Шибанова Ольга Владимировна
Учитель начальных классов МОУ «СОШ №25»
города Абакана Республики Хакасия
Математика. 1 класс.
Тема: Число и цифра 8.
Цель: изучение числа 8, состава числа 8, написание цифры 8 и обучение навыкам счёта в пределах 8.
Задачи:
1. познакомить с числом и цифрой 8, с составом числа 8, развивать навыки счёта в пределах 8, закреплять умение составлять выражения, повторить знания о геометрических телах;
2. развивать логическое мышление, «математическую» речь, познавательный интерес и творческие способности детей;
3. воспитывать культуру общения.
Используемые технологии: системно-деятельностный подход, проблемного обучения; ИКТ.
Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый.
Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.
Формируемые УУД:
Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.
Оборудование: мультимедийная презентация, индивидуальные карточки от 1 до 8 у каждого ребёнка, наглядное пособие «Геометрические тела», карточки с индивидуальными и групповыми заданиями, картинки с изображением смешариков, конфеты из бумаги.
Ход урока:
Начало урока.
-Сегодня мы с вами отправимся в увлекательный мир математики.
Актуализация опорных знаний.
1. Повторение изученных цифр.
–Отгадайте загадки и найдите, где спрятались изученные нами цифры? В каких предметах? (Цифры находятся на интерактивной доске, дети объясняют, где цифры спрятались)
Слайд №2
Дети читают загадки о некоторых цифрах собственного сочинения.
Например:
Если школьник любит школу,
Любит он писать, считать,
Если в школе его хвалят,
То в тетради цифра ..5. (Гаева Ксения, 1 класс)
Эта цифра, словно лебедь,
Грациозна и стройна.
Отгадайте, что за цифра?
Эта цифра просто..2. (Акопян Кристина, 1 класс)
Это знает каждый из учеников
За оценку эту куча тумаков.
Выгнутая шея и волнистый хвост…
Что это за цифра? У кого ответ готов? 2 (Бронникова София, 1 класс)
Остальные загадки читает учитель.
На длинной ножке,
Застыв до поры,
Отдыхает палочка после игры. 1
Это – месяц дугой,
ниже месяц другой.
А теперь –
Посмотри:
Получилась цифра …3!
Делал Егорка с мамой уборку.
Опрокинул стул в квартире,
стал похож он на …4.
Рогалик к бублику приклей.
Да только есть его не смей.
Не крендель это, чтобы есть.
А просто – цифра … 6!
Эта цифра- кочерга.
У неё одна нога. 7
-Назовите числа в порядке увеличения и уменьшения.
2. Работа над составом чисел. Игра «Молчанка».
- У вас на столах карточки от 1 до 7. Слушаете внимательно мой вопрос и ответ показываете карточкой.
7 – это 5 и …
4 и 3 – это число …
Из какого числа вычтем 6 и получится 1
Я задумала число, прибавила к нему 2 и получила 7. Какое число я задумала? И т.д.
3. Геометрические тела.
а) Индивидуальная работа с проверкой на доске. «Расшифруй слово».
Слайд №3
- Найдите значение выражений и расшифруйте слово.
7-5+2=…А 2+1+3= …Р 6-3+4-5= …Ш
2 4 6
Ш А Р
- Что такое шар? (Земной шар, воздушный шар, бильярдный шар, шар – геометрическое тело)
- Какие другие геометрические тела вы знаете? (конус, цилиндр, пирамида, параллелепипед, куб) Показ фигур.
Слайд №4
б) Логическая цепочка.
- Продолжите ряд.
- Какую закономерность обнаружили в этом ряду?
Слайд №5
Мотивация.
Слайд №6
- К нам сегодня на урок пришли смешарики. А почему их так назвали? (смешные, шар)
- Пофантазируйте, как бы их назвали, если бы они были другой формы?
Слайд №7
Слайд №8
-Сегодня у Нюши День рождения. Нюша самая настоящая девочка и жизнь её полна приятных забот: дни напролёт она учится хорошим манерам, ест конфеты и наряжается. Она очень любит подарки, комплименты и знаки внимания. И мы постараемся сегодня её порадовать.
Динамическая пауза.
Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Постановка проблемы.
– А без кого ещё никак не обойтись на дне рождения? (Без гостей)
Послушайте задачу:
На день рожденья к Нюше
Пришли её друзья:
Пин, Лосяш, Копатыч,
Крош-озорник, сорви-голова,
Бараш, Совунья, Ёж, Кар-Карыч…
Сколько гостей, сосчитай поскорей? (8)
2. –Обратите внимание ребята на ряд чисел, который встретился в задании «Расшифруй слово»: 2 4 6 .
- Какое число будет следующее, почему? (8)
-Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить и чему будем учиться? (предположения детей)
Показ цифры 8.
V. Открытие новых знаний.
Слайд №9
1. Цифра и число 8.
- На что похожа цифра 8? (ответы детей)
Цифра 8 так вкусна:
Из двух бубликов она.
Цифру 8, цифру 8
На носу всегда мы носим.
Цифра 8 плюс крючки –
Получаются … очки.
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять,
Не сидится им опять.
- Соединить пальцы в виде восьмёрки.
-Соединить кисти, сделать 8 руками.
Письмо цифры 8 по образцу (учебник с.9)
Работа по учебнику.
№ 1 - Соотнесение числа и цифры.
-Соотнеси количество предметов с нужным числом.
-Посмотрите на ряд чисел. Что можете сказать о числе 8?
№ 2 - Сравнение числа 8 с другими числами.
-Путём составления пар сравните количество предметов.
3. Состав числа 8.
Слайд №10
-Нюша рассыпала и перепутала все пуговицы, и они у неё все перепутались. Давайте поможем ей их разобрать.
-На какие группы можно разбить все пуговицы. По какому признаку?
Слайд №11, 12
7+1=8 2+6=8 3+5=8 4+4=8
1+7=8 6+2=8 5+3=8
8-7=1 8-6=2 8-5=3 8-4=4
8-1=7 8-2=6 8-3=5
Вывод: Как можно получить число 8?
Слайд №13
Динамическая пауза.
Раз, два - выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – чуть присесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
VI. Закрепление пройденного. Повторение изученного материала.
1. Составление выражений.
-Пришло время дарить подарки наше имениннице. Послушайте задачу в стихах.
У Нюши 7 нарядных платьев,
Какое нынче одевать ей?
Совунья ей ещё одно приносит.
И платьев теперь стало …8.
-Как получили 8? Составьте выражение. (7+1)
2. Работа в парах. Составляют выражения.
- А теперь я предлагаю вам самостоятельно составить выражения по картинкам. А потом мы все вместе проверим.
Слайд №14
VII. Итог урока. Рефлексия.
- О чём говорили на уроке? Что нового узнали?
-Давайте поблагодарим наших героев. Дайте конфету тому герою, с которым у вас одинаковое настроение после нашего урока (на доске картинки с изображением смешариков, у детей на столах конфеты из бумаги).
Слайд №15
|