Учебно-дидактический проект«Применение ИКТ в работе c детьми дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией». Предметная область: история родного края. Участники: дети 3-7 лет.
Цель проекта: формирование ценностно-личностных качеств детей через
приобщение к культуре и традициям родного края на примере карельского
фольклора через использование цифровых образовательных ресурсов. Задачи проекта:
Дать понятие о карельском фольклоре, литературных жанрах (потешки,
прибаутки, колыбельные песни, сказки, эпос). Научить детей видеть в них
жизнь, внутренний мир человека и красоту природы. Формирование
представлений о чувстве любви, положительной мотивации к окружающим,
воспитание понимания критериев добра и зла, воспитание доброты на основе
произведений карельского фольклора. Воспитание речевой культуры, КГН Воспитание патриотического чувства на основе понимания культурно-ценностных традиций. Создание базы цифровых образовательных ресурсов для решения образовательно-коррекционных задач Используемые презентации: «Остров Кижи» «Мой город» «История Карелии» «Карельская вышивка»
Автор: Карманникова Анна Александровна (учитель-дефектолог высш.
категории), Калганова Ирина Владимировна (вопитатель высш. категории) г. Петрозаводск Республика Карелия
Актуальность и оригинальность проекта. Дети с косоглазием и амблиопией
составляют основной контингент детских садов IV вида. Необходимо
отметить, что нарушения зрения сопровождаются вторичными отклонениями.
Природа вторичных нарушений разнообразна. Глубокое нарушение зрения
отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей,
значительно снижает их познавательную активность, что негативно влияет
на развитие познавательной деятельности и формирование речевого статуса
(Л.И. Плаксина 1998, Л.В. Рудакова 1995, И.В. Новичкова 1994, Л.И.
Солнцева 2000). Данная специфика развития речи детей с косоглазием и
амблиопией сказывается на формировании представлений. Представления –
наглядный образ, отраженный в памяти в результате предшествовавшего
восприятия объекта. У детей с нарушенным зрением, по данным
исследователей – тифлопсихологов (А.Г. Литвак1985, М.И. Земцова 1960,
Г.В. Никулина 2002, Л.И. Солнцева 2000, Л.И. Плаксина 1998 и др.)
установлено, что в связи с нарушенным зрительным восприятием имеются
особенности представлений, возникают трудности при их усвоении. Поэтому с
появлением современной техники использование мультимедийных технологий
на занятиях с детьми, у которых нарушено зрение становится неотъемлемой
частью. Именно с их помощью можно детям показать реальные объекты в том
формате, который будет им доступен и понятен, а значит решится проблема
фрагментарности зрительных образов и представлений. На базе МДОУ №1
г. Петрозаводска с детьми дошкольного возраста с косоглазием и
амблиопией были приобретены компьютеры, плоские широкоформатные
телевизоры которые педагогами используются на различных занятиях, где
необходима наглядность. Каждое занятие в этом игровом занятии
предваряла тщательная подготовительная работа на индивидуальных и
подгрупповых занятиях у тифлопедагога и на фронтальных занятиях
воспитателей. Ожидаемые результаты: - приобщение детей к
культурно-историческим ценностям родного края – Карелии, которая станет
важным направлением социального воспитания:- организация
комплексно-системной деятельности всего педагогического коллектива,
направленная на внедрение инновационных технологий: ИКТ, методов и
приемов установления между различными видами деятельности, методики
повышения эмоциональной активности детей;- объединение усилий родителей в
работе по приобщению к культурным традициям Карелии. Программа проекта: включает в себя 4 этапа, которые соответствуют возрасту детей 1 этап (3-4 года) - Знакомство с карельским фольклором: колыбельные, потешки, прибаутки 2 этап (4-5 лет) - Знакомство с карельским фольклором: заклички и приговорки, считалки, скороговорки, небылицы 3 этап (5-6 лет) – Знакомство с карельскими сказками 4 этап (6-7 лет) – знакомство с карельским эпосом «Калевала» Образовательная среда:
Проект разработан и проводился в рамках образовательной программы ДОУ и
поставленных годовых задач. Освоение расширение представлений, знаний,
умений, отработка навыков, осуществлялась не только на занятиях, с
использованием ИКТ, музыкального, зала с применением разных форм
деятельности. Но также дети выходили на экскурсии в город, посещали
Краеведческий музей, «Музей изобразительных искусств», Музей «Кижи».
Такое социальное взаимодействие позволило организовать образовательную
среду, таким образом чтобы у детей осталось как можно больше
представлений о своем родном крае. Результат работы!!! Создана образовательная авторская мини-программа Создана этнографическая развивающая среда в группе; Объединены усилия родителей в работе по приобщению к культурным традициям Карелии; У детей сформированы знания о карельском фольклоре, существующих литературных жанрах в К;
разработаны новые педагогически целесообразные и дидактически
обоснованные способы в театрализованной постановочной деятельности в
работе с фольклором Карелии ; Объединены усилия с социальными институтами культуры ( музеями...) Созданы тематические электронные ресурсы Созданы путеводители по сказкам (книжки своими руками) В Детском саду подготовка к изданию: сборника статей педагогов с описанием опыта работы ; сборника «поэзии пестования» ДОУ (совместный продукт творчества семьи и ДОУ) |