Четверг, 28.03.2024, 15:44
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы точных дисциплин » Физика

Деформации. Учет в быту и строительстве.
[ · Скачать удаленно (1,81 Мб) ]
07.12.2012, 01:32

Урок по теме: «Деформации. Учет в быту и строительстве».

 

Учитель физики и информатики МБОУ СОШ № 5  г. Армавира

Коваленко Наталья Викторовна

Класс: 10

 Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

1.      Образовательная: рассмотреть понятие «деформация», виды деформаций, закон Гука, учет деформаций в быту и строительстве.

2.      Воспитательная: воспитывать интерес к предмету и ориентировать учащихся на выбор профессии.

3.      Развивающая: развивать память, логичность мышления, способность обобщать и делать выводы, самостоятельно проводить исследования.

 

МАТЕРИАЛ  РАССЧИТАН  НА 2 УРОКА.

 Приборы и материалы: модель для показа различных видов деформаций, пружина, резиновый образец, линейка металлическая, компьютер, проектор, авторская презентация.

 ПЛАН:

1.     Активизация знаний.

2.     Изложение нового материала с элементами исследовательской деятельности.

3.     Закрепление.

4.     Домашнее задание.

  ХОД   УРОКА:

            1. Активизация знаний.

         1)      Как по классам делятся твердые вещества?

2)      Что такое кристаллическое тело? Привести примеры кристаллов.

3)      Перечислить основные свойства кристаллических тел.

4)      Что такое монокристалл, поликристалл? Привести примеры.

5)      Почему во время плавления температура кристаллического тела не изменяется?

6)      Что такое аморфное тело? Привести примеры.

7)      Перечислить основные свойства аморфных тел.

8)      Почему у аморфных тел нет определенной температуры плавления?

9)      Что называется анизотропией?

 

Методические рекомендации: обязательно при устном опросе необходимо уделить внимание вопросу связи данной повторяемой темы с профессиональной направленностью, что в дальнейшем может помочь учащимся в профессиональном определении и обучении по выбранной профессии.

2. Изложение нового материала с элементами исследовательской деятельности.

 Прежде, чем дать понятие деформации и рассмотреть виды деформаций, необходимо провести эксперимент:

ОПЫТ 1: взять металлическую линейку, согнуть ее, скрутить.

Вопрос: что происходит с телом?

Ответ: тело изменяет свою форму.

ОПЫТ 2: Взять пружину, растянуть ее, изогнуть, сдвинуть кольца пружины друг отностительно друга, сжать ее.

Вопрос: Что происходит с телом?

Ответ: изменяет свою форму и размер.

 

На основе этих наблюдений делают вывод и дают определение деформации.

 

Методические рекомендации: проведение эксперимента  дает учащимся возможность развивать свои способности наблюдать, обобщать наблюдения и делать выводы. Целесообразно дать возможность учащимся самим сформулировать определение деформации (если необходимо, можно помочь учащимся наводящими вопросами).

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Деформация – изменение формы и размера тела под действием внешней нагрузки.

 Методические рекомендации: для того, чтобы изучить упругие и пластические деформации, желательно дать возможность учащимся  провести самостоятельное исследование.

 

Исследование.   

Приборы и материалы: ластик, брусок металлический, брусок пластилиновый, карта выполнения исследования (приложение 1).

Ход исследования:   1. Растянуть, а затем сжать ластик.

                                   2. Ответить на вопросы в тетради:

-          как направлены силы, действующие на ластик при его растяжении и сжатии?

-          Как направлена сила упругости, возникающая в ластике при деформации, относительно направления смещения его частиц?

-          Как изменилась длина и площадь поперечного сечения ластика при его растяжении и сжатии?

-          Восстанавливается ли форма ластика после снятия нагрузки?

3. Положите ластик на стол, прижмите его металлическим бруском и перемещайте брусок горизонтально, наблюдая деформацию сдвига.

                        - как смещаются слои ластика друг относительно друга при сдвиге?

4. Изогните ластик.

-          в каких слоях ластика возникли деформации растяжения, а в каких – сжатия?

5. Скрутите ластик.

-          из каких ранее рассмотренных деформаций состоит деформация кручения?

6. Подвергните деформации сжатия брусок пластилина.

                        -восстанавливается ли его форма после снятия нагрузки?

 

ВЫВОДЫ: выводы делают учащиеся по результатам проведенного исследования и его обобщения.

 Вопросы:

     1. Что такое упругая деформация?

