Пятница, 02.12.2016, 21:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Русский язык

Разделительный мягкий знак
[ · Скачать удаленно () ]
15.12.2014, 01:51
  1. Название конкурса «Второй Открытый профессиональный конкурс педагогов «ИКТ на службе ФГОС».
  2. Краткое описание. Урок проводится в форме игры-сказки с использованием компьютерной презентации. В ходе работы обучающиеся учатся дифференцировать  звуки, чётко сформулировать знания о буквах «е», «ё» , «ю», «я», «и» как показатели мягкости согласного звука и о буквах, которые могут обозначать два звука , закреплять понимание смыслоразличительной функции на примере сравнения минимальных пар слов, закреплять  знание условного  обозначения звонкого, глухого, твёрдого и мягкого согласных звуков.
  3.  

    Организационная информация

    Предмет

    Обучение грамоте (чтение)

    Класс

    1 класс

    Тема урока

    Разделительный мягкий знак

    Автор/ы урока (ФИО, должность)

     

    Авторская группа «Вдохновение».

    Васильева Людмила Ивановна(учитель начальных классов)

    Шмелева Мария Владимировна(преподаватель информатики)

    Образовательное учреждение

    МБОУ СОШ №6

    Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

     

    Республика/край

    Чувашская Республика

    Город/поселение

    Чебоксары

    Методическая информация

    Тип урока (мероприятия, занятия)

    Урок изучения нового материала

    Время реализации урока (мероприятия, занятия)

    45 минут

    Цели урока (мероприятия, занятия)

    (образовательные, развивающие, воспитательные)

    Образовательные:

    • познакомить  с  разделительным мягким знаком;
    • учить отличать   разделительный  мягкий знак  от мягкого знака;
    • новую  букву от других звуков и букв, уметь читать слова с разделительным мягким знаком.
    •  
    • развивать фонематический слух.
    •  развивать умения осознанного и беглого чтения  слов, предложений.
    • формировать УУД: умений  обучающихся в постановке и решении  учебных задач,  умений самоконтроля и самооценки.
    •  

    Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к чтению, самостоятельности.

    Планируемые результаты

    Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

    Обучающиеся узнают:

     

    • разделительный мягкий  знак пишется в середине слова;
    • разделительный мягкий  знак пишется после согласного;

     

    • после разделительного мягкого  знака пишутся буквы е,ё,ю,я,и.
    • разделительный мягкий  знак показывает, что согласные не сливаются с гласными;
    •  

    Обучающиеся научатся:

    • определять  разделительный мягкий  знак;
    • отличать разделительный мягкий  знак от мягкого  знака, обозначающего мягкость согласных букв;
    • определять  позицию разделительнoго мягкого  знака;
    • делать звуковой анализ слов с разделительным мягким  знаком;
    • читать слоги, слова с разделительный мягким  знаком
    • работать в паре;

    элементам исследовательской работы.

    УУД

    Личностные:

    • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
    • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
    • высказывать своё отношение  к героям.

    Регулятивные:

    • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
    • учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
    • учиться работать по предложенному учителем плану.

    Коммуникативные:

    • слушать и понимать речь других;
    • выразительно читать и пересказывать текст.

    Познавательные:

    • ориентироваться в учебнике;
    • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
    • делать  выводы в результате совместной работы класса и учителя;
    • преобразовать информацию из одной формы в другую (вывод, схема).

     

    Учить соотносить содержание задания с теми заданиями, которыми распологают.

    закрепить знание условного обозначения звонкого, глухого, твёрдого и мягкого согласных звуков

    Содействовать развитию речи, интереса к русскому языку и желание читать.

    Воспитывать трудолюбие, культуру учебного труда.

    Необходимое оборудование и материалы

    Мультимедийное оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор; колонки, фишки- звуки .

    Дидактическая структура урока.

    Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

    деятельность учителя и учеников.

    1. Мотивация учащихся

    Цель: создать настроение для хорошей плодотворной работы на уроке.

    Прозвенел звонок веселый.

    Вы начать урок готовы?

