Организационная информация Предмет Окружающий мир Класс 1 класс Тема Ноябрь – родной брат зиме. Автор/ы урока (ФИО, должность) Гиздуллина наталья Айратовна, Юнусова Валентина Михайловна. Учителя начальных классов Образовательное учреждение МОБУ СОШ №7 Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) Республика/край Республика Башкортостан Город/поселение Нефтекамск Описание урока/мероприятия/занятия Тип урока (мероприятия, занятия) Комбинированный проблемный урок Время реализации урока (мероприятия, занятия) 45 минут Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) Цели деятельности педагога: создать условия для наблюдения за явлениями наступившей осени, уточнения и обобщения представлений о наиболее характерных признаках; способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, умений сопоставлять, выделять и обобщать характерные признаки, явления, воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям и окружающей среде.
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) Предметные: научатся наблюдать явления наступившей осени, описывать сезонные изменения в природе, обобщать представления о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении глубокой осени. Личностные: осознают ценностное отношение к природному миру; осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. Метапредметные: Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в познавательную; предметные – наблюдать явления наступившей осени, обобщать представления о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении глубокой осени; логические – сопоставлять, выделять и обобщать характерные признаки, явления.
УУД Личностные: самоопределение – осознают ценностное отношение к природному миру; смыслообразование – осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в познавательную; предметные – наблюдать явления наступившей осени, обобщать представления о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении глубокой осени; логические – сопоставлять, выделять и обобщать характерные признаки, явления.
1. Дидактическая структура урока. 1. Организационный момент. 2. Создание атмосферы психологического комфорта (Слайд 1) (На фоне музыки «Утро» Э.Грига) -Ребята, посмотрите в окно. Какое сегодня великолепное утро! Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга. - Здравствуй, солнце золотое! (рисуем руками круг) - Здравствуй, небо голубое! (руки вверх, помахать кистями) - Здравствуй, вольный ветерок! (помахать кистями рук перед лицом) - Здравствуй, маленький дубок! (поднять руки верх и помахать ими) - Мы живем в одном краю – Всех я вас приветствую! 3. Постановка проблемного вопроса. - Читает ученик. Яблони и сливы голые стоят. Выглядит уныло наш осенний сад. За окном то дождик, то холодный снег. Мрачно, неуютно на душе у всех. Утонуло солнце в лужах ноября. Но не будем злиться на него мы зря. Приготовим лыжи, санки и коньки. Ждут нас очень скоро зимние деньки. - О каком времени года говорится? 4. Формулирование темы и цели урока - Кто скажет, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (Об осени, о ноябре) Да, мы сегодня повторим признаки осени и поговорим о последнем месяце осени - ноябре. «Ноябрь - родной брат зимы» - Давайте попробуем составить вопросы со словами (Слайд 2) - Что мы должны сегодня узнать? Что происходит в этом месяце осени? Почему ноябрь называют родной брат зимы? Когда мы можем наблюдать первый снег? Какие признаки ноября вы запомнили? -На эти вопросы мы попытаемся ответить в течении урока и вернёмся к ним в конце урока. 5. Актуализация знаний. Игра «Вспомни названия осенних месяцев» (Слайд 3)
сентябрь август февраль январь ноябрь апрель март декабрь июль июнь май октябрь 4. Создание проблемной ситуации ( путём выдвижения гипотезы) -Я предлагаю вам отгадать загадку. (Слайд 4) Поле черно – белым стало, Падает то дождь, то снег. А еще похолодало, Льдом сковала воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (Ноябрь) - По каким признакам вы догадались, что это ноябрь? Физкультминутка для глаз «Осень» (Слайд 5) Работа в парах. (Слайд 6) Прочитайте признаки, выберите среди них только те, которые соответствуют ноябрю. - дождливо - первый снег - похолодание - появление инея - заморозки -солнечно - Проверка. 5. Совместное открытие нового. а) Беседа о деревьях. (Слайд 7) - Посмотрите за окно. -Что вы можете сказать о деревьях? - А почему они сбросили листву? - Что произойдёт с деревом зимой, если оно не сбросит листву? (Ветки под тяжестью снега обломятся). -Какое дерево больше подойдёт к нашему месяцу? Физкультминутка. (Слайд 8) б) Беседа о птицах. (Работа по группам) (Слайд 9) - Ребята, скажите как меняется жизнь птиц с приходом ноября? - Сейчас я каждой группе я раздам контур птицы. Вы должны составить небольшой рассказ о них, ответив на вопросы по плану. (Слайд 10) 1. Кто это? 2. Чем питается? 