Суббота, 18.11.2017, 00:17
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Природоведение и окружающий мир

Экологические системы
[ · Скачать удаленно (110.36 Kb) ]
01.12.2012, 23:25
Организационная информация
Тема урокаЭкологические системы
Предметознакомление с окружающим миром
Класс2
Автор/ы урока (ФИО, должность) Нечаева Лариса Владимировна. Учитель начальных классов
Образовательное учреждениеМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №94» г. Перми
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)Россия, Приволжских федеральный округ
Республика/край Пермский
Город/поселениеПермь
Методическая информация
Тип урока (мероприятия, занятия)урок объяснения нового материала
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)показать взаимосвязь живой и неживой природы; помочь осознать, что все в природе взаимосвязано; показать важнейшую роль живых организмов на Земле.
Задачи урока (мероприятия, занятия)Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково- символические средства; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; Коммуникативные УУД:формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания; адекватно использовать речевые средства для решения различных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи Научаться использовать естественно- научные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний;
Используемые педагогические технологии, методы и приемыТехнология развития критического мышления на основе чтения и письма
Время реализации урока (мероприятия, занятия) 2 урока
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)Научаться использовать естественно- научные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний; Результат: каждый ученик будет иметь представление об экосистеме, почве.
Необходимое оборудование и материалыПроектор, карточки,
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)Презентация «Экологические системы». Наглядность: физическая карта России; рисунки льва, березы; карточки с опорными словами; фотография сгоревшего леса
Список учебной и дополнительной литературы учебник «Окружающий мир» А.А. Вахрушев и др. образовательная система «Школа 2100» часть 2,тема 19 рассчитана на 2 часа, страницы 4-9 Рабочая тетрадь к учебнику.
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия), деятельность учителя и учеников.
Мотивация учащихся Стадия вызова Учитель провоцирует ученика. В последние годы из- за засухи в России часто горят леса. /Демонстрация фотографии или слайда презентации «Сгоревший лес»/. Не знаете ли вы восстановиться лес после пожара? да Если да, то как долго будет происходить процесс восстановления? Лет 5-10 Кто или что может помочь восстановить лес? (растения) Ученики отвечает на провокацию. Варианты детей, возможно кто- то вспомнит о круговороте веществ, о мусорщиках, для большинства ребят вопрос вызовет затруднение.. Надо разобраться что же делать со сгоревшими лесами, нам совершенно не интересно любоваться обгоревшими столбами, и не дополучать кислород., вы со мной согласны? Всё то о чем мы будем говорить на уроке, вам поможет выстроить работу как восстановить леса и возможно вы предложите варианты как восстановить быстро.
Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия). Количество недостающих строк добавляет автор.
Актуализация имеющихся знаний. Перед вами набор слов, прочитайте их. Какое задание можно выполнить с этими словами? Разбить на две группы. По признаку предметы живой природы и неживой природы, над словами указатель «неживая природа» и « живая природа» Какими знаниями мы уже владеем, и можем ими воспользоваться при выполнении этого задания? Умеем отличать живые организмы от неживых организмов. Знаем кого называют кормильцами, едоками, мусорщиками. Знаем какую роль выполняют едоки , кормильцы, мусорщики С какой трудностью вы столкнулись при выполнении этого задания? (почва) В какую же группу отнести слово «почва»? Варианты детей почва – живая природа , т.к там живут черви, личинки, дает жизнь растениям Вариант детей почва- неживая природа т.к., не растет. не размножается, не умирает, не даёт потомства. Прочитайте тему и подзаголовки темы с. 4-7 учебника Тема: Экологические системы (ЭС) Как построим работу, в какой последовательности будем добывать знание? Могу ли ваши высказывание записать знаком- символом? Каким? Ответы детей фиксирую на доске в виде плана. Знаково- символические средства: 1. Место обитания ( МО?) 2. НП ЖП ? 3. ЭС? 4. Пищевые связи : Е ? К? М? <=> есть ли связь между ними? На какие пункты плана вы уже можете ответить? + На доске фиксирую ответы в ряд, начинаю строить кластер: НП ЖП ? МО? ЭС? На какие пункты не знаем ответы, давайте поставим знак - . Сформулируйте цель урока, глядя на полученный план. Цель: понять, что такое экологическая система, проследить связаны ли части экосистемы, узнать есть правила экосистемы, научиться применять знания в жизни. Ситуация с.4 Лена : Кто же ухаживает за растениями и животными в природе? Никто, саморегулируются. У каждого – свое место обитания с. 4 Где белка… чувствуют себя как дома? Где белка – лес Одуванчик - поле Осьминог – море Кувшинка- озеро Что будет если их поменять местами? ( погибнут,) Предположите, почему погибнут? (не могут жить в других условиях, в другом месте обитания. (МО)
