«Формирование УУД на
уроках математики в начальной школе»
Попова Н.Ю., учитель начальных классов, МБОУ гимназия
№ 1
Сл. 1 «Формирование УУД на уроках математики в начальной школе»
Сл. 2 Уважаемые
коллеги!
Мы с Вами прекрасно понимаем, что каждое современное
общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием
новых информационных технологий, которые меняют жизнь людей. И отсюда главной
целью школьного образования становится формирование у учащихся умения учиться.
Сл. 3 Поэтому задачами
своей работы на уроках математики ставлю формирование УУД:
-через знакомство с методами изучения окружающего мира,
которое происходит через наблюдение, сравнение, измерение, моделирование и способами
представления информации
-формирование на доступном уровне умений работать с
информацией (в текстах, рисунках, схемах, в моделях, таблицах, диаграммах);
-формирование на доступном уровне навыка к самостоятельной,
познавательной деятельности;
-формирование навыков самостоятельной, индивидуальной и коллективной
работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждение информации и самооценки.
Сл. 4 УУД группируются в 4
основных блока.
В настоящее время я работаю по образовательной системе
«Школа 2100». Это система соответствует требованиям ФГОС. Умение учиться
означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так, естественно, и с
одноклассниками; умение и готовность вести диалог, искать решение, оказывать
поддержку друг другу.
Сл. 5-6 Поэтому,
организацию учебной деятельности своих учащихся я строю на основе системно-
деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии
деятельностного типа:
- проблемно - диалогическую технологию;
- технологию мини исследования;
-технологию организации проектной деятельности;
- технологию оценивания учебных успехов учащихся, т.е. их
образовательных достижений.
Сл.7 На уроках изучения нового материала больше
всего я опираюсь на программы-учебники (включающие интерактивные,
мультимедийные курсы), видеоуроки, справочники, разные энциклопедии. Считаю,
что активное использование в учебном процессе ИКТ повышает эффективность
обучения, позволяет содержательно и методически обогащать учебный процесс,
разнообразить его, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный
интерес учащихся, и ,конечно же, увеличивает эффективность самостоятельной
работы.
Сл. 8 Уроки конкретизации. Позволяют
учащимся отрабатывать новый способ действия, их провожу в форме
уроков-путешествий, тематических экскурсий, уроков - практикумов и групповых
форм работы. Помимо традиционной работы с учебником, применяю элементы игры:
отгадывание ребусов, решение кроссвордов. На мой взгляд, это позволяет учащимся
развивать диалогическую и монологическую речи. Дети свободно вовлекаются в
любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому, на мой взгляд, игровая
технология – самая актуальная при работе с 1 и 2 классами.
В целях индивидуального подхода к обучению я предлагаю своим
учащимся разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость
заданий учащихся. Обязательным считаю применение современных образовательных
технологий, в том числе и здоровьесберегающих. На каждом уроке я использую
физминутки, психологические тренинги, электронные зарядки для глаз, дыхательную
гимнастику. Они вызывают интерес к математике.
Уроки рефлексии позволяют ребенку самому
оценивать свой уровень понимания сконструированного понятия. Здесь я использую
метод самостоятельности, и все допущенные ошибки анализируются.
Уроки контроля,
позволяющие увидеть продвижение учащихся в учебном материале, провожу с помощью,
как традиционных методов, так и нетрадиционных, в виде тематических игр.
(Математическая карусель, Кенгуру-математика для всех).
Результатом своей работы
вижу положительную динамику в формировании познавательных действий, которые
включают у моих детей действие-исследование, поиск и отбор необходимой
информации, ее структурирования, моделирование изучаемого содержания,
логические действия и способы решения задач. Все это подтверждается:
I.
В урочной
деятельности (у учащихся сформирована система математических знаний и
умений, о чем свидетельствуют результаты самостоятельных, проверочных и
контрольных работ).
II.
Во
внеурочной деятельности:
Участие учеников в интеллектуальных конкурсах (3-е место в районе)
олимпиады по математике
III.
Рост
мотивации у учащихся к учебной деятельности: В этом году, по сравнению с
прошлым годом повысилась мотивация к учебной деятельности у многих учащихся.
В
заключении, я пришла к выводу, что используя современные технологии и методы
обучения у обучающихся будут сформированы
УУД. Если Вы будете применять в системе
эти методы, результат обязательно будет налицо. Поэтому, ув. коллеги, удачи Вам
в Вашей работе, здоровья и терпения. |