Практическая работа «В гости к весне»
«Природа так обо всём позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться».
Леонардо да Винчи
Данная работа может быть рассмотрена при изучении следующих тем из курса «Окружающий мир». [2,3,4]
1 класс:
· «Что общего у разных растений?»;
· «Как живут растения?».
2 класс:
· «Неживая и живая природа»;
· «Какие бывают растения?»;
· «В гости к весне».
3 класс:
· «Размножение и развитие растений».
4 класс:
· «Природное сообщество леса».
Оборудование: цифровой микроскоп (1 на парту), компьютер для учителя и для детей (1 на парте); интерактивная доска;
Материалы для проведения занятия: препарат «поперечный срез почки»; бланк «Маршрут исследования»; фрагмент видеофильма «Пробуждение природы»[http://videoscope.cc/35077-probuzhdenie-prirody.html]; картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и И. Левитана «Март».
I. Подготовительный этап
Вводная информация.
Занятие можно начать со стихотворением Ф. Миронова «Где прячется весна».
«Ну, и где же прячется весна,
Пока ещё не стаял лёд?
И у кого гостит она?
И где зимой живёт?
У почки приоткрылся глаз:
-Я, я сдаю квартиру ей.
И сладко спит она сейчас
В тепле, за пазухой моей...
Ответил грач:
- Твой дом хорош,
Но старый адрес ты даёшь,
А у весны есть новый дом.
Её я спрятал под крылом.
Проснувшись, ручеёк блестит,
Журчит:
-Известен адрес мне,
Я знаю, где весна гостит,-
Конечно, у меня на дне!
Но тут подснежник-первоцвет
Шепнул тихонько:
-Вот и нет.
Весну я прячу много дней
Под синей шапочкой своей» [6].
II. Создание проблемной ситуации
Ввести в проблемную ситуацию учащихся можно, предложив им сравнить две репродукции картины, на которых будет изображена ранняя и поздняя весна. Ученики, как правило, без труда перечисляют отличия, одним из которых будет отсутствие листьев на деревьях в картине ранней весны.
Учителю в беседе следует подвести детей к исследованию через вопрос: «Где же находится колыбелька листика?», предложив им выяснить, где рождается листок. А поможет им в этом отгадка к ребусу (cм конспект).
III. Подготовка к исследованию
Перед исследованием следует предложить учащимся выдвинуть гипотезы: «Что находится внутри почки?» Все они должны быть зафиксированы на доске. Для подтверждения или опровержения гипотез необходимо провести исследование по теме «Где находится колыбелька листика?».
Для этого необходимо раздать препарат «поперечный срез почки» и бланк «Маршрута исследования». Следует еще раз заострить внимание учащихся на основных этапах исследования, которые обозначены символами-помощниками.
МАРШРУТ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Рассмотри невооруженным глазом препарат «Почка в разрезе».
2. Положи препарат «Почка в разрезе» на предметный столик микроскопа и рассмотри его с десятикратным увеличением X10, используя верхний свет микроскопа.
3. Зарисуй в бланке, что ты увидел невооруженным глазом и с помощью микроскопа.
Почка в разрезе (вид невооруженным глазом) | Почка в разрезе ( вид с увеличением в 10 раз) | | |
1. Сфотографируйте почку в разрезе с помощью микроскопа и подпиши её части.
5.Обсуди в группе полученные результаты.
Подтвердились ли ваши гипотезы о строении почки дерева?
Что нового вы открыли для себя?
6.Работа в ИП (информационном пространстве класса).
Прикрепите на форуме информационного пространства класса
снимок почки. Прокомментируйте свою работу.
Пример выполненной работы можно найти на сайте:
http://nachalka.seminfo.ru/ IV. Рефлексия
Из перечисленных пунктов выбери те, с которыми ты согласен.
1. Мне очень понравилось.
2. Мне было неинтересно, скучно.
3. Было, здорово!
4. Я не запомнил части почки.
5. Мне было трудно.
6. Я и так всё знаю.
7. Здорово, я хочу ещё наблюдать.
8. Я узнал много нового.
9. Я не смог объяснить свою работу
10. Поделюсь своими знаниями дома. Если учащиеся выбрали пункты 1, 3, 7, 8, 10, следовательно, цель занятия достигнута, поскольку материал был для них понятным и интересным. Соединив данные цифры в порядке возрастания, на интерактивной доске на ветке дерева должен появиться лист .
V. Профориентация
ЛЕСНИЧИЙ
Вот дом стоит в густом лесу,
А в нем живет лесничий.
Он здесь не сторожит лису
И не стреляет дичь он.
Еще разводит грядки он,
На них же – что за диво!
– Малышка-ель, и крошка-клен,
И маленькая ива.
Он их растит, чтоб превратить
Когда-то в лес шумящий,
Чтоб нам с тобой потом бродить
В тени прохладной чащи!
Я хочу учёным стать-
Организмы изучать.
Чтобы видеть в микроскоп,
Как шевелится микроб.
Мне ,ребята, если честно,
Всё живое интересно. (Биолог) [7]
В качестве дополнительных заданий с использованием цифрового микроскопа можно также предложить учащимся рассмотреть под разными увеличениями препарат «поперечного среза листа». Можно исследовать жилки, причудливую форму края листа, которая помогает им поймать свет в затенённых местах.
Также интересно изучить препарат «поперечный разрез стебля». На покровной ткани стебля можно рассмотреть выросты-волоски и предложить учащимся узнать их функцию. |