3. Почему не улетел? Перелётные птицы улетают на юг, а с севера в конце ноября к нам прилетают кочующие птицы – снегири и свиристели. Им есть чем полакомиться. Вон сколько ягод на рябине! в) Изменения в жизни животных - Отгадайте загадку. (Слайд 11) 1) Грибочек сорвёт и в дупло отнесёт. Кто это? - Как белка готовится к зиме? - Назовите зверей, которые линяют. (Заяц, лиса, куница) (Слайд 12) - Что ещё спасает белку от хищников? 2) Хозяин лесной просыпается весной, (Слайд 13) А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. - Кто это? - Что вы знаете о медведе? - Назовите зверей, которые накапливают жир и залегают в спячку. (Ёж, барсук) (Слайд 14) 3) Серовато, зубовато, по лесу рыщет, (Слайд 15) Добычу ищет. - Готовятся ли волке к зиме?(Сбиваются в стаи, чтобы легче было выслеживать и охотиться на дичь). - Какие ещё звери сбиваются в стаи, чтобы пережить суровую зиму? Почему? (Лось) (Слайд 16) - А как человек может зимой помочь лесным животным? (Изготовление кормушек, Помочь лесничеству в заготовке сена). (Слайд 17) Заставка картинки месяца ноябрь. (Слайд 18) Г). Наблюдение за месяцем. - Да, кажется, вся природа замерла. С берез облетели последние листья. Значит, наступила глубокая осень. На дворе – ноябрь. Работа с учебником. Стр. 66. Чтение текста « Лесные новости». -Настя дополнит рассказ о ноябре. В ноябре зима с осенью борется. Выпадает первый снег, но очень быстро тает. «Первый снежок – не лежок»,-говорит поговорка. Полежал снег немного, да и растаял. Оставил после себя слякоть и грязь. Ноябрь ещё называют предзимьем, потому что природа погружается в зимний сон. Одна река ещё сопротивляется, не хочет покрываться льдом. Но вот однажды в зимнюю ночь и её покроет мороз толстым льдом… - Как вы думаете, какая главная примета ноября ? (Выпадает первый снег) Первый снег, конечно, еще растает. Морозы в ноябрьские дни часто сменяются оттепелями. Все же – с первого снега начинается предзимье. Объясните как вы понимаете слово « предзимье» (Слайд 19) Прочитайте пословицу . (Слайд 20) Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат. Почему? Ноябрь (аудиоэнцеклопедия) (Слайд 21) Выходит, в природе наступило предзимье. Скоро наступит настоящая зима 7 Итог. - Давайте снова вернёмся к нашим вопросам. (Слайд 22) - Что мы должны сегодня узнать? Что происходит в этом месяце осени? Почему ноябрь называют родной брат зимы? Когда мы можем наблюдать первый снег? Какие признаки ноября вы запомнили? 8 Рефлексия Вы на уроке хорошо работали, были активны. А теперь каждый из вас оценит свою активность на уроке, свою память. - Давайте «укроем» наше деревце нашими снежинками. Кто узнал сегодня на уроке для себя что-то новое и интересное, пусть возьмёт снежинку и прикрепит к дереву. Дополнительная информация. Ресурсы, оборудование и материалы стихотворения, раздаточный материал (карточки, снежинки, дерево для этапа «Рефлексия»); http://books.km.ua/content/view/641/28/ - аудиоэнциклопедия Календарь природы (ноябрь) http://images.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi http://images.yandex.ru/ viki.rdf.ru презентация Список учебной и дополнительной литературы Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: учебник для 1 кл. в 2 частях – М.: Вентана-Граф, 2012.
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) Стихотворения, раздаточный материал (карточки, снежинки, дерево для этапа «Рефлексия»);
Используемые педагогические технологии, методы и приемы Технология проблемно – диалогического обучения, ИКТ Совместная деятельность, самоконтроль, самооценка. Ссылки на использованные интернет-ресурсы http://books.km.ua/content/view/641/28/ - аудиоэнциклопедия Календарь природы (ноябрь) http://images.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi http://images.yandex.ru/ viki.rdf.ru
Уважаемые коллеги! Сообщаю, чтоданная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Открытом профессиональном Конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС»!Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом профессиональном Конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС»и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"www.moi-mummi.ru. Сертификат после оплаты его стоимости будет выслан на указанный вами в заявке почтовый адрес. Технический эксперт И.В.Горкун
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]