Среда, 07.12.2016, 13:31
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Природоведение и окружающий мир

Второй открытый профессиональный конкурс педагогов «ИКТ на службе ФГОС».
[ · Скачать удаленно () ]
14.12.2014, 15:29

Мой университет – www.moi-mummi.ru

Конспект урока окружающего мира по программе А.А.Плешакова

на тему «Экологическая безопасность»

 Предметная область: окружающий мир 3 класс.

Цели:       1) Познакомить  учащихся  с терминами «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр»,   составить памятки «Правила личной экологической безопасности».

          2) Развивать мышление, речь; умения применять знания на практике.

          3) Воспитывать экологическую культуру школьников; потребность в сбережении своего здоровья.

Оборудование:  учебники,  рабочие листы,  презентация к теме урока; бытовой фильтр.

Метапредметные  результаты:

учащиеся узнают: понятие «экологическая безопасность», «цепь загрязнения»;

учащиеся научатся: определять возможные причины появления экологических проблем и находить пути решения экологической безопасности человека.

Личностные УУД- осознание себя жителем планеты земля;

-формировать личностное отношение к экологической проблеме.

ПознавательныеУУД- умение обобщать, давать определение понятиям;

 -умение обобщать текстовую информацию, владеть поисковыми и творческими способностями

Регулятивные УУД  -умение планировать свою деятельность;

-умение осуществлять контроль учебной деятельности; 

 Коммуникативные УУД- формулировать свою точку зрения, аргументировать её, умение выслушивать других;

-умение договариваться о распределении функций между собой, задавать вопросы.

Тип учебного занятия: урок открытия нового знания.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

 

Ход урока.

 

1. Организация, начала урока.

- Здравствуйте, ребята!

Я вас приветствую вас на уроке окружающего мира и желаю нам дружно поработать, узнать много нового и полезного для себя.

- А говорить мы сегодня будем о природе и о человеке.

2.Просмотр видеоролика «Экологические проблемы,  загрязнение окружающей среды. Красота    Земли». Слайд 2.  Какое настроение после просмотра фильма?  Почему?

-Всегда ли так бывает на нашей планете? − Что произошло? Почему?  

3. Постановка целей урока   - Сегодня на уроке мы узнаем, что такое экологическая безопасность, познакомимся с правилами личной экологической безопасности.

 - Запишите в свои рабочие листы. «Экологическая безопасность».

- А кто знает что такое «экология»? (Наука о нашем общем доме, об окружающей среде)

-   Что мы называем «окружающей средой»? (То, что нас окружает: вода, почва, воздух)

-В конце урока у вас  будет  заполненный   лист, который сообщит, как вы работали на уроке.

  4. Изучение  нового материала.

-   Сегодня  мы будем не простыми учениками, а учеными-экологами. - Кто из вас знает,    чем занимается эколог?

-   Это очень    современная профессия.  Экологи пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа, как добиться взаимопонимания и сотрудничества. Наша Земля очень красива и многое дает человеку. Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.

 

    Самая прекрасная, родная,

    Разноцветная, веселая, живая.

    Ты для нас, как мать, одна на свете,

    Мы твои заботливые дети.

 

    Но порой, под нашими руками

    Красота твоя бесследно исчезает.

    Задыхаются от грязи океаны,

    Звери, птица, травы погибают.

5.  Представление об источниках загрязнения. Люди с давних пор живут на Земле и занимаются хозяйством. Сеют хлеб, сажают растения, строят дома, электростанции, вырубают леса. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений. Природа переживает сегодня немалые потрясения. Заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ – газов и пыли.- Подумайте и скажите: что является источниками загрязнения окружающей среды? (Источники загрязнения – промышленные предприятия, заводы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора и несознательные люди бросают его куда попало)  Из воздуха, воды, почвы, загрязняющие вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек.  Слайд 3  

-Что же получается? Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её обычно называют “цепью загрязнения”. - Назовите пути поступления загрязняющих веществ в организм человека (воздух, вода, продукты питания).

 - В учебнике на с. 31 рассмотрите рисунки. Обсудите парами и расскажите, как движутся загрязненные вещества по цепочке?     Цепочка: рыба – уха – человек;

Составьте еще цепи загрязнения.

 (Грязная река – рыба – человек – больница.) (Автомобильные дороги - грибы и ягоды, собранные у дорог – человек – больница.)  (Огород возле завода – овощи – человек – больница.) Слайд 4, 5.

 

- Каким образом это отразиться на человеке? ( Влияет на здоровье.   Человеку грозит опасность, он вынужден защищаться.)

-  От чего? (От воздействия окружающей среды).   Слайд 6.

    Запись учащихся  в рабочих листах.  ( Можно использовать текст учебника стр. 33 – 35)    «Правила личной экологической безопасности».

 

- Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

 

Не собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий.

Всегда тщательно мойте овощи и фрукты.

Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке.

В магазине выбирай экологически чистые продукты.

 

6. Введение понятия "экологическая безопасность".

 -Человек вынужден дышать   воздухом, пить  воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества.

-Можно ли при этом оставаться здоровым? (Нет).

-Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и правила экологической безопасности.

-Что же такое экологическая безопасность?   

  (Это защита от вредного воздействия, испорченной, загрязненной окружающей среды). Слайд 7.

-Конечно, главное для общества – не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду, почву. И для этого, как вы знаете, многое делается. Но полностью решить эту задачу пока не удается. Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать правила личной экологической безопасности.

7. Физминутка.

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело.

Как защититься от загрязненного воздуха?