     2. Что такое пластическая деформация?

     3. Какие виды деформаций рассмотрели?

      4. Что такое растяжение, сжатие, сдвиг, кручение, изгиб? Охарактеризовать каждый из видов деформации.

     5. Привести примеры деформаций в быту, строительстве. 6. Что происходит при растяжении (сжатии) с размерами тела.

 

При растяжении тела происходит увеличение его размеров и уменьшение площади поперечного сечения  образца. Вводят понятия:

1)      Абсолютного удлинения Dl = ll0

2)      Относительного удлинения  e =         

 

В любом деформированном теле действуют силы упругости, препятствующие разрыву тела на части. Тело находится в напряженном состоянии, которое характеризуется механическим напряжением :  .

 

Закон Гука: при малых деформациях напряжение прямо пропорционально относительному удлинению.

.

                                               E – модуль Юнга (упругости), характеризует сопротивляемость материалов упругой деформации (находится по таблице).

Например, модуль упругости стальной проволоки равен 2×1011 Па – это значит, что при удлинении проволоки на 1 метр в ней возникает такое напряжение.

 

Рассмотреть, где деформации встречаются в быту и строительстве и как их нужно учитывать.

3. Закрепление.

Методические рекомендации:  необходимо рассмотреть примеры задач, профессионально направленных.

НАПРИМЕР:

  1. При какой предельной нагрузке разорвется стальной трос подъемного механизма диаметром 1 см, если предел прочности стали 1 ГПа? (Ответ: 78,5 кН).
  2. На сколько удлинится медная проволока длиной 3 м и диаметром 0,12 мм под действием гири весом 1,5 Н? Деформацию считать упругой. (Ответ: 3,3 мм)
  3. Найти площадь поперечного сечения алюминиевого прутка, к которому подвешена люстра массой 250 кг, при запасе прочности прутка 4. Предел прочности для алюминия 1,1×108 Па. Какова относительная деформация прутка? (Ответ: 8,9×10-5 м2, 3,93×10-4)

 4. Домашнее задание.

 Методические рекомендации: целесообразно для подготовки к лабораторной работе дать учащимся экспериментальное домашнее задание: взять дома резиновый образец, измерить его длину , ширину и толщину (если он прямоугольного сечения) или длину и диаметр (если образец круглого сечения). Вычислить площадь поперечного сечения образца. Подвесить к образцу груз определенной массы (массу определить с помощью весов). Измерить длину образца после деформации и вычислить абсолютное и относительное удлинение образца, вес тела, напряжение в образце и модуль упругости образца, который сравнить с табличным.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

КАРТА  ВЫПОЛНЕНИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ.

Приборы и материалы: ластик, брусок металлический, брусок пластилиновый.

 

Ход исследования:   1. Растянуть, а затем сжать ластик.

 

                            2. Ответить на вопросы в тетради:

-         как направлены силы, действующие на ластик при его растяжении и сжатии?

-         Как направлена сила упругости, возникающая в ластике при деформации, относительно направления смещения его частиц?

-         Как изменилась длина и площадь поперечного сечения ластика при его растяжении и сжатии?

-         Восстанавливается ли форма ластика после снятия нагрузки?

 3. Положите ластик на стол, прижмите его металлическим бруском и перемещайте брусок горизонтально, наблюдая деформацию сдвига.

                   - как смещаются слои ластика друг относительно друга при сдвиге?

                   4. Изогните ластик.

-         в каких слоях ластика возникли деформации растяжения, а в каких – сжатия?

 5. Скрутите ластик.

-         из каких ранее рассмотренных деформаций состоит деформация кручения?

 6. Подвергните деформации сжатия брусок пластилина.

                   -восстанавливается ли его форма после снятия нагрузки?

  

Используемые источники:

 

1.     Мякишев Г. Я. Физика. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. — 19-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 366 с.

2.     Диск «Физика-10»  к учебнику Мякишев Г.Я. Физика. 10 кл.

3.     Диски «Физика Кирилла и Мефодия» 7 – 11 классы.

 

Категория: Физика | Добавил: natali_k78
Просмотров: 4344 | Загрузок: 497 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 2
2 RAV  

1 RAV  
Уважаемая коллега!

Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Пятом открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиа урок в современной школе»! Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Пятом открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиа урок в современной школе»и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" www.moi-mummi.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.

Руководитель экспертной комиссии «Предметы точных дисциплин» А.В. Русяева.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]