Пояснительная записка к уроку русского языка по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов». Цель данной работы: Продемонстрировать умения организовывать на уроке деятельность детей с компьютером и компьютерными средствами;
Изучение информационных технологий является неотъемлемой частью современного общего образования. Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания. В настоящее время в практике преподавания учебных предметов наметились тенденции к созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико – методических систем обучения. Главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им. Предлагаемая методическая разработка урока русского языка представляет собой мини- технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности учащихся начальной школы и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, обучение пользоваться мультимедийными средствами, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально- образного мышления. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это общение более близким и человечным, чем ранее. Их применение представляет возможность использования многообразных форм предъявления материала. В основу настоящей разработки урока учебной темы положена совместная деятельность учителя и учащихся в ходе изучения учебной темы «Правописание безударных окончаний глаголов» в 4 классе. Урок представляет собой созданную учителем средствами программного обеспечения PowerPoint мультимедийную презентацию, индивидуальные и групповые задания для работы на компьютере учащимися, мультимедийную презентацию, созданную детьми самостоятельно. Урок разработан в соответствии с программой русского языка для общеобразовательной четырехлетней начальной школы. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов». Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютеры, рабочие тетради, листы бумаги для организации работы в парах. Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: Совершенствование навыка правильного написания безударных окончаний глаголов. В ходе урока решаются следующие задачи: Обучающие: закреплять навыки правильного написания окончаний глаголов; упражнять в определении спряжения глагола; формировать умения распознавать лицо и число глагола; развивать умения ставить вопрос к глаголу неопределенной формы; Развивающие: развивать мышление, память, речь,внимание; мотивацию к усвоению учебного материала, развивать общие учебные практические умения взаимодействия с компьютером. Воспитательные: воспитывать любовь к учению, развивать чувство сострадания к птицам зимой, формировать стремление к получению новых знаний, развивать умение способности работать в коллективе. Здоровьесберегающие: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости. В этом уроке использовались электронные демонстрационные материалы с целью решения следующих педагогических задач: - организация контроля по усвоению учащимися пройденного материала; - организация самостоятельной работы учащимися к уроку и поддержания интереса в ходе урока; Организация пропедевтической работы с учащимися на уроке. По своей структуре данный урок является комбинированным. В содержании урока русского языка включены игровые моменты с целью поддержания интереса и мотивации учащихся в процессе урока. Разработанный электронный дидактический материал для проведения урока отражает все его требования и цели и обеспечивает наиболее эффективное и результативное его проведение в соответствии с замыслом урока. Контроль за деятельностью учащихся проводится в ходе урока. Оценки выставляются после проверки самостоятельной работы с творческим заданием. На уроке используется демонстрационный компьютер и мультимедиа проектор, заранее по индивидуальному заданию группой детей подготовлена мультимедийная презентация, помогающая обобщить знания детей о глаголе, осуществляется индивидуальная работа с детей на компьютере, поэтому необходимо, чтобы занятия детей проходили в компьютерном классе. Предполагаемые результаты: Формирование языковой компетенции: Закрепление знаний учащихся о значении глаголов в речи. Совершенствование умений правильно писать безударные окончания глаголов. Закрепление навыков грамотного письма. Формирование коммуникативной компетенции: Формирование правильной речи. Обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме. Формирование навыка работы на компьютере в программе PowerPoint и умения работать с мультимедийным оборудованием.
Разработка урока. Тема: правописание безударных личных окончаний глаголов. Обучающие: закреплять навыки правильного написания окончаний глаголов; упражнять в определении спряжения глагола; формировать умения распознавать лицо и число глагола; развивать умения ставить вопрос к глаголу неопределенной формы; Развивающие: развивать мышление, память, речь, внимание; мотивацию к усвоению учебного материала, развивать общие учебные практические умения взаимодействия с компьютером. Воспитательные: воспитывать любовь к учению, развивать чувство сострадания к птицам зимой, формировать стремление к получению новых знаний, развивать умение способности работать в коллективе. 1.Организационный момент. -я буду внимательным. -я буду думать -буду сосредоточенно размышлять -буду старателен и догадлив 1.