    Будем слушать, рассуждать,

    И друг другу помогать.    (Слайд 2)

     

    Подробное описание всех этапов урока 

    1. Актуализация знаний.

     

    Цель: повторить изученный на предыдущих уроках  материал и подготовить к восприятию нового материала.

    - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок-сказка. Сказка ложь , да в ней намёк, добрым молодцам урок.

    Кто главный герой нашей сказки , догадайтесь сами.

    Я волшебник .Захочу,

    Появлюсь и превращу

    Мел, которым пишут в школе,

    В мель ,опасную на море.

    Кто волшебник, отгадай

    Выше руку поднимай!

    (Слайд 3)

    -Объясните значение слов мел и мель?

    Слайд 4)

     

    Мягкий голос ,мягкий шаг,

    Это буква …                                 (мягкий знак)

    (Слайд 5)

    -Он очень рад ,что вы его узнали. Но ему интересно, что вы знаете о нём?

    Дети: мягкий знак не обозначает звука.

    - Если он не обозначает звук ,то он совсем не нужен?

    Дети: мягкий знак нужен для обозначения мягкости согласных.

    -Назовите слова,  в которых для обозначения мягкости пишется мягкий знак ?

    -Некоторые слова я  написала на доске.

    Чтение слов: 

    день                 коньки

    соль                 нельзя

    рысь                письмо

    шесть              банька

    (Слайд 6)

    -Есть ли другие буквы, кроме мягкого знака ,показывающие мягкость согласных?

    Дети : да, это буквы «е», «ё», «ю», «я», «и».

    -Какую роль выполняют буквы«е», «ё», «ю», «я», «и» в словах :

    перо     

    полёт    

    солю     

    семя     

     суди

     

    Дети: Эти буквы показывают ,что впереди стоящую букву нужно произносить мягко.

    [п’э]ро

    по[л’о]т

    со[л’у]  

    се[м’я]

    су[д’и]

     

    Вывод.

    Значит, буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» показывают мягкость предыдущего согласного звука и произносится [э],[о],[у],[а].

    1. Формулирование учащимися темы и цели урока.

     

    Цель: способствовать формированию умений обучающихся определять и формулировать  тему и цель урока.

    -Какие слова я написала во второй столбик?

    (Слайд 7)

    Прочитайте.

    перо        Пьеро   

    полёт      польёт          

    солю       солью

    семя        семья

     суди       судьи

    -На что вы обратили внимание при чтении этих слов?

    Дети: Эти слова с мягким знаком.

    -Что случится со словами, если  убрать мягкий знак?

    -Изменится смысл слова.

    Словарная работа со словами: Пьеро, польёт, солью, семья, судьи.

     

    Анализ слов второго столбика.

    Пьеро      [Пйэ]ро

    польёт     по[л’йо]т         

    солью      со[л’йу]

    семя        се[м’йа]

     суди       су[д’и]

     

    -Сливаются ли гласные буквы с впереди стоящими согласными?

    -Что их разделяет?

    Вывод.

     После ь знака пишется е,ё,ю,я,и, то в этих словах слышится звук [й].

    Сообщение  темы  урока.

    -Вот это Ь -мягкий знак, вот Ь- разделительный мягкий знак. Что вы можете сказать об этих буквах?

    Дети: они обозначаются одним знаком.

    Задача урока выяснить, чем  разделительный мягкий знак  отличается  от мягкого знака

     

    1. Этап открытия новых знаний.

     

    1. Чем  разделительный мягкий знак  отличается  от мягкого знака.

    Цель: способствовать формированию фонематического слуха, умений производить звуковой анализ слов, умений отличать новые звуки от других звуков, умений слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах.

    (Слайд 8)

    Сказка о мягком знаке и его родном брате.

    В стране Грамматике жил-был Дед-Всевед.

     (Слайд 9)

    И было у него два внука, два брата-близнеца.

    Одного звали просто Мягкий знак, а другого — Разделительный мягкий знак. Они были ужасными шалунами и всё время спорили, кто из них главнее.