Осмысление:Вернулись к кластеру. Кто сможет дать грамотное определения понятия «Место обитания» (варианты детей) Какие условия обуславливают место обитания живого организма, перечислите их: (1.Тепло и свет 2. Защиту от врагов 3. Достаточно пищи и воды) Варианты ответов фиксирую под МО. Если не все варианты перечислили, то можно предложить прочитать абзац «У каждого – своё место обитания» с.4 и дополнить, достраиваем блок-схему «МО» вниз линии: - пища свет вода тепло. На физической карте России прикреплены рисунки: лев в Евразии, береза в Африке. Проблемный вопрос: Почему лев не живет в России? Почему берёза не растет в Африке? Ученики включаются в процесс обсуждения. Каждый уголок природы населен не любыми живыми существами, а только теми, которые очень хорошо приспособились к условиям своего обитания и друг к другу. Вернемся к кластеру, что бы вам уже хотелось изменить, (пункт НП ЖП ? зачеркнем ?, поставим знак <=> Ответим знаком связь между: НП <=> ЖП Рассмотрите блок МО. Какой пункт из перечисленных вами, вы считаете наиболее важным? ( Достаточно пищи и воды) Можете аргументировать ваш выбор? (Варианты да –рассказывает, вариант нет- рассматриваем иллюстрацию и извлекаем ее) Дуб => гусеница=> синица=> ястреб Какую информацию несёт иллюстрация с. 4 учебника? ( кто для кого служит пищей, как показано на схеме эта связь) Вывод: в природе организмы одного вида служат пищей для организмов другого вида. Различные животные и растения объединены пищевыми связями, т.е. есть кормильцы, едоки, мусорщики. Как этот вывод можно зафиксировать в кластере? выстраиваем блок-схему «ЖП» вниз линии: -ЖП – растения- вниз - кормильцы едоки мусорщики Подведём итог по третьему пункту плана : совместно обитающие организмы и участок земли, где они чувствуют себя как дома называют экологической системой или коротко экосистемой. ЖП <=> НП<=> МО = ЭС могу ли над знаком взаимосвязи <=> добавить знак + Сформулируйте « понятие ЭС» используя полученную схему: Экологическая система- это совместное проживание организмов и участок земли, где все чувствуют себя как дома. Хотелось бы вам, что либо добавить? Можно объединить символы схемой- дом. В любом доме существуют правила, которые все неукоснительно соблюдают. Есть ли такие правила в экосистеме? Вариант – да добавить правила, вариант нет – чтение абзаца и формулировка правил экосистемы: · В ней есть все · Нет ничего лишнего · Секрет – пищевые связи Смогли ли бы вы сейчас ответить в какой же столбик отнести слово «почва» ( нет ) Вспомни материал 1 класса, кто может создавать «живые», органические вещества из неорганических веществ НП ( => растения) Рисунок с.5 Какую информацию несёт рисунок? Что нужно растениям для жизни? Отметь знаком « знал +» , «не знал-, «хочу узнать!» (Неорганические вещества: свет, вода, воздух углекислый газ=> растет растение=> органическое вещество) Вывод: растения «кормильцы» снабжают всех органическими веществами. Статья «Едоки» рисунок с. 6: Какую информацию несёт рисунок? Что нужно растениям для жизни? Отметь знаком « знал +» , «не знал-, «хочу узнать!» Вывод: Органическое вещество ( растение) пища для животных Когда животное поедает растение, органические вещества попадают из одного организма в другой. Ситуация: Попробуйте оставить свою квартиру на время отпуска. Приехали: слой пыли, газета, высохшие цветы, плесень на дне банки, трещинки на обоях…придется начинать с уборки. В лесу – девственная зелень, чистота цветов, изощренный узор мха. Все убрано и украшено. Все в порядке без вашего участия. Каждую осень опадают листья, но год от года их не становиться ни больше, ни меньше, хотя никто их не подметает. Кто занимается уборкой в лесу? мусорщики Сможете ли вы сами перечислить известных вам животных – мусорщиков, используя слова – карточки на доске (Грибы, бактерии, насекомые…) Предположите, как выполняют свою работу мусорщики? Вывод: Мусорщики перерабатывают природный мусор и снова превращают его в минеральные вещества, нужные растениям, т.е. органические вещества превращают в минеральные вещества. Этот процесс происходит в почве. Растения поглощают минеральные вещества из почвы и круг замыкается. Вернемся к слову «почва», в какую же группу слов его отнести? Между неживой и живой природой. Почему? (ответы детей, хотя навряд ли смогут сказать об этом, биология 6 класса) «почва= остатки ЖП + минеральные вещества НП=>результат взаимосвязи ЖП и НП- биокостное тело
