Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы отправимся туда, Где много солнца и теплая морская вода, Субтропики России раскроют тайны нам, Узнаем, что за звери обитают там, Какие растения там растут, Почему так природную зону зовут. (слайд 2)
II. Проверка знаний и умений.
Прощаться с пустыней не будем спешить-
О ней мы сейчас будем говорить. (слайд 3)
Игра «Узнай меня» (слайд 4)
III. Работа над новой темой.
Сегодня у нас с вами заключительное путешествие по природным зонам России. Это Черноморское побережье Кавказа – одна из самых замечательных и своеобразных, можно сказать уникальных, зон.
Учитель. Покажите на карте субтропическую зону. Что рассказывает нам карта?
Ученики. Эта природная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье Черного моря: между Кавказскими горами и Черным морем.
Учитель. В каком тепловом поясе расположена субтропическая зона?
Ученики. В умеренном поясе, но ближе к Северному тропику, значит, солнечные лучи падают прямо и земля получает больше тепла.
Учитель. Высокие горы ограждают узкую полоску Черноморского побережья Кавказа от холодных ветров с севера. Солнце поднимается здесь высоко над горизонтом. Даже зимой лучи его так сильно нагревают поверхность земли, что температура воздуха остается выше нуля. В то время, когда на севере свирепствуют морозы, бушуют метели, в здешних садах цветут розы. Субтропики в нашей стране занимают очень небольшую площадь. Основные субтропические районы находятся на побережье Черного и Каспийского морей. (слайд 5) Климат в субтропиках значительно теплее, чем в других российских регионах. Лето очень долгое и жаркое. Зима короткая и умеренно холодная. Зимой температура держится почти все время выше нуля. (слайд 6) Большое влияние на погоду Черноморского побережья оказывает море.
Как хорошо ты, о море ночное, –
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Вот с какой любовью изображает море поэт Ф. И. Тютчев. И действительно, зимой оно обогревает, а летом умеряет жару. С поверхности моря испаряется много воды. Водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в мощные облака, из которых выпадают обильные осадки. Тепло и влага создают благоприятные условия для развития пышной растительности. Здесь растут вечнозеленые растения. А что же обозначает слово «субтропики», если в переводе с латинского приставка «суб» значит «под»?
Ученики. Значит, субтропики – это территория под тропиками.
Учитель. Точнее, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее России, а здесь, на Черноморском побережье, – лишь маленький кусочек.
III. Работа в группах. (слайд 7).
А сейчас в работу включаются:
Ботаники – отличительная особенность растений субтропиков.
Зоологи – обитатели суши, обитатели суши, добывающие пищу в море. Обитатели моря.
Экологи – Черноморское побережье – место отдыха человека, растения и животные, занесённые в Красную книгу. (слайд 8)
Подведём итоги.
IV Отчёты учащихся.
Отчёт ботаников (слайды 9-17) Ученики. Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями. Это дуб, бук, каштан. Бук достигает высоты 25–40 метров. Его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет. Каштан – дерево-долгожитель – может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 метров. Листья продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пищу. Очень много растений, привезенных из разных стран: кипарисы, магнолии, пальмы. На Черноморском побережье растет много фруктовых растений: инжир, персики, грецкие орехи.
Отчёт зоологов (слайды 19-24) Ученики. Животный мир Черноморского побережья богат и разнообразен. В лесах обитают медведи, кабаны, барсы и шакалы. Цикады питаются соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Много ящериц и змей. Эти животные обитают на суше. Встречаются животные, которые добывают себе пищу в море. Это птицы – чайки, бакланы. Удивительны морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины. Морские коньки – это рыбки с головой, похожей на голову Конька-горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет конек на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зеленую – позеленеет. Морская игла – это тоненькая и длинная рыбка. А дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого и больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.
Учитель проводит игру:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура, замри!
Учитель. Черноморское побережье – российская здравница. Солнечные лучи, морская прохлада, вечнозеленая растительность, радующая глаз, теплые ласковые волны, набегающие на берег, привлекают тысячи людей в эти края. Здесь построены санатории, дома отдыха. Но люди, приезжающие сюда отдыхать, не всегда относятся к природе бережно.
Отчёт экологов (слайды24-28 ) Ученики. Сточные воды и мусор попадают в море и загрязняют его. Люди, приехавшие отдыхать, ловят насекомых на память и ломают ветки растений. Учитель. Какие меры необходимо принять для решения экологических проблем этой природной зоны? Ученики. Создан Сочинский национальный парк для сохранения уникальной природы. В Красную книгу России занесены растения этих мест (иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный) и животные (жужелица кавказская, черноморская афалина). V. Закрепление изученного материала. Учитель. Ежегодно на черноморские курорты приезжают отдыхать миллионы людей из разных уголков России. По статистике, поток туристов достигает 15 миллионов человек – это значит, что каждый десятый житель страны стремится попасть на берег Черного моря в летний период. Как вы думаете, почему? (для отдыха и лечения) (слайд 29) Где можно отдыхать и лечиться? (на побережье построены многочисленные санатории, дома отдыха, пансионаты.) А какие курортные города вы знаете? (Анапа, Геленджик, Новороссийск, Туапсе, Сочи) (слайды 30-33) Какой вред наносят природе отдыхающие "дикари”? (Они обрывают цветы, ломаю деревья, разжигают костры, оставляют надписи на скалах и на стволах деревьев, выбрасывают мусор, уничтожают медуз, ловят крабов) Почему многие люди стремятся попасть на берег Чёрного моря в летний период? (прежде всего, возможностью поправить своё здоровье, увидеть дивную природу, памятники прошлого) Наше путешествие подходит к концу. Что вы расскажете друзьям о субтропиках России? Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель. Каков растительный мир субтропиков? Учитель. Каков животный мир субтропиков? Учитель. Запишите 2–3 цепи питания.
Растения - цикады - богомол - птицы;
водоросли - рыбы - чайки.
Учитель. Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа?
Ученики. Бережно относиться к природе, не бросать мусор на берегу, носить головной убор, купаться только со взрослыми. Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевое слово.(слайд 34)
Вопросы к кроссворду:
1. Дерево-долгожитель с листьями в форме продолговатого эллипса, плоды – несъедобные орехи.
2. Фруктовое дерево, дающее сочный мясистый плод с пушистой кожицей.
3. Род морского рака.
4. Морское млекопитающее отряда китов.
5. Вечнозеленое дерево с крупными овальными листьями. Летом появляются огромные белые цветки величиной с чайную чашку. Привезено из Северной Америки.
6. Южное дерево с мясистыми сладкими плодами, содержащими мелкие зернышки. Учитель. Мы должны бережно относиться к удивительному миру субтропиков.
VI. Итог урока. Выставление оценок.
Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. А.С. Пушкин (слайд 35)
Учащиеся читают вывод на с. 140 ученика. Домашнее задание. С. 132–140.
Ответы на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2, 3. |