- Атмосферный воздух испытывает серьезную нагрузку от выбросов  промышленных предприятий и транспорта. Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в атмосферу.

 8.  Факты от эколога.  ( сообщения учащихся)  Слайд 8.   1 эколог. Один автомобиль в год выбрасывает чуть больше тонны выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Этот же автомобиль   дает 10 кг резиновой пыли.   Никогда не останавливайтесь на улице возле автомобиля с работающим двигателем. Таким образом, автомобиль является одним из главных источников загрязнения.

 2 эколог. Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа.   Над промышленной  частью города можно увидеть разноцветные клубы дыма. Вокруг заводов почти нет растительности: погибла трава, кустарники, стоят хилые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ, которые образуются при сжигании топлива. Кроме того, на предприятии отсутствуют сооружения и установки по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ и газов. При этом на один квадратный километр за сутки выпадает 1 т пыли.

 - Как вы понимаете выражение «Воздух должен быть чистым»? (В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа).

- Где чище воздух? (В лесу). Почему? 

- Чтобы очистить воздух, надо сажать деревья, кустарники.   Вяз  выделяет 14 кг кислорода, клен выделяет в год 2 кг кислорода,  один тополь выделяет кислорода столько, сколько три  липы, четыре  сосны или семь елей.

Рабочий лист.  «Правила личной экологической безопасности».

- Как защититься от загрязненного воздуха.

 

Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше.

Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем.

Попроси взрослых не курить в квартире.

Разводи комнатные растения, которые очищают воздух.

Охраняя растения, сбережешь чистый воздух.

 

9. Физминутка.        На нашей планете ещё сохранились экологически чистые места. Сейчас мы переместимся на чудесную поляну и проведём на ней

Ты нам солнышко свети, (руки вверх)

Ты росиночка блести (присели, руки в стороны)

Ты цветочком расцветай! (поворот влево, развели руками)

Ты ягодкой поспевай, (руки опускают плавно сверху вниз)

Ты радугой загорай (описали полукруг в воздухе)

Ты грибочком подрастай (собирают грибы)

А ты ветер погуляй (руки вверх, качают руками).

 

10. Как защититься от загрязненной воды? Источники загрязнения воды: сточные воды заводов, разливы нефти, мусор с кораблей.

 3 эколог. Один литр сточных вод приводит в негодность сто литров чистой воды. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Пять грамм нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды.

-Какие экологические знаки можно установить на берегу реки? (Не купаться в загрязненных водоемах).

-Вода в наши дома поступает очищенной.   Но совсем чистой ее не назовешь. Какое-то количество вредных  веществ в ней остается. Давайте вспомним, когда мы кипятим воду, что видим внутри чайника? Накипь. Желтый налет.   Вода   плохого качества. Она содержит много минеральных солей.  К тому же на станции очистки воды ее обычно обрабатывают хлором – хлорируют.

- Зачем это делают? (для уничтожения бактерий)

- Хлор вреден  и для человека. Он остается в воде, и его легко обнаружить по запаху.  Если питьевая вода, которая течет из вашего крана, имеет  неприятный запах, вкус или цвет, ее надо дополнительно очищать с помощью бытового фильтра.   Его можно купить в магазине. Состоит он из  крышки, резервуара, и катриджа. Слайд 9.

11. Практическая работа.   

 Посмотрите, как он действует.

Очистка воды с помощью бытового фильтра.  Показ очистки воды.

Сравним питьевую воду из крана до и после очистки ( по запаху, вкусу, цвету).

Рабочий лист. 

- Как защититься от загрязненной воды?

Нельзя купаться возле промышленных стоков.

Пей  воду  очищенную бытовым фильтром или   кипяти её.

 

К сожалению, не во всех жизненных ситуациях мы можем использовать фильтр, изготовленный заводом. Каждому человеку необходимо соблюдать правила личной экологической безопасности.

 

12. Итог. - Уважаемые экологи, подходит к концу наш урок.

      Вы сегодня получили очень важную для каждого информацию. Теперь вы знаете, как защитить себя от воздействия загрязняющих веществ окружающей среды.  

    Но закончить наш урок мне хотелось бы такой фразой: «Человек, ты должен не только уметь защитить себя от вредного воздействия окружающей среды, но и сам, не становись источником загрязнения природы!» Слайд 10.

13. Выставление отметок за работу на уроке –   рабочие листы учащихся.

 14. Домашнее задание: стр. 31-35 читать.                 

 

 

 

 

 Список использованной литературы

1. Дмитриева О.И., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2012.

2. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас». Учебник  для 3 класса В 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2013.

3.Экологическое воспитание в начальной школе.  Разработки внеклассных мероприятий. Автор-составитель Н.В.Лободина. Волгоград,  Издательство «Учитель» , 2007 год.

 

 

Использованные материалы и Интернет – ресурсы

1.  http://www.youtube.com  видеоролика «Экологические проблемы,  загрязнение окружающей среды. Красота    Земли».

2 http://imaqes.yandex.ru -слайды с изображением природы 4-10

http://images.yandex.ru/ слайд 2.

http://bolshevik.ononskiyrayon.ru/ слайд 3 

http://mwf.com.ua/data/small/geizer  бытовой фильтр слайд 9

Категория: Природоведение и окружающий мир | Добавил: zxcvbnm
Просмотров: 491 | Загрузок: 105 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Нина Владимировна!
Сообщаю, что Ваша работа не допущена к участию во Втором открытом профессиональном конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС» в связи с нарушением оформления работы и неполного пакета документов. Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из электронных рассылок «Моего университета».
Технический эксперт  Е.Н. Макарова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]