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)Прием «Ромашка вопросов». В ходе урока у нас получился кластер. Используя кластер, задайте вопросы одноклассникам, на уточнение всё ли им понятно в этой непростой теме «Экологические системы» (Например: Простые вопросы для понимания: Где на кластере место отведем для солнца, почвы? Мусорщики – относятся к растениям или к животным? Между какими объектами можно еще показать связи?) Попробуем ответить на вопрос «Что будет если из ЭС убрать из него элемент…: 1.Что будет если убрать из ЭС Е К М? (цепь разомкнется, т.е. нарушится ЭС) 2.Как долго может существовать экосистема?(бессмертность ЭС = способность (восстанавливаться) 3.Как вы думаете, не ошибся ли учитель, выставив в начале урока карточку «солнечный свет»? Какова роль солнечного света в процессах, которые мы сегодня рассмотрели, ведь нигде и ни разу об этом не зашла речь? - вывожу на тему следующего урока «Круговорот веществ в природе». Справа для учителя: Энергия в отличие от вещества никак не может ходить по кругу: её поток направлен в одну сторону..Энергия поступает в ЭС от солнца и улавливается Р в виде света, затем запасается в виде химических связей в произведенном органическом веществе. Далее эта энергия передается по звеньям пищевой цепи, а частично рассеивается в космос каждым звеном в виде тепла. К концу цепи вся энергия рассеивается, к растениям она не возвращается! 4.Вернемся к вопросу, который задан в начале, демонстрация фотографии или слайда «Сгоревший лес». Используя информацию с урока, предложите ваши варианты решения проблемы сгоревших лесов? Что бы предложили для быстрого восстановления леса.
Домашнее задание (если это необходимо на уроке)Рассмотри задания в рабочей тетради на с. 41-43, оцени степень трудности, сделай пометки на полях тетради: «Могу сделать сам»- ! «Смогу сделать с помощью взрослого» +., спрогнозируй время на выполнение домашнего задания, зафиксируй его на полях.
Дополнительная необходимая информацияОсновные компоненты экосистемы С точки зрения структуры в экосистеме выделяют: климатический режим, определяющий температуру, влажность, режим освещения и прочие физические характеристики среды; неорганические вещества, включающиеся в круговорот; органические соединения, которые связывают биотическую и абиотическую части в круговороте вещества и энергии; продуценты ( кормильцы) — организмы, создающие первичную продукцию; макроконсументы, или фаготрофы,(едоки) — гетеротрофы, поедающие другие организмы или крупные частицы органического вещества; микроконсументы (сапротрофы)(мусорщики) — гетеротрофы, в основном грибы и бактерии, которые разрушают мёртвое органическое вещество, минерализуя его, тем самым возвращая в круговорот. Основоположник понятия « Экологические системы» Юджин Одум (1913-2000)
Ссылки на использованные интернет-ресурсы http://ru.wikipedia.orgl.wiki/
В помощь учителю
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Емкая, лаконичная презентация позволяет наглядно представить материал, усвоить труднейшее понятие начальной школы, вести беседу на основе слайда 4, делать выводы по разделу ( слайд 5). Определяет зону дальнейшего развития, изучения материала в следующих классах.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующимПрезентация работает на протяжении изучения ряда тем во 2 классе, в 3 классе на уроках при изучении разделов: Обитатели земли, Оболочка планеты, охваченная жизнью, Экологическая система, Живые участники круговорота веществ.
Другое
Категория: Природоведение и окружающий мир | Добавил: lorismax
Просмотров: 5786 | Загрузок: 467 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Кaчественнaя фото- и видеоcъёмка оcнована на пpoфессиoнaльном освeщении. Прибoры уникaльнoго рoссийскoго пpoизводства пoмeщаются в рюкзак, имeют универсальные крепления – мoжно легко мoнтировать в любой cтудии на риг или штaтив, иcпoльзовaть на выeздных cъёмкaх. Oсвещение, комплeктующие, линзы всегдa в наличии по дocтупной цeне.
Прибoры высокой мощнocти обеспечивaют результaт, за кoтоpый клиенты готoвы плaтить хoрошиe деньги. Лучшe один pаз пpиобрести мoщный и компактный cвет, чeм терять закаачикoв из-за проблем c освещeнием.

http://www.sfs-lab.ru/ - осветительное оборудование для киносъемок

1  
Уважаемая Лариса Владимировна!
К сожалению, Ваша работа не прошла техническую экспертизу. Отмечено нарушение Требований к конкурсным материалам, а именно: неполный пакет документов, отсутствие мультимедиа компонентов.
Вы можете загрузить на Конкурс другую работу и в другое направление, оформив согласно Требованиям и Положения данного Конкурса.
Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа".
Технический эксперт Колокольникова Алла Ивановна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]