Воскресенье, 19.11.2017, 06:03
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
wapedbam

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Природоведение и окружающий мир

Необычный царь
[ · Скачать удаленно (8.22 Мб) ]
28.11.2012, 11:58
1. Пятый открытый профессиональный конкурс педагогов "Мультимедиа в современной школе"

2. Тип урока - приобретение новых знаний

3.цель: познакомить с образом и временем правления Петра Первого

4. Цели:

   - создать образ царя Петра I и вскрыть      причины, определяющие его

     непохожесть на своих предшественников;

 

     - охарактеризовать детские и юношеские годы царя Петра I;

 

    - организовать деятельность по развитию речи, мышления, развитию коммуникативных умений;

-содействовать воспитанию интереса к науке истории и прошлому нашей Родины;

5. Ход урока

     I.            Организация класса к уроку.

 

  II.  Актуализация знаний.

         Игра «Угадай, кто я»

 (Открывается слайд №2 с изображениями русских самодержцев с Х по ХYII в.)

- Кого вы узнали на этом слайде? (Ответы детей, учитель открывает слайд с именами русских князей и самодержцев)

- Кем они были в русском государстве? (Русскими самодержцами – князьями и царями)

- Какой след в истории оставил каждый из них? (Учащиеся вспоминают, что они узнали о каждом) (Слайд №3)

-Как вы думаете, кто  был следующим русским царём из  династии Романовых? (Мнения учащихся) Слайды №4-5

 

III.  Проблемная ситуация.

 (Слайд№6)

-Рассмотрите изображения этих людей. (Царь Алексей Михайлович и Петр I)

-На каком из них,  по - вашему,  изображен  русский царь? (Мнения детей)

- Почему человека на втором рисунке вы не назвали царём?

- В чем его необычность? (Царь Алексей Михайлович изображен в царских одеждах с символами власти, а Петр I одет  необычно, он одет в военную форму)

- Как вы думаете, только ли внешним видом мог отличаться этот человек от своих предшественников на троне? (Ответы учащихся)

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

 

Тема урока: «Необычный царь» ( Слайды №7-8)

- Как бы необычно не выглядел Петр I, он был  законным наследником царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. (Слайд№9)

 

- Сегодняшний урок будет посвящен изучению особенностей правления и нововведений

Петра I, этого необычного русского царя.

IY.  "Открытие” нового знания.

– А теперь вспомните, почему в момент рождения Ивана Грозного народ заговорил о божественном предзнаменовании грядущих больших несчастий на Руси?

(Была страшная буря, колокола звонили сами собой, один колокол упал и разбился)

Ученица у доски рассказывает: «Появление на свет Петра I также было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Петр и, что именно он из всех детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.

- В ночь на 30 мая 1672 год над Москвой на темном небе ярко засияла большая звезда. В этот момент вторая жена Алексея Михайловича – Наталья Кирилловна, родила ему сына. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо сам Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром. Ранние детские годы Петра протекали беззаботно и весело, но на четвертом году жизни Пётр потерял отца. (Слайд №10)

Задание 1. Работа в парах.

– Прочитайте следующий текст. Закончите его последнее предложение, найдя в тексте подсказку. Приложение 1.

   После  смерти старшего брата царем был провозглашен Петр. Но так как ему было 10 лет, то власть перешла в руки его старшей сестры Софьи. Она была дочерью царя Алексея Михайловича от первого брака. Софья была властной, умной и очень честолюбивой женщиной.

   Итак, государством российским реально стала управлять Софья, так как Петр __________________________________________.(Был маленьким)

 

 

Задание 2. Работа в группах по 4 ученика.

Подумай и выбери правильный вариант развития последующих событий.

Приложение  2.

 Слайд №11

 

Софья стала управлять государством, во всем советуясь со своей мачехой, матерью Петра.   

  

 

 Софья стала управлять единолично, а Петр с матерью были удалены подальше от Кремля.

Вывод: к управлению государством Пётр не допускался, так как был ещё маленьким, а   сестра Софья была властной и честолюбивой женщиной и хотела сама быть царицей.

- А Петр с матерью вынуждены были переселиться в подмосковное село Преображенское. Ради забавы ему построили крепость со стенами, башнями, рвом и подъемным мостом.

- Вы узнаете название крепости, которую построили Петру, если с помощью стрелок найдете пару к слову «забавный» (Cлайд №12)

Задание 3.Работа в парах. Приложение 3.

 

Необычный

 

Забавный

 

преобразование, изменений

Реформа

 

Потешный

 

Странный, непривычный

 

 

 

 

- Итак, как называлась крепость в селе Преображенском?  (Потешная)

- Для военных забав и потех из сверстников Петра были созданы два потешных полка  - Семеновский и Преображенский. Потешные солдатики со всей точностью настоящих солдат выполняли все команды своего маленького командира. (Слайд №13)

- Как вы думаете, какие полки в будущем стали настоящей и верной опорой для взрослого царя?

