Четверг, 03.10.2024, 13:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Природоведение и окружающий мир

урок - игра "Лес - наш дом!"
[ · Скачать удаленно (4,43МБ) ]
13.08.2012, 21:45

                                                            Мой университет    www.moi-mummi.ru.

                                         Грузинцева Наталья Витальевна учитель начальных классов

                                                МОУ «СОШ №2» г. Новодвинск, Архангельской области

 Внеклассное  занятие-игра «Лес – наш дом!»   по предмету «Окружающий мир»

                                                         для учащихся 4 класса

 

Данное мероприятие позволяет:

раскрыть эстетическое, практическое значение природы в жизни людей и желание

 беречь и охранять окружающую среду;

формировать у детей нормы поведения в природе;

прививать интерес к изучению родного края, воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.

формировать познавательные умения, развивать мыслительные навыки.

учить работать в группах.

К мероприятию прилагается презентация.

   

  Цель занятия: сформировать представление учащихся о роли леса в жизни человека и природы.

 Задачи мероприятия: познакомить детей с особенностями и проблемами нашего леса;

                   воспитывать любовь к природе, заботливое и бережное отношение к ней;

                    учить работать сообща и дружно в парах и группах

Оборудование: выставка детских рисунков на тему «Наш лес – лес чудес!»;

                            гербарии лесных растений; семейные фотографии на природе;

                            компьютер с проектором,

Ход мероприятия: Звучит музыка «От чего так в России березы шумят…», на компьютере слай-шоу

                                / фотографии с изображением леса в разные времена года/

                                                         вступительное слово педагога: 

- Все чаще из средств массовой информации, по телевидению и радио мы слышим о разных проблемах, о горах мусора, о загрязнении океанов… Неужели ничего уже нельзя изменить? Решение этой задачи зависит от каждого жителя Земли, то есть от каждого из нас. Сегодня на уроке мы попробуем найти решение некоторых проблем.

 

- Для этого мы отправимся в путешествие на лесную поляну. Поговорим о нашем зеленом друге. Нет на Земле человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако, с каждым днем, леса все больше нуждаются в защите.

        Ученики по цепочке рассказывают стихотворение:

Я славлю лес.

Когда идёшь усталый, запылённый,

Дорогой длинной в полуденный зной,

Сверни смелее в тихий лес зелёный,

И он усталость снимет как рукой.

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес, зелёный лес!

Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладать с тоской,

Побудь в лесу на солнечной поляне,

И все печали снимет как рукой,

Я славлю чудо из чудес –

Красу земли, зелёный лес!

 

Обратим внимание на наши рисунки, таким мы  представляем  себе лес, таким вы его запомнили.

Леса бывают разными и поэтому рисунки тоже не похожи друг на друга, вероятно, вы побывали в

разных местах.

   А можно ли лес назвать своим другом?   Кого в целом можно назвать другом?

    / Того, кого очень хорошо знаешь, кто может помочь в нужную минуту… /

Чтобы лес стал нашим другом, надо хорошо познакомиться с ним, узнать его поближе.

 

Учитель (на фоне звучания аудиокассеты "Голоса птиц”): Вот мы и в лесу. Остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Это жители леса. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны.

А еще  обязательно нужно помнить, что человек должен быть в лесу не хозяином, а гостем, приходить сюда с добром и не мешать лесным жителям.

      Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы, если заметите, что что-то не так постучите карандашикам по парте. Итак, слушайте:

           Всю неделю в классе шло бурное обсуждение предстоящей поездки в лес. В последний момент

           заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и да-

           же магнитофон прихватили. Веселой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли

           жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы.

           Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и выдергивал.

           А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

           Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, перекусили и пошли дальше.

           Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли

           костра подмигивали нам на прощание.  В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали

           теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив,

           что мать бросила малыша, взяли его с собой. С охапками лесных и луговых цветов мы пошли

           к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошел этот день!

 

 Возможные замечания детей:   -   в лес детям надо ходить со взрослыми;

                   - в лесу нельзя включать громкую музыку, это может распугать птиц и зверей;

                   - вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т.к разрушается грибница,

                      исчезает лекарство для зверей;

                   - для костра собирают сухие, старые ветки, а не ломают ветки на деревьях;

                   - полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу;

                   - костер после прогорания следует забросать землей или залить водой;

                   - трогать яйца птиц не следует – птица может бросить гнездо после этого;

                   - нельзя брать лесных животных домой, им там плохо, их дом – лес;

                   - лесные и луговые цветы лучше не рвать охапками , а любоваться ими в природе. 

