Исследовательская работа
Как люди научились считать. Оглавление
1. Введение
2. Основная часть
2.1. Как появился счёт
2.2. Запись чисел у разных народов
2.3. Счётные устройства.
3. Заключение
4. Литература.
Введение
Я выбрала тему "Как люди научились считать" потому
что меня заинтересовало то, кто и как первым придумал цифры, числа и
счёт. Ещё меня заинтересовали записи
счёта в разных странах.
Цель
моей работы : понять как люди
научились считать.
.Для
достижения своей цели я поставила себе такие задачи:
· Изучить историю возникновения цифр,
чисел и счёта.
· Изучить способы записи счёта в разных странах.
Объектами моего исследования являются: цифры и
числа.
Продуктом исследования является: презентация и реферат.
Основная часть
Учиться считать люди начали в
незапамятные времена, а учителем у них
была сама жизнь.
Древние люди добывали себе пищу главным
образом охотой. На крупного зверя- бизона или лося - приходилось охотиться всем
племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. Командовал облавой обычно
самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, её надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять
человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счёта никак не обойдёшься!
И вождь первобытного племени справлялся
с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять»
или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.
Есть и сейчас на земле племена, которые
при счёте не могут обойтись без помощи пальцев. Вместо числа пять они говорят
«рука», десять – «две руки», а двадцать – «весь человек», - тут уж
присчитываются и пальцы ног.
Проходили многие- многие годы. Менялась
жизнь человека. Люди приручили животных, и на земле появились первые скотоводы,
а затем и земледельцы.
Постепенно росли знания людей, и чем
дальше, тем больше увеличивалась потребность в умении считать и мерить.
Скотоводам приходилось пересчитывать свои стада, а при этом счёт мог идти уже
сотнями и тысячами. Земледельцу
надо было знать, сколько земли
засеять, чтобы прокормить себя до следующего урожая. А время посева? Ведь, если
посеять не вовремя, урожая не получишь!
Счёт времени по лунным месяцам уже не
годился. Нужен был более точный календарь. К тому же людям всё чаще приходилось
сталкиваться с большими числами, запомнить которые трудно или даже невозможно.
Нужно было придумать, как их записать. Первым способом «записи» чисел - зарубки на костях
животных, узелки на веревках, а камешки или другие предметы использовались для
счёта.
Примерно пять тысяч лет назад почти одновременно
в разных странах - Вавилонии, Египте, Китае - родился новый способ записи
чисел. Люди додумались до того, что числа можно записывать не просто
зарубками-единицами, а по разрядам: отдельно сотни. Это было очень важным
открытием. Считать и записывать числа теперь стало гораздо легче.
Древние египтяне, так же как и мы сейчас, считал десятками. Но
специальные значки-цифры у них были только для разрядов: единиц, десятков,
сотен, тысяч.
В
Древнем Вавилоне считали не десятками, а
шестидесятками. Математик сказал
бы, что система счёта была там не десятичная, как у нас, а шестидесятеричная. Число шестьдесят
играло у них такую же роль, как у нас десять.
Вавилоняне пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная чёрточка
обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих чёрточек - десять. Эти чёрточки
у них получились в виде клиньев, потому что вавилоняне писали острой палочкой
на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали.
Очень интересная система счёта была у народа майя, который жил в Центральной Америке (там, где сейчас государство
Мексика). Около двух тысяч лет назад индейцы майя были гораздо культурнее, чем народы, жившие в то
время в Европе.
Майя считали двадцатками – у них была двадцатеричная
система счёта. Числа от 1 до 20 обозначались точками и чёрточками.
Китайцы, как и египтяне, пользовались десятичной
системой счёта. Вот здесь нарисованы китайские иероглифы – цифры:
Слишком уж неудобны были иероглифы для
записи чисел, слишком много разных иероглифов пришлось бы запоминать. Для
дальнейшего усовершенствования искусства счёта нужно было одно из двух –
или перейти к более удобному письму, т.е. перейти от иероглифов к буквам, или
же изобрести какой-то новый приём, облегчающий запись чисел специальными
значками. Одни народы пошли по первому пути, другие – по второму.
Раннему развитию письменного счета
препятствовала сложность арифметических действий при существовавших в то время
перемножениях чисел. Кроме того, писать умели немногие и отсутствовал учебный
материал для письма - пергамент начал производиться примерно со II века до н.э., папирус был
слишком дорог, а глиняные таблички неудобны в использовании. Эти обстоятельства
объясняют появление специального счетного прибора - абака.
К V веку до н.э. абак получил широкое распространение в
Египте, Греции, Риме. Он представлял собой доску с желобками, в которых по
позиционному принципу размещали какие-нибудь предметы - камешки, косточки.
Древнегреческий абак (доска или "саламинская доска" по имени острова
Саламин в Эгейском море) представлял собой посыпанную морским песком дощечку.
На песке проходились бороздки, на которых камешками обозначались числа. Одна
бороздка соответствовала единицам, другая - десяткам и т.д. Если в какой-то
бороздке при счете набиралось более 10 камешков, их снимали и добавляли один
камешек в следующем разряде.
Китайские счеты суан-пан состояли из деревянной рамки,
разделнной на верхние и нижние секции. Палочки соотносятся с колонками, а
бусинки с числами. У китайцев в основе счета лежала не десятка, а пятерка.
На Руси долгое
время считали по косточкам, раскладываемым в кучки. Примерно с XV века получил
распространение "дощаный счет", который почти
не отличался от обычных счетов и представлял собой рамку с укрепленными
горизонтальными веревочками, на которые были нанизаны просверленные сливовые
или вишневые косточки.
|