Правописание мягкого знака после букв шипящих согласных в конце имен существительных
Цель :
Находить в словах орфограмму-букву ь после шипящих в конце имен существительных, графически объяснять написания с ь и без ь.
УУД учащихся:
Развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Ход урока:
1.Орг.момент.
2.Словарная работа.
Сейчас, я прочитаю вам слова. Подумайте, на какие две группы вы могли бы их распределить.
Бассейн, кино, пальто, море, ручка, какао, карандаш, рояль, шоссе, радио, свитер. (Склоняемые и несклоняемые имена существительные)
Запишите данные слова в два столбика.
Взаимопроверка.
3.Введение в тему урока. Постановка основного вопроса урока.
Прочитайте столбики слов и ответьте на вопрос «Какова роль мягкого знака в словах?»
варенье мель дочь
ручьи брать рожь
судья конь вещь
деревья сильный сушь
1- мягкий знак является разделительным
2.- обозначает на письме мягкость согласного
3- (Дети высказывают своё предположение)
Давайте выполним фонетический разбор данных имен существительных.
Как мы видим, ь не является здесь ни разделительным, ни обозначает мягкость согласных.
4. Открытие новых знаний
Как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня.
Проверьте свое предположение с помощью учебника. (Читаем тему урока)
Чему мы должны научиться на уроке?
Какие вы знаете шипящие звуки? (ч,ж,ш,щ)
Давайте внимательно посмотрим на следующие слова:
Грач, ночь, мышь, сыч, дочь, сторож, рожь.
Обратите внимание на последние буквы в словах. Какие они? (шипящие)
Во всех ли словах после шипящих стоит мягкий знак?
Сделайте вывод, когда надо ставить мягкий знак в именах существительных после шипящих.
Давайте проверим ваши предположения с помощью учебника.
Работа над текстом правила.
5.Развитие орфографических умений.
Я предлагаю вам сесть по группам и составить алгоритм, когда надо писать m после шипящих в именах существительных.
Работа по группам.
Проверка полученных алгоритмов.
С помощью данного алгоритма выполним упражнение 177.
Самостоятельная работа обучающихся упр.179.
Взаимопроверка.
6.Домашнее задание
Откройте учебник на стр.13 упр.5
Посмотрите на задание и скажите, какие вопросы у вас возникли?
7.Итог урока
Что нового вы сегодня узнали?
Какие знания вам в этом помогли?
Чему учились на уроке?
8.Оценка деятельности обучающихся на уроке
Как вы считаете, как класс работал на уроке?
Кому бы вы сегодня поставили отметку?
С помощью смайлика покажите свое настроение.
|