, как начинается и проходит гроза)

3. Можно ли соотнести происходящую борьбу в природе с человеческой жизнью? ( Да, человек тоже преодолевает трудности в жизни, борется с невзгодами и от этого становится счастливым, видит в этом смысл жизни)

4. Какие изобразительно-выразительные средства вы нашли? (олицетворения, эпитеты, инверсия, метафора). Эпитеты создают цветовые образы.

5. Каким размером написано стихотворение? (хорей)

6.  В чём созвучие человека и природы в этом стихотворении?

(Состояние противоборства, происходящее в природе, созвучно состоянию души героя, борющегося с невзгодами жизни)

 

Н.А.Некрасов называл стихи Тютчева «пейзажами в стихах», в которых человек и природа объединяются в одно нерасторжимое целое.

    VI. Романс Рахманинова «Сирень»(слайд 12)

Природа! Каждый стремится к ней, восхищается её красотой и гармонией, простотой и величием, и находит счастье, полностью раскрыв своё сердце навстречу природе, как у Рахманинова в романсе «Сирень».

В жизни счастье одно мне найти суждено,

И то счастье в сирени живёт…

 (Звучит романс)

- Что вы почувствовали, слушая этот романс?

- Вы почувствовали, что музыка романса наполнена трепетом и восторгом любования природой, ликованием чувств, проникновенным человеческим теплом и светом. Здесь и колыхание ветерка, и душистый запах сирени, и теплота летнего воздуха. Может ли музыка передать всё это ощущение? Оказывается, может.         

 

VII.Подведение итогов.

Итак, вернёмся к эпиграфу( слайд 13)

- Что увидели и почувствовали в произведениях о природе на нашем уроке?

1. Поэты, композиторы и художники восхищаются красотой природы.

2. Душа поэта и композитора созвучна душе природы и образует единое целое.

3. Природа сближает людей.

4. Человек, наблюдающий природу, становится лучше.

5. Родная природа – неисчерпаемый, бесконечный источник поэзии, музыки, живописи.

VIII.Рефлексия.

-Я узнал на уроке…

-Я почувствовал…

- Мне понравилось…

- Мне не понравилось…

IX.Домашнее задание.

Выучить одно стихотворение о природе наизусть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

Категория: Интегрированные уроки | Добавил: nat35015308
Просмотров: 3548 | Загрузок: 624 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ElenaDebeljak  
Уважаемая Молчанова Наталья Владимировна, Ваша работа отклонена по причине - материал не скачивается, указана неверная ссылка. <br /> С уважением, Дебеляк Елена Вячеславовна, тех.эксперт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]