1.Знакомство
со свойствамипрямоугольного
параллелепипеда.
а) форма прямоугольного параллелепипеда
- Ребята, вот это прямоугольный
параллелепипед (показывается модель).
- Назовите окружающие нас
предметы, которые имеют форму прямоугольного параллелепипеда (коробка из под
конфет, кубики, шкаф, спичечный коробок, классная комната, и.т.д.).
б) грани прямоугольного
параллелепипеда
-Вся поверхность прямоугольного
параллелепипеда состоит из плоских геометрических фигур. Посмотрите внимательно,из каких плоских геометрических фигур состоит поверхность? (из
прямоугольников)
- Все эти прямоугольники
называются гранямипараллелепипеда.
- Посчитаем,сколько граней у прямоугольного
параллелепипеда (передняя грань, задняя, верхняя, нижняя, правая и левая).
- Назови верхнюю грань, правую
грань, заднюю (на доске плакат с изображением прямоугольного параллелепипеда, с
обозначением граней буквами ABCDMNPK)
- Так сколько граней у
прямоугольного параллелепипеда?(6 граней) (Слайд 5)
- Стороны граней называются
ребрами. Посчитаем, сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда.
- Так сколько ребер у
прямоугольного параллелепипеда? (12 ребер) (Слайд 5)
- Покажи ребра прямоугольного
параллелепипеда.
- Назовите ребра равные ребру AM, BC, DC.
в) вершины прямоугольного
параллелепипеда
- Общие точки нескольких ребер
называются вершинами прямоугольного параллелепипеда (показ на каркасе).
- Посчитаем сколько вершин у
прямоугольного параллелепипеда?
- Так сколько вершин у
прямоугольного параллелепипеда?(8 вершин) (Слайд5)
- Посмотрите на чертеж и назовите
вершины прямоугольного параллелепипеда.
2.Знакомство с измерениями
прямоугольного параллелепипеда.
- Сколькоребер у прямоугольного параллелепипеда имеют
разную длину? Покажите их.
- Разную длину имеют 3 ребра,
которые сходятся в вершине. Они называются измерениями прямоугольного
параллелепипеда – длиной, шириной и высотой (Слайд 6)
-Покажите измерения прямоугольного параллелепипеда, т. е. длину, ширину,
и высоту.
- Какой буквой обозначается
длина? (а)
- Какой буквойобозначается ширина? (в)
- А высота обозначается латинской
буквой – с.
3. Знакомство с кубом
- У некоторых прямоугольных
параллелепипедов все 3 измерения равны. И длина, и ширина, и высота. Такой
прямоугольный параллелепипед называют кубом (показ каркаса куба).
- Вот детский кубик. Что можете
сказать о гранях и ребрах кубика? (они равны) Так как его можно назвать?
(кубом)
-Что можем сказать о трех
измерениях куба? (Слайд 7)
4.Знакомство с формулой объема
прямоугольного параллелепипеда.
-Ребята, с вами мы должны вывести формулу объема прямоугольного
параллелепипеда.
-Что такое объем прямоугольного параллелепипеда? (пространство, которое
занимает прямоугольный параллелепипед).
-Свойство предметов занимать место в
пространстве называется объёмом.
- Кто
догадается, какой предмет можно использовать в качестве единицы объёма ?
(кубик)
- Для
измерения объёмов принято использовать в качестве единицы куб с ребром, равным
единице длины-1см, 1дм, 1м. На уроке будем находить объём в кубических
сантиметрах-1см3 (показывается модель кубического сантиметра в
натуральную величину).
- Для более
точного определения численного значения объёма единичные кубики нужно уложить в
ряды, пока не будет покрыт первый слой (основание) (Слайд 8)
- Как быстро
сосчитать,сколько единичных кубиков в
основании? (длину умножаем на ширину)
-Если стороны
основания прямоугольного параллелепипеда равны a=4, b=3, то сколько единичных кубиков в основании. Как узнать? (4
х3=12)
- Затем
заполняем второй слой единичными кубиками прямоугольный параллелепипед, и так
далее до заполнения доверху. (Слайд 9)
- Сколько слоев впрямоугольном параллелепипеде? (5)
- Как найти сколько всего кубических сантиметров впрямоугольном параллелепипеде ? (12х5=60)
- 60 единичных кубиков заполнили весь
прямоугольный параллелепипед, значит объем данного прямоугольного
параллелепипеда равен 60 см3.
- Так как мы
находили объем? (длину умножили на
ширину и на высоту 4х3х5=60 см3)
- Объем ребята
обозначается заглавной латинской буквой V.
- Объем
прямоугольного параллелепипеда равен произведениютрех его измерений, его длины на ширину и на
высоту V= а хв хс(Слайд
10) Чтение формулы разными способами по учебнику с.90.
V Закрепление нового
материала.
1. Решение
задачи устно.
Найдите объем
прямоугольного параллелепипеда с измерениями 6 см, 9 см, 2 см. (108 см3)