Учитель читает стихотворение. Поет зима, аукает Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака ( С.Есенин ) Как понимаете выражение стозвоном? Что можете сказать об этом слове? 2.Сообщение темы и цели урока. 1 слайд Прочитайте тему урока. «ЗЕМЛЯ ГЛАГОЛОВ. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ» Запишите число в тетради. Назовите орфограммы. 2 слайд 3.Повторение и закрепление изученного. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы. 3 слайд. Поет зима, аука.т Мохнатый лес баюка.т Стозвоном с.сняка Кругом с тоской глубок.ю Плывут в страну далекую С.дые обл.ка. В 1 предложении подчеркните главные и второстепенные члены предложения, объясните постановку запятой. Составьте схему предложения. Назовите глаголы. Перечислите морфологические признаки глаголов. Обобщить наши знания о глаголе нам поможет презентация , которую подготовили Илья и Лиза. Мультимедийная презентация ( см. в приложении) - какие вопросы у вас есть к ребятам? Определите спряжение глаголов в нашем стихотворении. Какой глагол нам подсказывает о своем спряжении? ( плывут ) Индивидуальная работа. Цель: проверка знаний о глаголе как части речи. Для этого выполните морфологический разбор глагола 1 вариант – глагола аукает 2 вариант – глагола баюкает Проверка: устно с места. 4.Физминутка для предупреждения зрительного утомления « Бабочка». Прилетела бабочка, села на указку, Постарайтесь вслед за ней пробежаться глазками.( движение маятника). 5.Работа над пройденным материалом. Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание глагола? Игра «Поиграй с глаголом» Слайд 4. Как- то раз собрались несколько глаголов и стали играть на зеленой травке. Они так весело кувыркались и прыгали, что потеряли свои окончания в травке. Скажу вам по секрету, что все глаголы были в одной и той же форме – 2 лица, ед. числа., но одни глаголы принадлежали первому спряжению, а другие второму. Только они так играли, что совсем позабыли, кто из них какого спряжения.Помогите глаголам найти свое окончание. Спишите глаголы, выделите окончания, подпишите спряжение Что можете сказать о правописании личных окончаний глаголов 2 лица ед. числа? Проверка выполнения задания ( на слайде из презентации учителя) Вывод: Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание глагола? 6. ФИЗМИНУТКА. Упражнения , способствующие снятию общего утомления. Как же долго мы сидели, наши руки онемели, Наши ноги затекли, ими топнем: раз, два, три. Руки в стороны, дружок, раз, два, три, потом – прыжок. А теперь присядь скорее, не держись за батарею, Со здоровьем все в порядке, если делаешь зарядку. Встаньте дружно из-за парт и скорее стройтесь в ряд. Повернитесь влево, вправо: поработаем ногами, поработаем руками! Улыбнемся: день хороший и похлопаем в ладоши! А теперь мы все ребятки будем быстрые лошадки. На арене выступаем, бег галопом исполняем. Выше,выше, выше, выше А теперь все тише, тише. Переходим на ходьбу, прекращаем мы игру Сядем тихо, будто мышки, все девчонки и мальчишки. Присмирела детвора, и работать нам пора. 7. Работа с компьютером. Пересаживаемся за компьютеры. Слайд 5. Задание 1. Игра «Путешествуем с глаголом» Вам предстоит поиграть в парах. Цель работы: развивать умение определять вид глагола. Внимательно прочитайте задания. Чья пара быстрее найдет дорогу. Проверка по слайду 6. Одна пара читает, другие проверяют. Задание 2. Цель: развивать речь, упражняться в написании личных окончаний глаголов. Вставьте противоположные по смыслу глаголы, определите спряжение, объясните правописание окончаний глагола. Проверка слайд 7. Ласточка день начина.., а соловей ……() Смелый наступа.., а трус…..() Дождик вымо.., а солнце ….() Задание 3. Индивидуальная работа с взаимопроверкой. Вставьте пропущенные буквы, проверьте по образцу, оцените работу друг друга. Смотр.т Спряч.т Вид.т Дыш.т Пил.т Посад.м Кол.т _____________________________________________________________________ Стро.т Заплач.т Мокн.т Верт.т Утон.т Пиш.шь Сохн.т Выполните взаимопроверку и поставьте оценку в окошечко в компьютере. Вывод: Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание глагола? 8.Повторение изученного.Запись предложений под диктовку с творческим заданием. Мы вспомнили и потренировались в написании безударных окончаний глаголов. Сейчас проверочная работа. Отключите компьютеры и сядьте на свои места. Беседа о птицах зимой. - Ребята, когда вы шли сегодня в школу, вы уютно себя чувствовали на улице? А почему? Но вы были в теплых шапках и куртках. Закройте глаза,,, Где может быть под крышей дома или в какой- нибудь щели, сжавшись в комочек сидит воробей или синичка.На улице холодно и голодно. И нет надежды птицам согреться. Вот бы найти корочку хлеба! Но кругом снег все засыпал. Кто поможет птицам? Ответы. Запишите под диктовку предложения. Метель заметает дорожки. Ты сидишь в тепле и готовишь уроки. Вдруг слышишь тихий стук в стекло. За оконной рамой ты видишь птичку. Синичка ходит по снежку. Птица просит помощи. - Продолжите рассказ 1 – 2 предложениями. Рочитайте рассказ, который у вас получился. Назовите глаголы, определите спряжение. 9. Рефлексия. Итог урока. Подведение итога урока. Что для вас было трудным, что легким? Чему учились на уроке? Отобразите на полях тетради своё настроение в конце урока.
|