Вы молодцы, знаете как себя вести в лесу, думаю таким гостям как вы лес будет рад. Не забывайте

Эти правила и напоминайте об этом другим людям.

   Продолжаем знакомиться с лесом. Внимание на экран.  Леса как и люди бывают разные.             

(презентация  слайды 1-2)   работа в группах

        - какие леса называют хвойные?  - вопрос первой группе

        - какие леса называют широколиственные? – вопрос второй группе

        - какие леса называют смешанные? – вопрос третьей группе

Учитель добавляет, уточняет информацию.

 (презентация  слайды 3-8)   работа в группах

         - какой плод с какого дерева

 Вопросы по цепочке каждой команде. Проверка ответа по слайду презентации.

    Народ сочинил множество пословиц о лесе. Сейчас вы узнаете еще несколько интересных и

полезных пословиц, которые учат правильно относиться к богатствам природы.

   Работа в группах.   Учитель раздает конверты, в которых находятся части разрезанной картинки

с изображением природы, которые прикрепляются на прозрачную плёнку. После завершения работы

переворачивают прозрачную пленку и читают пословицу, которая получилась на обратной

стороне картинки. Каждая группа вслух читает свою пословицу.

                   Лес кормит, лечит, укрывает и согревает.

                   Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

                   Кто лес любит – тот его не губит.

                    Лес богатство и краса, береги свои леса.

                    Враг природы тот, кто её не бережёт.

   Физкультминутка:

Поиграем в игру «Можно - нельзя»  ( дети отвечают хором и выполняют упражнения

                                                              когда говорят «можно» - хлопают в ладоши;

                                                               когда говорят «нельзя» - топают ногами ).

• Ломать деревья и ветки (нельзя)

• Сажать больше деревьев (можно)

• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)

• Ходить только по тропинкам (можно)

• Рвать большие букеты цветов (нельзя)

• Любоваться ими (можно)

• Оставлять мусор в лесу (нельзя)

• Собрать мусор в яму и закопать (можно)

• Разжигать костры в лесу (нельзя)

• Беречь лес от пожара (можно)

• В лесу шуметь (нельзя)

(презентация  слайды 9 – 10)      в каком лесу растут эти деревья ;  блицтурнир  «Жители леса»

  Вопросы задаются по цепочке каждой группе, другая группа может дать свой ответ, если ответ был

неверным. Учитель добавляет, уточняет информацию.

  В лесах много разных растений и животных, но многие из них стали редкими, их численность уменьшается с каждым годом. Но человек может сохранить редких животных и редкие растения.

Как вы думаете, ребята, что для этого нужно делать людям?

              Ученик читает стихотворение « Красная книга»

 

Охраняется "Красной книгой"

Много редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Охранять от опасности нужно,

Защищать у людей на виду

Чистоту, бескорыстье и дружбу,

И доверие, и доброту.

И скорее под звёздною синью,

Чтобы жизнь не покинула нас,

В эту книгу внесите

«Человека» всех наций и рас.

Красная книга призывает охранять редких животных и редкие растения, а причем тут человек?

Зачем автор стихотворения предлагает внести в красную книгу человека?

               На обратной стороне доски плакат. Учитель открывает другую сторону доски, читает:

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.»   М.Пришвин

 

(презентация  слайды 11 – 14)  О том,  какое значение имеет лес для человека. Проблемы леса.

 

 В заключение мероприятия учитель предлагает каждой группе составить проект «Лес и человек».

 В проекте дети должны отразить правильное поведение человека в лесу, правильное отношение

 человека к лесу.

  Работа выполняется на листе А-4, затем демонстрируется классу.

   Для работы имеются картинки и несколько базовых фраз, высказываний, которые могут направить

мысли учащихся в нужном направлении.

  Защита проектов. Все проекты помещаются на лист А-1, вывешиваются в виде стенда.

  Учитель: ребята, давайте эти проекты повесим на видные места в домах, где вы живете. Напомним

другим людям о правилах поведения в лесу!

 

Ученик читает стихотворение Е. Шклавского «Ты береги нас, береги!»

 

Взгляни на глобус - шар земной-

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим - не солги,

Ты береги нас, береги!»

Учитель. Наше занятие заканчивается. Мы надеемся, что знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в жизни, и вы более внимательнее будете относиться к окружающей природе, ведь она -наш дом, а о своём доме человек должен заботиться.

Категория: Природоведение и окружающий мир | Добавил: natashagru
Просмотров: 3222 | Загрузок: 704 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Ирина555  
Работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Фестивале.
С уважением,
Горкун И.В., тех. эксперт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]