Мой
университет www.moi-mummi.ru.
Грузинцева Наталья Витальевна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №2» г. Новодвинск, Архангельской области
Внеклассное
занятие-игра «Лес – наш дом!» по
предмету «Окружающий мир»
для учащихся 4 класса
Данное мероприятие позволяет:
раскрыть эстетическое, практическое значение
природы в жизни людей и желание
беречь и
охранять окружающую среду;
формировать у детей нормы поведения в природе;
прививать интерес к изучению родного края,
воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.
формировать познавательные умения, развивать
мыслительные навыки.
учить работать в группах.
К мероприятию прилагается презентация.
Цель
занятия: сформировать представление учащихся о роли леса в жизни
человека и природы.
Задачи
мероприятия: познакомить детей с особенностями и проблемами нашего
леса;
воспитывать
любовь к природе, заботливое и бережное отношение к ней;
учить работать
сообща и дружно в парах и группах
Оборудование: выставка детских рисунков на тему «Наш лес –
лес чудес!»;
гербарии лесных
растений; семейные фотографии на природе;
компьютер с
проектором,
Ход мероприятия: Звучит музыка «От чего так в России березы
шумят…», на компьютере слай-шоу
/ фотографии с
изображением леса в разные времена года/
вступительное слово педагога:
- Все чаще из средств массовой информации, по
телевидению и радио мы слышим о разных проблемах, о горах мусора, о загрязнении
океанов… Неужели ничего уже нельзя изменить? Решение этой задачи зависит от каждого
жителя Земли, то есть от каждого из нас. Сегодня на уроке мы попробуем найти
решение некоторых проблем.
- Для этого мы отправимся в путешествие на лесную
поляну. Поговорим о нашем зеленом друге. Нет на Земле человека, чья бы жизнь не
была связана с лесом. Однако, с каждым днем, леса все больше нуждаются в
защите.
Ученики по цепочке рассказывают стихотворение:
Я славлю лес.
Когда идёшь усталый, запылённый,
Дорогой длинной в полуденный зной,
Сверни смелее в тихий лес зелёный,
И он усталость снимет как рукой.
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес, зелёный лес!
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой,
Я славлю чудо из чудес –
Красу земли, зелёный лес!
Обратим внимание на наши рисунки, таким мы представляем
себе лес, таким вы его запомнили.
Леса бывают разными и поэтому рисунки тоже не
похожи друг на друга, вероятно, вы побывали в
разных местах.
А можно
ли лес назвать своим другом? Кого в
целом можно назвать другом?
/ Того,
кого очень хорошо знаешь, кто может помочь в нужную минуту… /
Чтобы лес стал нашим другом, надо хорошо
познакомиться с ним, узнать его поближе.
Учитель (на фоне звучания аудиокассеты "Голоса
птиц”): Вот мы и в лесу. Остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом
кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и
скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Это жители
леса. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес
откроет свои тайны.
А еще обязательно нужно помнить, что человек должен
быть в лесу не хозяином, а гостем, приходить сюда с добром и не мешать лесным
жителям.
Я
сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы, если заметите, что что-то не так
постучите карандашикам по парте. Итак, слушайте:
Всю неделю в классе шло бурное обсуждение предстоящей поездки в лес. В
последний момент
заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами,
взяли компас и да-
же магнитофон прихватили. Веселой музыкой мы оповестили лес – мы
приехали! Дни стояли
жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге
попадались грибы.
Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а
кто и выдергивал.
А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, перекусили и
пошли дальше.
Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки.
Горящие угли
костра подмигивали нам на прощание.
В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали
теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького
ёжика. Решив,
что мать бросила малыша, взяли его с собой. С охапками лесных и луговых
цветов мы пошли
к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошел этот день!
Возможные
замечания детей: - в лес детям надо ходить со взрослыми;
- в лесу нельзя включать громкую музыку, это может распугать птиц и
зверей;
- вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т.к разрушается
грибница,
исчезает лекарство для
зверей;
- для костра собирают сухие, старые ветки, а не ломают ветки на
деревьях;
- полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя
выбрасывать в лесу;
- костер после прогорания следует забросать землей или залить водой;
- трогать яйца птиц не следует – птица может бросить гнездо после этого;
- нельзя брать лесных животных домой, им там плохо, их дом – лес;
- лесные и луговые цветы лучше не рвать охапками , а любоваться ими в
природе.