    (Слайд 10)

    — Я — говорил Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных на письме.

    — Подумаешь, я тоже обозначаю мягкость согласных. А ещё я показываю, что согласный не сливается с гласной.

    — Зато я,— возражал ему брат,— пишусь и в конце и в середине слова.

    — Ну и что? — спорил с ним Разделительный.— Я тоже пишусь в середине слова. Согласные всегда были моими друзьями. Но я дружу и с некоторыми гласными.

     (Слайд 11)

    -Теперь запишете таблицу в виде схемы.

     

    (слайд 12)

    И так они спорили очень долго, пока не вмешался Дед-Всевед.

    — Внуки мои, не спорьте, послушайте, что я вам скажу.

    Он  им тихо что-то сказал.

    (Слайд 13).

    После этого они никогда не спорили и стали жить очень дружно.

    -Что же сказал Дед-Всевед?

    Дети: наверное, он сказал то, что они оба главные, нужные в стране Грамматики, так как без них невозможно было бы грамотно писать слова.

     

    (Слайд 14)

    Физкультминутка.                   


    На зарядке первый класс.
    Мы присядем десять раз.
    Высоко поднимем руки,
    Будем жить всегда без скуки.
    Повернёмся вправо, влево,
     Вновь работать будем смело.                  

     

    5.Этап применения новых знаний. Проверка и оценивание ЗУНКов

     

    (Слайд 15)

    Чтение слов.

    Цель: чётко сформулировать у учащихся знания о мягком знаке как показателя мягкости согласного звука и разделительном мягком знаке

    -Прочитайте слова. На какие группы их можно разделить.(Платье,польёт,вьюн,пальто,деньги,восьмой,семья,угольки.)

    пальто    платье

    восьмой польёт

    деньги   вьюн

    угольки семья

     

    (Слайд 16)

    Чтение  текста «Моя семья»

    Цель: формирование умений осознанного и беглого чтения  слов, предложений.

    (Перед чтением текста учащиеся читают и объясняют значение слов).

    -В тексте вам встретятся А сейчас прочитаем слова:

    Устинья – женское имя

    Мурлыканье-пение кота.

    Бадья-бочка.

    Брусья-доски

     

    Работа с учебником (стр. 88) 

    • текста учителем)

    -В какой день недели никто не сидит без дела?

    -Что делает баба Устинья?

    -Кто занимается мытьём окон?

    -Под какие звуки веселее работать?

    -Что делает мама?

    -Кто строгает брусья?

    -Чем занят дед Лукьян?

    -Почему рассказчику некогда играть с друзьями?

    -Как проводит выходной день ваша семья?

    -Какие поручения выполняете вы по дому?

    • Дети читают сначала вполголоса, потом читают друг другу по парте, устно оценивают, как читали)

     

    (Слайд 17)

    Чтение слов из текста с разделительным мягким знаком

    • Назовите слова с разделительным мягким знаком.

     

    Работа по иллюстрации (стр.88)

    -Рассмотрите иллюстрацию к тексту и перескажите рассказ.

     

     (Слайд 18)

    Чтение  загадки  (стр.88)

    Цель: развитие логического мышления

    -Составьте звукобуквенную схему к слову «семья».

    -Найдите другое слово в слове «семья».

    -Составьте  ребус.(7я).

     

     (Слайд 19)

    Чтение и разучивание скороговорки.

    Цель: развитие  памяти, осознанного и беглого чтения  слов, предложений.

    -Какие звуки чаще повторяются в  скороговорке?

    Дети: звуки [н],[c],[н’], [с’].

    Назовите слова с разделительным мягким знаком.

    • Назовите слова с разделительным мягким знаком.

    -Составьте звукобуквенную схемы слов «сенью», «ненастье».

    (Слайд 20)

    -Почему дед Сеня плетёт снасти под сенью?

    -Ненастье- это дождливая, пасмурная или бурная погода; непогода.

    -Под сенью-сени - входная часть традиционного русского дома.

     

     Итог урока.

     

    Цель: формирование умений обобщать материал, выделять главное.