 ( Семеновский и Преображенский)

- Почему? (Мнения детей)

А). Рассказ учителя

- Однажды Петр в усадьбе своего родственника обнаружил брошенную без употребления лодку, вовсе непохожую на те, какие делались в России. Это был английский бот, предназначенный для плавания в море. Любопытный царь заставил отремонтировать для него этот ботик и спустил его в реку Яузу. Плавание на боте пробудили в нем, царе государства, не имеющего в то время выхода к незамерзающим морям, страстную любовь к мореплаванию.

 

Задание 4. Работа в группах.

(Слайд №14-15)

Приложение 4.

Рассмотри рисунки

              

 

Ботик Петра 1                     Фрагмент строительства          Парусный корабль русского                                                                  Корабля при Петре 1                                                                     флота

______________

(сын, дедушка, внук)

 

- Впиши, как впоследствии Петр 1 называл этот старый английский ботик, если известно, что:

Россия при Петре 1 стала сильной морской державой.

( «Дедушка русского флота»)

- Но это будет ещё не скоро, а что было тем временем, вы узнаете, решив задачу:

 

Задание 5. Работа в парах.

 Приложение 5.  

Слайд №16.

Между 17 –летним Петром и правительницей Софьей назревал конфликт. В этом году Петру  удалось устранить сестру – соперницу от власти.

- Вспомните, в каком году родился Пётр.(В 1672году)

 

- Определи год устранения от власти Софьи?

____________год.  (Ответ: 1689год)

 

 

Б) Рассказ учителя.

- Придя к власти, Петр не сразу начал свои преобразования в государстве. Ещё несколько лет у него ушло на потехи и увеселения. Вблизи от Преображенского располагалась Немецкая слобода. Слобода – большое поселение около города.

Там жили иностранцы. И поэтому все в ней было непривычно для русского человека: и язык, и обычаи, и наряды.

- Рассмотрите и сравните внешний вид русского боярина и жителя немецкой слободы.

(Слайд №17-18)

(Мнения детей)

Комментарий учителя. Действительно, её жители брили бороды, носили парики и небольшие удобные кафтаны, в то время как русские люди париков не носили, бороды не брили, а домотканые кафтаны были с длинными рукавами, закрывающими руки.

  Проживали в Слободе и механики, и военные, и врачи. Они с большим почтением относились к мастерству и науке. Общаясь с ними, молодой царь понимал, насколько он необразован.

- Какие последствия это имело, вы узнаете, послушав разговор двух купцов.

В) Сценка    (Два ученика разыгрывают мини – сценку)

Савелий: Кузьма, узнал я намедни неслыханную весть. Царь отправляется в чужие края, да ещё под  именем и в одежде простого дворянина.

Кузьма: Скажи. Савелий, а на что  ж ему это?

Савелий: Да, говорят, учиться всем ремеслам: и плотницкому делу, и корабельному, и кузнечному, и морской науке.

Кузьма: Не царское это дело, а мужицкое.

- Итак, в чем необычность поступка Петра I?

 (Мнения детей)

- Зачем царь Петр I отправился за границу? (Мнения детей)

(Рассказ ученицы о поездке Петра I за границу)

Учитель:

-Сразу по возвращении царя из-за границы русских людей ждали большие перемены и преобразования. Пользуясь схемой, расскажите о переменах, которые произошли сразу же по возвращению Петра I из-за границы.

(Слайд №19)

Г) Рассказ ученицы

Ученица рассказывает: « 25 августа 1689года царь Петр I вернулся в Москву…

На следующий же день, собрав придворную знать, он вдруг выхватил ножницы и принялся обрезать бороды у бояр. Для царя, повидавшего европейскую жизнь. Древний принцип русского боярства ка – «стричь бороду грешно» - казался варварством. Бояре же при этой « экзекуции»  испытали страшный ужас. Царь издал указ о том, что, кроме священников и крестьян обязаны брить бороды все.

 

Задание 6. Работа в парах.  

Приложение 6.

Опираясь на предыдущую схему (Слайд №20), дострой следующие предложения.

 

 1).Некоторые до суеверия набожные люди думали. Что остаться без…____________________ - значит испортить образ божий.(Бороды)

 2).   Общегосударственной нормой стало ношение кафтанов без длинных…___________________________.(Рукавов)

3).Царь издал специальный Указ  «О дураках».  Дуракам запрещалось жениться. Дворянин слыл дураком, если не получал…____________________.(Образования)

4).Утренняя трапеза превращалась  в своеобразную пытку, потому что предписывалось на европейский манер по утрам пить ненавистный…___________.(Кофе)

 

5).Чтобы молодые люди могли познакомиться и жениться по согласию, ПетрI приказал мужьям и отцам приезжать на все праздники при  дворе, на все обеды и вечера со своими _________________и________________.(Жёнами и дочерьми)

 

(Проверка самостоятельной работы.  Обсуждение ответов)

-О каких нововведениях  Петра I вы узнали, выполнив  это задание?(Ответы учащихся)

- Петр I ещё не раз выезжал за границу, и каждый раз по его возвращении из Европы, Россия все более и более становилась похожей на европейскую страну.