Вы молодцы, знаете как себя вести в лесу, думаю
таким гостям как вы лес будет рад. Не забывайте
Эти правила и напоминайте об этом другим людям.
Продолжаем знакомиться с лесом. Внимание на экран. Леса как и люди бывают разные.
(презентация
слайды 1-2) работа в группах
-
какие леса называют хвойные? - вопрос
первой группе
-
какие леса называют широколиственные? – вопрос второй группе
-
какие леса называют смешанные? – вопрос третьей группе
Учитель добавляет, уточняет информацию.
(презентация
слайды 3-8) работа в группах
-
какой плод с какого дерева
Вопросы по
цепочке каждой команде. Проверка ответа по слайду презентации.
Народ
сочинил множество пословиц о лесе. Сейчас вы узнаете еще несколько интересных и
полезных пословиц, которые учат правильно
относиться к богатствам природы.
Работа
в группах. Учитель раздает
конверты, в которых находятся части разрезанной картинки
с изображением природы, которые прикрепляются на
прозрачную плёнку. После завершения работы
переворачивают прозрачную пленку и читают
пословицу, которая получилась на обратной
стороне картинки. Каждая группа вслух читает свою
пословицу.
Лес кормит, лечит, укрывает и
согревает.
Много леса – не губи, мало
леса – береги, нет леса – посади.
Кто лес любит – тот его не губит.
Лес богатство и краса,
береги свои леса.
Враг природы тот, кто её не
бережёт.
Физкультминутка:
Поиграем в игру «Можно - нельзя» ( дети отвечают хором и выполняют упражнения
когда говорят «можно» - хлопают в ладоши;
когда говорят «нельзя» - топают ногами ).
• Ломать деревья и ветки (нельзя)
• Сажать больше деревьев (можно)
• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
• Ходить только по тропинкам (можно)
• Рвать большие букеты цветов (нельзя)
• Любоваться ими (можно)
• Оставлять мусор в лесу (нельзя)
• Собрать мусор в яму и закопать (можно)
• Разжигать костры в лесу (нельзя)
• Беречь лес от пожара (можно)
• В лесу шуметь (нельзя)
(презентация
слайды 9 – 10) в каком лесу
растут эти деревья ; блицтурнир «Жители леса»
Вопросы
задаются по цепочке каждой группе, другая группа может дать свой ответ, если
ответ был
неверным. Учитель добавляет, уточняет информацию.
В лесах
много разных растений и животных, но многие из них стали редкими, их
численность уменьшается с каждым годом. Но человек может сохранить редких
животных и редкие растения.
Как вы думаете, ребята, что для этого нужно
делать людям?
Ученик читает стихотворение « Красная книга»
Охраняется "Красной книгой"
Много редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Охранять от опасности нужно,
Защищать у людей на виду
Чистоту, бескорыстье и дружбу,
И доверие, и доброту.
И скорее под звёздною синью,
Чтобы жизнь не покинула нас,
В эту книгу внесите
«Человека» всех наций и рас.
Красная книга призывает охранять редких животных
и редкие растения, а причем тут человек?
Зачем автор стихотворения предлагает внести в
красную книгу человека?
На обратной стороне доски плакат. Учитель открывает другую сторону
доски, читает:
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и
она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы
сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши
водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши
леса, степи, горы.» М.Пришвин
(презентация
слайды 11 – 14) О том, какое значение имеет лес для человека.
Проблемы леса.
В
заключение мероприятия учитель предлагает каждой группе составить проект «Лес и
человек».
В проекте
дети должны отразить правильное поведение человека в лесу, правильное отношение
человека к
лесу.
Работа
выполняется на листе А-4, затем демонстрируется классу.
Для
работы имеются картинки и несколько базовых фраз, высказываний, которые могут
направить
мысли учащихся в нужном направлении.
Защита
проектов. Все проекты помещаются на лист А-1, вывешиваются в виде стенда.
Учитель:
ребята, давайте эти проекты повесим на видные места в домах, где вы живете.
Напомним
другим людям о правилах поведения в лесу!
Ученик читает стихотворение Е. Шклавского «Ты
береги нас, береги!»
Взгляни на глобус - шар земной-
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги,
Ты береги нас, береги!»
Учитель. Наше занятие заканчивается. Мы надеемся,
что знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в жизни, и вы более внимательнее
будете относиться к окружающей природе, ведь она -наш дом, а о своём доме
человек должен заботиться. |