    - Выполнили ли мы поставленные цели урока?

    -Придумайте слова с разделительным мягким знаком.

    6.Рефлексия и самооценка

    Цель: формирование умений и давать самооценку своей деятельности  на уроке.

     

    - А теперь проверим, как вы усвоили новый материал. Поднимайте квадратик, если ответ «да» -зелёный, «нет» - красный.

    - В слове «Коля» есть разделительный мягкий знак?

    - В слове «колья» есть  разделительный мягкий знак?

    -Что у вас сегодня получалось лучше всего? Поднимите зелёный смайлик. Вы поднялись на верхнюю ступеньку своих достижений.

    - В чём затруднялись? Поднимите, кто немного затруднялся жёлтый смайлик. Вы поднялись на вторую ступеньку.

    - Кто нуждается в помощи? В чём? Поднимите красный смайлик.  Желаю вам на следующем уроке  подняться по ступенькам своих достижений.

    Домашнее задание  (если это необходимо на уроке)

    нет

    Дополнительная необходимая информация

    нет

    В помощь учителю

    Использованные источники и литература (если имеются)

    Рабочая программа «Перспективная начальная школа». – М.: М.:  Академкнига, 2013.

    Н.Г.Агаркова ,  Ю.ААгарков  Азбука. 1 класс-М.:  Академкнига/учебник , 2013 г.

     Н.В.Лободина. Поурочные разработки по обучению грамоте. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2013.

    Волина.В.В.Весёлая грамматика.-М.:Знание,1995.

    Волина В.В.Занимательное азбуковедение.-М.:Просвещение,1991.

    Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

    Использование мультимедиа на уроке способствует  активизации учебной деятельности обучающихся и вовлечение каждого ребёнка в образовательный процесс. Презентация  позволяет первоклассникам более осознанно воспринимать новый материал (раздел «Фонетика» один из наиболее трудных разделов обучения грамоте) и полученные знания применять в практической деятельности.   

    Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

    На следующем уроке будет продолжена работа по теме « Разделительный  твёрдый знак.

    Другое

     

    Перед показом презентации следует внимательно ознакомиться с описанием мультимедийных компонентов проекта в Приложение 3.

         

     

     

    Дополнительная информация.

    Размер мультимедиа компонента

     

    Вид мультимедиа компонента

    (презентация, видео, электронная таблица, др.)

    презентация с содержанием видео

    Ресурсы, оборудование и материалы

    Мультимедийный проектор, интерактивна доска, компьютер

    Список учебной и дополнительной литературы

    Рабочая программа «Перспективная начальная школа». – М.: М.:  Академкнига, 2013.

    Н.Г.Агаркова ,  Ю.ААгарков  Азбука. 1 класс-М.:  Академкнига/учебник , 2013 г.

     Н.В.Лободина. Поурочные разработки по обучению грамоте. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2013.

    Волина.В.В.Весёлая грамматика.-М.:Знание,1995.

    Волина В.В.Занимательное азбуковедение.-М.:Просвещение,1991.

    Ссылки на использованные интернет-ресурсы

    http://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/3208146/ - колокольчики;

    http://www.mnogokinig.info/detail128.html - мел;

    http://www.anywalls.com/download - мель;

    http://www.WallpapersCraft.ru›tag – дед всевед;

    http://video1.fatal.ru/film.php?video=84951&vid=283 – близнецы;

    http://www.chitalnya.ru/board/2010-09-18/20/ - Устинья;

    http://www.murlika.msk.ru/poleznoznat/murlikaniekoshki.php-Мурлыканье кошки;

    http://msk.alloy.ru/product/aksessuary-dlya-avtotyuninga/vedro-derevya… -бадья;

    http://yourpartners.ru/catalog/859 - брусья;

    http://www.strana-naoborot.com/Unezhma/book/03_architecture/tipical_ho… - сени;

    http://erikart.narod.ru/landsc.html - ненастье;

    http://кинопират.рф/ - видео.

    Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

    • Рабочая программа «Перспективная начальная школа». – М.: М.:  Академкнига, 2013.
    • Н.Г.Агаркова ,  Ю.ААгарков  Азбука. 1 класс-М.:  Академкнига/учебник , 2013 г.
    • индивидуальные карточки для звукобуквенного анализа.
    • Скороговорки.
    • Загадки.
    • графические изображения с  добавлением текста;
    • схемы;
    • текст;
    • видео (фрагмент мультфильма)
    •  картинки,  рисунки  (источник: Интернет. );
    • анимационные эффекты  (вход,  выход,  выделение, перемещение)

    Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

    Педагогические технологии

    Технология деятельностного метода.

    Информационно – коммуникативная технология.

    Здоровьесберегающая технология.

    Методы обучения:

    Проблемный, частично – поисковый, практический, элементы исследовательского метода

    Приемы обучения:

    Установка на успех, активизация познавательной деятельности, инициирование творчества учащихся.

    Возможности использования дидактического материала:

    - педагогом на уроке (указать этапы урока);

    - учащимися

    Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО и сопровождается показом презентации. Презентация используется на всех этапах урока, ориентирована на коллективную (этап открытия нового знания)  и индивидуальную работу (этап применения  новых знаний), способствует формированию УУД обучающихся, развитию речи, абстрактного и   наглядно – образного мышления, расширяет кругозор детей.

    Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

    нет

    Дополнительная необходимая информация

    Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

    Смена  всех слайдов  – «по щелчку» и «по времени».

     

    Слайд 1

    Титульный.

    Слайд 2

    Мотивация. Анимации нет.

    Слайд 3

    Чтение загадки. Анимации нет.

    Слайд 4

    Объяснение значение слов «мел» и « мель».

    Слайд 5

    Чтение слов с мягким знаком. Анимации нет.

    Слайд 6

    Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» показывают мягкость впереди стоящих согласных.

    Слайд 7

    Формулирование темы урока  и постановка цели урока обучающимися.

    Слайд 8

    Сказка о мягком знаке. Анимации нет.

    Слайд 9

    Знакомство с братьями. Анимации нет.

    Слайд 10

    Отличия мягкого знака и разделительного мягкого знака. Вывод:  правило о разделительном мягком знаке.

    Слайд 11

    Схематическое изображение таблицы.

    Слайд 12

    -Внуки мои, не спорьте, послушайте, что я вам скажу. Анимации нет.

    Слайд 13

    1. Анимации нет.

    Слайд 14

    • .

    Слайд 15

    Этап применения новых знаний. Чтение слов по щелчку слова выстраиваются в столбцы: с мягким знаком и разделитель ным мягким знаком.

    Слайд 16

    Работа с текстом. Объяснение значения слов: Устинья, мурлыканье, бадья, брусья.

    Слайд 17

    Чтение слов из текста с разделительным мягким знаком

    Слайд 18

    Чтение  загадки 

    Слайд 19

    Чтение и разучивание скороговорки.

    Слайд 20

    Объяснение значения слов: сени, ненастье.

    Слайд 21

    Литература и интернет-ресурсы.

    Слайд 22

    Спасибо!

    Использование мультимедиа повышает эффективность образовательного процесса, поэтому  презентация на уроке помогает  первоклассникам лучше усвоить  новый материал. Средства мультимедиа способствуют активному вовлечению  обучающихся в познавательный процесс (этап открытия нового знания) и служат также средством обратной связи (на всех этапах урока).  В целях сбережения здоровья детей используется  чередование видов деятельности обучающихся: на уроке показ слайдов сменяется самостоятельной работой в парах, работой с учебником.

    Мультимедиа способствуют развитию у ученика способности целеполагания, планирования (этап формулирования темы и цели урока)  рефлексии (итог урока), самооценки (этап  самооценки).

     

     

     

     

     

     

     

Категория: Русский язык | Добавил: hochu-v-shcolu
Просмотров: 968 | Загрузок: 167 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 1
0
1  
Материал допущен к участию в конкурсе.
Председатель конкурса А.В. Русяева.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]