-В каких странах побывал Петр I? (Ответы детей)

 

       Задание 7. Игра «Веришь – не веришь»

- Верите ли вы, что в допетровской России Новый год встречали осенью, 1 сентября?

- И зря не верите. Именно Петр I ввёл в 1700 году новый календарь, по которому год начинали с 1 января.

(Слайд №21) В декабре 1699 года в России был введено юлианское летоисчисление. «России нужны реформы»,- повторял царь.

 

- Верите ли вы, что, как во многих европейских странах, в России петровских времен стали выпускать газету? (Мнения детей).

- Действительно, первая русская газета появилась при Петре I и носила название  «Ведомости» (Слайд №22)

- Верите ли вы, что первый самолет был построен при  Петре I? (Мнения детей)

Верите ли вы, что царь Петр I за границей за большие деньги покупал кости вымерших животных, древние грамоты и книги, заспиртованных уродов, старинное оружие? (Мнения детей)

 (Слайды №23-24)

- Да, таким образом были созданы:  первый русский музей, который назвался Кунсткамера и публичная библиотека. Они существуют и по сей день в Санкт – Петербурге.

 

Задание 8. Самостоятельная работа. Приложение 7.

С помощью стрелок найди соответствие между частями предложений. Слайд №25

 

Царевна Софья была

«дедушка» русского флота

 

Потешные войска создавались

ради забавы

 

Старый английский бот - это

главным соперником Петра

 

Главная опора Петра

Семеновский и Преображенские полки

 

Молодой человек, не получивший образование,

как в монастыре

 

Женщины до правления Петра I

считался дураком

 

(Взаимопроверка самостоятельной работы с помощью слайда №25)

Задание 9. Работа в группах. Приложение 8.

 Реши задачу.

   Известно, что год рождения русского флота выражается четырехзначным числом, что число десятков на 3 больше единиц, число сотен на 3 меньше числа десятков, единиц в числе 6.

 

-Какую же дату Петр I считал датой рождения русского флота?

 

_________год. (Слайды №26 -28)

 

 

Задание 10. Работа в парах. Приложение 9.

Вставь пропущенные буквы и цифры.

Петр I родился во второй половине  ___  века. После смерти царя Алексея Михайловича правил царь Ф_________ и царица С__________.

Увлечения Петра: игры с потешными______________, плавание на б_____________.

Самостоятельное правление Петра началось с конца ______века.

 

Задание 11 (Приложение 10)

Отгадайте кроссворд. Узнайте титул Петра I, который был присвоен ему за выдающиеся заслуги перед Россией в 1721году.

 

Вывод:

-Кто такой император?

Император – титул некоторых  монархов, а также лицо,  носящее этот титул.

Петр I принял титул императора  в в1921году. (Слайд №29)

-Каковы главные черты характера Петра I?

-Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени?

-Перечислите дела и реформы Петра I.(Слайд № 30)

-Можно ли сказать, что Петр I был на самом деле необычным царём? (Мнения детей)

А.С.Пушкин посвятил Петру I такие строки своего стихотворения. (Слайд №32)

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

                            (А.С.Пушкин)

-Петр I был предан России, верил в её огромные возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду.

    При Петре Россия сделала большой шаг вперед. Россия в результате многогранной деятельности Петра I превратилась в великую державу.

Пётр I— царь России  и первый император,  до сих пор считается одним из самых выдающихся политиков нашей страны.

 

Y.Итог урока

-Я узнал….

-Мне понравилось….

Мне не всё было понятно…

YI.Домашнее задание: написать сочинение «Почему Петра I можно назвать необычным царём»

6. Знания умения навыки:

1. Познакомятся с историей России;

2. Расширять знания о тех измениях, которые происходили с Россиией в 17 веке;

3. Уметь работать в группе, парах выполнять индивидуальные задания;

4. Прививать любовь к Родине

   

Категория: Природоведение и окружающий мир | Добавил: Ynt117
Просмотров: 1192 | Загрузок: 225 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 3
3  
Уважаемый технический эксперт, Алла Ивановна! Хотелось бы узнать в чём заключается Ваша экспертиза. Передо мной лежит книга "Исторические темы курса Окружающий мир. Деятельностный развивающий подход. Авторы Т. А. Соловьёва, Е. И. Рогалёва. Издательство ВАКО, 2006 год. Весь материал урока слово в слово взят оттуда. Сплошной плагиат. Лучше бы уж помещали работу, не говоря про экспертизу. Да ещё и экспертное заключение.

1  
Уважаемые Наталья Сергеевна и Елена Петровна!
Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в конкурсе с замечанием по пункту 2.3 Требований к конкурсным материалам, а именно: оформление колонтитулов Конкурсных материалов.
Вы можете подать заявку на получение Сертификатов об участии в Пятом открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиа урок в современной школе» и публикации образовательного материала в Интернете на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" www.moi-mummi.ru.
Технический эксперт Колокольникова Алла Ивановна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]